Аннотация:
Проводится отличие формы собственности от объекта престу-
пления. Обосновывается недопустимость дифференциации уголовной ответ-
ственности за имущественные преступления путем выделения признаков пред-
мета, потерпевшего, способа, указывающих на форму собственности в законе,
а также при толковании признака специального субъекта хищений в постанов-
лении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. Обнаруживается ори-
ентация специальных видов мошенничества на различные формы собственно-
сти. Критикуется применение казуистических диспозиций в статьях гл. 21 УК
РФ. Регламентация признаков преступлений против собственности в УК РФ рас-
сматривается с точки зрения соответствия конституционному принципу ра-
венства форм собственности. Выявляется тенденция усиления ответственно-
сти за посягательства на государственную и муниципальную собственность —
в действующем и проектируемом уголовном законодательстве, а также в УПК
РФ. Констатируется недооценка законодателем значения собственности как
объекта преступления. Предлагается делать акцент на равенстве форм соб-
ственности в научных исследованиях и образовательном процессе.
Автор: Борисова О.В.
Рубрика:
Дискуссионная трибуна
Тресцова Е.В.
Аннотация:
Реформирование российского гражданского законодательства соз-
дало серьезные предпосылки для развития оборота недвижимого имущества, в
основе которого лежат представления о понятии недвижимости и критериях
его дифференциации от иных вещей. Вместе с тем законодатель не учел запросы
правоприменительной практики и не разрешил вопросы о трактовке квалифи-
кации прочной связи объекта с землей и невозможности перемещения его в про-
странстве без несоизмеримых затрат целевому назначению. Арсенал юридиче-
ских средств был отодвинут из сферы права в практическую область. Именно
там сформировались дефиниции будущей недвижимой вещи и критерии ее обо-
ротоспособности. Кроме того, суды выразили свое отношение к связи земельно-
го участка и расположенных на нем вещей через понятие улучшения земельного
участка С учетом исторической традиции национального законодательства и
зарубежного опыта были исследованы концепции единого объекта недвижимого
имущества и множественности объектов недвижимости, а также частные слу-
чаи из судебной практики о составных недвижимых вещах, главной вещи и при-
надлежности С введением в оборот новеллы о едином недвижимом комплексе
предпринята попытка установления его особенностей и соотношения с иными
гражданско-правовыми категориями. Понятие единого недвижимого комплекса
соотнесено с единицей технического учета — домовладением. Сделаны выводы
о необходимости построения института об обороте недвижимого имущества
в направлении развития единого объекта недвижимости и запросов правопри-
менительной практики.
Автор: Тресцова Е.В.
Рубрика:
Совершенствование законодательства
Петрова Е.А.
Аннотация:
Предметом настоящего исследования выступает проблема струк-
турного строения нормы права. Анализируются подходы к элементам струк-
туры нормы права, существующие в различных правовых традициях: в рома-
но-германской (на примере права РФ) и англо-американской (на примере права
США). Также обращается внимание на специфику норм международного права
по сравнению с внутригосударственным правом. Приводятся конкретные при-
меры из действующих нормативных правовых актов и других формальных ис-
точников, иллюстрирующие специфику структурного строения нормы права
(трехзвенная, двухзвенная структура и др.) В качестве основных методов иссле-
дования используются диалектический метод, общелогические методы (анализ,
синтез), сравнительно-правовой, формально-юридический (догматический) и др.
Делается вывод о том, что наиболее точно отражает природу нормы права
традиционно выделяемая в отечественной юриспруденции её трехзвенная ло-
гическая структура. Для традиции же общего права первостепенное значение
имеет установление такого элемента, как ratio decidendi. Подчеркивается, что
решение вопроса о структуре нормы важно не только с теоретической, но и с
практической точек зрения, т.к. только при правильном выявлении всех элемен-
тов нормы права можно понять её подлинное содержание и тем самым обеспе-
чить эффективное действие права.
Автор: Петрова Е.А.
Рубрика:
Статьи без рубрики
Лебедева О.Ю.
