Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 11 за 2014 год


Статей в номере: 14

Самый читаемый автор номера: Кочетков В.В.

Аннотация:
Причины неудачи первой попытки конституционализации российской власти в 1905–1917 гг. до сих пор обсуждаются российским научным сообществом. Однако дискуссия ведется только с точки зрения того, насколько полно или, наоборот, неполно были рецептированы конститу-ционные институты в Основных законах 1906 г. Иначе говоря, рассматривая Конституцию, надо также анализировать, осуществляет ли данный закон конституционализацию власти и общества, т.е. способствует ли он имплементации базовых ценностей конституционализма в правосознание и практику государственного управления. В статье обосновывается позиция, согласно которой причины этой неудачи кроются в том, что ни сторонники самодержавия, ни его противники не занимались имплементацией базовых ценностей конституционализма в народное правосознание и правоприменение. Автор использует историко-сравнительный метод, а также формально-юридический метод анализа текста Основных законов 1906 г. Архетипы российского правосознания начала ХХ в. (