Аннотация:
Предметом исследования выступает законодательство РФ и
стран — участников Европейского Союза, регулирующее установление проис-
хождения детей, в том числе и рожденных при помощи вспомогательных репро-
дуктивных технологий, а также документы, разработанные на уровне Совета
Европы, определяющие основные принципы правового регулирования установ-
ления происхождения детей и имеющих целью сгармонизировать европейское
законодательство в данной сфере. Кроме того, в статье проанализированы
отдельные аспекты европейской правовой доктрины, исследующей примене-
ние вспомогательные репродуктивных технологий и отдельные аспекты уста-
новления происхождения детей. При подготовке статьи использованы, прежде
всего, такие общефилософские и общенаучные методы, как диалектический
метод познания, а также сравнительный, формально-логический, системный,
статистический, анализ, синтез, социологический, конкретно-исторический;
использованы также специальные методы, принятые в юриспруденции, та-
кие как догматический, формально-юридический, нормативный и др. Научная
новизна заключается в том, что впервые проведен анализ законодательства
европейских государств и документов Совета Европы, регулирующих уста-
новление происхождение детей, выявлены проблемы правового регулирования
установления происхождения детей, рожденных при помощи методов вспомо-
гательной репродукции, в странах Европы.В рамках проведенного исследования
автор приходит к выводу, что страны Европейского Союза сталкиваются с
такими же проблемами правового регулирования установления происхожде-
ния детей, рожденных при помощи вспомогательных репродуктивных техно-
логий, как и Россия. Единообразные подходы к их решению в правовом простран-
стве Европы еще не выработаны. Более того, сами европейские ученые еще не
в полной мере осмыслили базовые правовые ценности, которые должны лечь в
основу правового регулирования данных отношений, что затрудняет форму-
лировку и принципов их правового регулирования.
Автор: Лебедева О.Ю.
Рубрика:
Сравнительное правоведение
Грачева Ю.В., Чучаев А.И.
Аннотация:
В статье дается анализ положений доктрины российского уго-
ловного права XIX — начала XX вв. о понятии уголовного закона, его признаках,
действии во времени и пространстве, а также непосредственно связанных с
ним институтов выдачи преступников и права убежища, раскрыта правовая
природа последних и показано их отражение в Советском уголовном уложении.
В ней представлены взгляды по указанным вопросам ряда известных ученых-
криминалистов
и международного права XIX — начала XX вв.: А.Ф. Бернера,
В.Э. Грабаря, А.Ф. Кистяковского, Ф. Листа, Ф.Ф. Мартенса, Н.А. Неклюдова,
Д.П. Никольского, П.П. Пусторослева, Н.Д. Сергеевского, Н.С. Таганцева, Л.А. Шал-
ланда, А.А. Штиглица и др. В частности, рассмотрены концепции широкого и
узкого понимания закона, действия закона во времени и по кругу лиц, иммуните-
ты и их виды, экстрадиции собственных граждан по запросу других государств
и т.д. В статье отмечается, что к времени разработки Советского уголовного
уложения действовал Закон от 19 марта 1911 г. Государственной Думой Россий-
ской империи был утвержден Закон «О выдаче преступников по требованиям
иностранных государств», признанный одним из лучших экстрадиционных нор-
мативных правовых актов в Европе. Однако комиссия по составлению Уложения
не воспользовалась имеющимся законодательным опытом, а представила, по
сути, норму, которая текстуально совпадает с аналогичной нормой Уголовного
уложения 1903 г., неоднократно подвергавшейся обстоятельной критике.
Автор: Грачева Ю.В., Чучаев А.И.
Рубрика:
История государства и права
Соколова О.В., Степанова И.Б.
Аннотация:
Предметом исследования является система общественных отно-
шений по исполнению лишения свободы в связи с обеспеченностью трудовой за-
нятости осужденных, находящихся в исправительных учреждениях. Несмотря
на установленный Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до
2020 г. явный приоритет социальной и психологической работы, значение тру-
да как одного из средств исправления осужденных к лишению свободы оценива-
ется довольно высоко. На сегодняшний день наибольшее внимание привлечено к
проблеме создания новых принципов и подходов к исправлению осужденных, что
незаслуженно отодвинуло на второй план вопросы законодательного регулиро-
вания привлечения их к труду, в том числе индивидуальной предприниматель-
ской деятельности. Приводятся данные исследования, проведенного авторами
статьи на базе четырех колоний Ивановской области, позволяющие получить
некоторое представление о результатах исправительного процесса. Условия
индивидуальной трудовой занятости осужденных, выработанные два десяти-
летия назад федеральными органами исполнительной власти, соотносятся с
современными законодательными положениями и теоретическими представ-
лениями. Предлагается внести изменения в ст. 103 Уголовно-исполнительного
кодекса РФ, а также в ст. 1, 17 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы»; разработать новую инструкцию,
регламентирующую организацию индивидуальной трудовой деятельности на
территории исправительных учреждений.
Автор: Соколова О.В., Степанова И.Б.
Рубрика:
Совершенствование законодательства
Карлявин И.Ю.
Аннотация:
Исследование посвящено методологически важным аспектам
таких категорий, как fides и bona fides. Акцент делается на формирование на-
званных категорий в трудах римских юристов, а также на развитие учения о
доброй совести в работах немецких ученых-романистов. Именно в период рас-
цвета римского частного права fides и bona fides приобретают правопримени-
тельное значение. Окончательное научное обоснование названные категории
получают в трудах немецких ученых-пандектистов. Наряду с исследованием
сущностных характеристик категорий fides и bona fides, в сферу внимания
автора попадают правоотношения, формирование которых происходит под
влиянием доброй совести. Немаловажным является определение направлений
современных исследований fides и bona fides. Окончательная цель, — грамотное
формирование современных аналогов доброй совести, в Германии, — Treu und
Glauben, в России, — категории добросовестность и одноименного принципа.
Наряду с традиционными методами научного исследования (анализ, синтез,
сравнительное правоведение), автор стремится выстроить свое исследо-
вание преимущественно на базе источников римского права и трудах немец-
ких ученых. Методологическая цель — выявить преемственность во взглядах
римских юристов и немецких (немецкоязычных) ученых разных поколений. В
современной российской и зарубежной правовой доктрине сравнительные ис-
следования таких категорий, как fides и bona fides, встречаются нечасто. Обе
категории имеют самостоятельное правовое, в том числе и методологиче-
ское значение. Между ними существует определенная связь и взаимодействие.
Благодаря общим нравственным истокам обе категории оказывают сильное
влияние на конструирование правовых отношений. Bona fides в большей степе-
ни тяготеет к частному праву. Замечательно, что bona fides служит формой
реализации aequitas (справедливости).
Автор: Карлявин И.Ю.
Рубрика:
История государства и права
Капралова Ю.Г.
Аннотация:
Данная статья посвящена анализу существующего законодательства
об общественном контроле в России, проблемах разработки и принятия единого за-
кона, регулирующего общественные отношения в сфере контроля, а также теоре-
тическим вопросам определения понятия общественного контроля и составляющих
его институтов. Предметом изучения стали общественые отношения, складываю-
щиеся по поводу осуществления общественного контроля, федеральное и региональ-
ное законодательство об общественном контроле. Исследовалась практика работы
различных органов общественного контроля: Общественная палата РФ, обществен-
ные палаты субъектов, общественные советы и общественные наблюдательные
комиссии. В решении поставленных задач в работе были использованы общенаучные
и частнонаучные методы познания: системный, структурный, сравнительно-право-
вой, формально-юридический, проблемно-теоретический и др. Комплексное примене-
ние названных методов позволило осуществить системный анализ основных вопро-
сов исследования. В настоящее время на федеральном уровне отсутствует единый
законодательный акт, посвященный системе общественного контроля, его субъек-
там, объектам такого контроля, полномочиям и компетенции органов по контролю.
Возможности института общественного контроля в сфере защиты прав граждан,
противодействия коррупции, развития альтернативных способов контроля за де-
ятельностью органов власти представляются достаточно обширными. В России
сформировалась определенная практика работы органов общественного контроля.
Однако приходится отмечать, что эта практика носит неоднородный характер.
Вызвано это прежде всего отсутствием как единого теоретического подхода к по-
нятию «общественный контроль», так и единого законодательства в данной сфе-
ре. Общественный контроль действует на федеральном, региональном уровнях и на
уровне местного самоуправления. Общественный контроль постепенно пронизыва-
ет все сферы общественных отношений (правоохранительная и пенитенциарная
система, государственная служба, избирательная система, природоохранная дея-
тельность и т.д.). Постепенно формируется целая система институтов контроля:
Общественная палата РФ и субъектов, общественные наблюдательные комиссии,
общественные советы при органах государственной власти и местного самоуправ-
ления. Об общественном контроле упоминается в различных действующих норма-
тивных правовых актах. Законодательная практика движется в нескольких направ-
лениях. Во-первых, на федеральном уровне принимаются законы, посвященные обще-
ственному контролю в различных сферах. Во-вторых, формы общественного контро-
ля включаются в виде отдельных положений в специальные законодательные акты,
посвященные регулированию отдельных общественных отношений. В-третьих,
НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ
122 № 1 (Том XCVIII) ЯНВАРЬ 2015
LEX RUSSICA Научное сообщение
отдельные формы общественного контроля регулируются подзаконными актами.
В-четвертых, в связи с отсутствием федерального закона об общественном контро-
ле субъекты РФ принимают самостоятельно региональные законы об общественном
контроле. Безусловно, такое разнообразное регулирование негативно сказывается на
принципе единства системы законодательства в России. Таким образом, скорейшее
принятие и подписание федерального закона об общественном контроле станет
важным этапом систематизации законодательства и, возможно, появления само-
стоятельной отрасли российского законодательства — законодательства об обще-
ственном (гражданском) контроле.
Автор: Капралова Ю.Г.
Рубрика:
Научное сообщение
Бибиков А.И.
Аннотация:
В статье исследуется история возникновения и юридическая при-
рода института права застройки (суперфиция). Прослеживаются особенности
формирования римской правовой (классической) модели права застройки и вос-
приятия данного института в зарубежном гражданском законодательстве.
Отмечается, что одни страны используют классическую римскую модель права
застройки, другие — модель «разделенной собственности» на земельный уча-
сток и на возведенный на нем объект недвижимости. Дается анализ герман-
ской модели наследственного права застройки, на основании которого делается
вывод о ее самостоятельности и уникальности. Использование исторического
и сравнительно-правового методов исследования позволяет выявить содержа-
тельные различия используемых моделей права застройки и специфику их реа-
лизации в странах романо-германской системы права и странах СНГ. Исследу-
ются подходы отечественной цивилистической доктрины к построению права
застройки и особенности его представления в проекте новой редакции Граж-
данского кодекса РФ. Констатируется, что проект новой редакции ГК РФ допу-
скает существование двух моделей права застройки: проектной и классической.
Критически анализируется проектная модель права застройки в сравнении с его
римской и германской правовыми конструкциями, даются рекомендации по ее со-
вершенствованию.
Автор: Бибиков А.И.
Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права
Поцелуев Е.Л., Кузьмина О.В.
Аннотация:
Предмет статьи — юридическое образование в г. Иваново-Вознесенске
(1918–1922), деятельность Ивановского факультета ВЮЗИ (1951–1974), учреждение,
становление, развитие и современное состояние юридического факультета Иванов-
ского государственного университета в условиях реформирования системы высшей
школы страны, интеграции в европейское образовательное пространство. Ее цель —
изложение истории возникновения юридического образования на ивановской земле,
эволюция и характеристика деятельности юридического факультета классического
университета в начале XXI в., позитивный опыт в учебной и научной работе, между-
народном сотрудничестве и академической мобильности студентов и преподавате-
лей; комплексное изучение темы. Авторы использовали диалектический, историче-
ский, логический, системно-структурный, формально-юридический и сравнительно-
правовой методы, принципы историзма, диалектики и формальной логики. В хроноло-
гической последовательности изложено возникновение, восстановление и развитие
юридического образования в г. Иваново; показаны достижения ученых-юристов, рабо-
тавших в областном центре в советский и постсоветский периоды. Статья может
быть использована при изучении теории государства и права, истории политических
и правовых учений, конституционного, административного, уголовного и уголовно-
процессуального права РФ, криминологии, международного права и др. Текст может
быть полезен специалистам, изучающим историю отечественного юридического об-
разования. Указанные в публикации названия элективных курсов могут заинтересо-
вать коллег из других юридических факультетов и юридических вузов. Статья необ-
ходима для поддержания традиций и преемственности высшего юридического обра-
зования страны. Она может быть полезна работодателям. Традиции юридического
образования закладывали выпускники столичных университетов, известные ученые-
юристы, затем — преподаватели и аспиранты ВЮЗИ, МГУ и ЛГУ. Факультет подго-
товил более 10 тыс. дипломированных специалистов. Ежегодно проводит междуна-
родные научные конференции, имеет научные связи с ведущими юридическими вузами
и факультетами России, Украины, Турции, ФРГ, других стран. Преподаватели издают
свои монографии в Иванове и Москве; публикуют научную продукцию в российских и
заграничных рецензируемых научных журналах.
Автор: Поцелуев Е.Л., Кузьмина О.В.
Рубрика:
Визитная карточка
Аннотация:
Речь идет об универсализации социального государства в эпоху гло-
бализации, о детерминантах и неизбежности приватизации социальной функ-
ции современного государства, о критериях различных классификаций социаль-
ного государства, об изменении сущности социального государства: оно отказа-
лось (или отказывается) от прямого патернализма в виде долгосрочных пособий
по безработице и предлагает ему в замену помощь в активизации трудоспособ-
ного населения в виде программ по профессиональной переподготовке безработ-
ных в случае возникновения устойчивых проблем по трудоустройству по перво-
начально приобретенной специальности. Имеет место концептуальный пере-
смотр основных принципов теории социального государства, трансформации
всей его традиционной системы категорий. В ходе проведенного исследования
проблемы были комплексно использованы диалектический, дедуктивный метод
и метод сравнительного анализа. Выявлены сущностные изменения концепта
социального государства и определены условия конвергенции его различных мо-
делей. При этом особо учитывался этнокультурный фактор, контекстно ко-
торому существовало репрезентативное социальное государство. Возможная
рецепция позитивного опыта строительства социального государства в раз-
личных странах позволит оптимизировать социальную функцию государства в
современной России.
Автор: Родионова О.В.
Рубрика:
Исследование российской государственности
Аннотация:
Предметом исследования выступают процессы подготовки вы-
пускников юридических вузов и факультетов в соответствии с требованиями
Федеральных государственных образовательных стандартов, нацеленных на
формирование личности, новые методы диагностики профессиональных юри-
стов и новые приемы формирования высококвалифицированных специалистов
в области юриспруденции, ориентированные не только на профессиональную
компетентность, но и на достижение такого правового качества, как право-
вая идентичность, обеспечивающего отношение к праву как ценности, способ-
ной изменить и внутренний мир человека, и его правовое поведение. Работа
основана на методологии социальной антропологии, позволяющей выделить в
субъекте и социальность, и индивидуальность, а также междисциплинарном
методе, направленном на использование достижений общественных и гумани-
тарных наук наравне с юриспруденцией. В научный оборот вводится категория
правовой идентичности. Концепт правовой идентичности на основе выявлен-
ных недостатков в сфере профессиональных юристов позволяет предложить
новые подходы в преподавании правовых дисциплин, уточнить техники диагно-
стирования профессиональной пригодности, выявить необходимость внесения
изменений в символические формы (присяги), опосредующие включение в юри-
дическое сообщество. При этом достижение правовой идентичности рассма-
тривается в качестве необходимой предпосылки и изменения качества про-
фессиональных юристов, и повышения доверия к правоохранительной системе
и правопорядку в целом.
Автор: Исаева Н.В.
Рубрика:
Проблемы юридического образования
Таибова О.Ю.
Аннотация:
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав занимают
особое место среди субъектов системы профилактики безнадзорности и правона-
рушений несовершеннолетних. Можно сделать вполне обоснованный вывод о госу-
дарственной природе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, их
принадлежности к исполнительной власти. Правовой статус комиссий по делам не-
совершеннолетних и защите их прав, образуемых в субъектах РФ и на территории ор-
ганов местного самоуправления, следует определять как статус федеральных тер-
риториальных органов Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав. Это потребует детальной регламентации в федеральном законе
порядка образования и деятельности, прав и обязанностей указанных комиссий. В
федеральном законе, безусловно, должен быть решён вопрос о финансировании и ма-
териальном обеспечении комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
деятельности всех уровней. С целью постоянного повышения уровня образования
работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо
разработать и регламентировать обязательность реализации путей информаци-
онной осведомлённости. Поэтому к кадрам комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав должны предъявляться самые высокие требования, связанные со
знанием как правовых вопросов ответственности несовершеннолетних, так и воз-
растной психологии отклоняющегося поведения. Следует также определить компе-
тенцию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав каждого уровня,
их права и обязанности и формы деятельности. Нерешённость кадровых вопросов
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, дефекты в организации её
деятельности, приводящие к поспешному, а порой и некомпетентному разрешению
конкретных дел о правонарушениях, не согласуются с её полномочиями по примене-
нию к правонарушителям мер государственного принуждения. В федеральном зако-
не необходимо также изложить порядок рассмотрения материалов (дел) КДН и ЗП.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав всех трёх уровней состав-
ляют единую систему, следовательно, решения, принимаемые по рассматриваемым
материалам, в том числе по делам об административных правонарушениях, район-
ными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних
и защите их прав, могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию. На практике
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не являются в полной мере
координирующим органом, а лишь выполняют функцию контроля.Деятельность ко-
миссий по делам несовершеннолетних и защите их прав должна стать действенной
и наиболее эффективной на практике, в этих целях необходимо введение штатных
инспекторов. Это возможно только тогда, когда будет принят в Государственной
Думе Федерального Собрания РФ федеральный закон, регламентирующий деятель-
ность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Без прочной совре-
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
60 № 1 (Том XCVIII) ЯНВАРЬ 2015
LEX RUSSICA Совершенствование законодательства
менной законодательной основы успешная деятельность вряд ли возможна. Таким
образом, назрела крайняя необходимость в принятии федерального закона, регламен-
тирующего деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
в новых условиях, в том числе регламентирующего исполнение ими государственных
полномочий по координации деятельности органов и учреждений системы профилак-
тики. Необходимость укрепления правового статуса и роли комиссий по делам несо-
вершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации тоже очевидна. Для этого
следует разработать и принять нормативные правовые акты, регламентирующие
не только порядок образования и функционирования комиссий по делам несовершенно-
летних и защите их прав, но и их кадрового обеспечения на федеральном, региональ-
ном и муниципальном уровнях.
Автор: Таибова О.Ю.
Рубрика:
Совершенствование законодательства
Аннотация:
Институт альтернатив уголовному преследованию проанализи-
рован через призму объективной и универсальной тенденции дифференциации
способов официальной реакции государства на нарушение уголовного закона.
Определено место альтернативных мер в системе уголовного судопроизвод-
ства. Подняты проблемы оптимальных процессуальных форм освобождения от
уголовной ответственности и прекращения уголовных дел в контексте таких
направлений современной уголовно-процессуальной политики России, как диф-
ференциация уголовного процесса, демократизация и примирение. Исследованы
основные положения концепции восстановительного правосудия, а также опыт
проведения медиативных процедур по делам несовершеннолетних. Исследование
проведено в историческом и сравнительно-правовом аспектах с учетом общих
тенденций развития уголовного и уголовно-процессуального права большинства
современных государств. Выявлена тенденция применения судами РФ восстано-
вительных процедур при производстве по делам несовершеннолетних и уста-
новлена общая схема использования ими примирительных программ на основе
обобщения правоприменительной практики. Существует единство общемиро-
вых и российских тенденций развития альтернатив уголовному преследованию.
Необходимо использовать обширный опыт зарубежного судопроизводства по
их применению. Альтернативы уголовному преследованию являются одной из
форм дифференциации уголовного процесса, это институт уголовно-процес-
суального права. Альтернативные меры должны дополнять классическую уго-
ловную юстицию. Российским вариантом альтернатив являются институты
освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовных дел.
Восстановительное правосудие один из возможных вариантов альтернатив
уголовному преследованию. Российское уголовно-процессуальное законодатель-
ство содержит потенциал для развития примирительных форм разрешения
уголовно-правовых конфликтов. Необходимо внедрять примирительные проце-
дуры в российский уголовный процесс. Медиация имеет непосредственную связь
с институтами традиционного уголовного судопроизводства. Возможна им-
плементация процедуры медиации в российское уголовно-процессуальное зако-
нодательство. Необходимо разработать закон о медиации в рамках уголовного
судопроизводства. В некоторых субъектах РФ успешно применяются элементы
восстановительного правосудия с учетом рекомендаций международно-право-
вых актов при производстве по делам несовершеннолетних.
Автор: Кузьмина О.В.
Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права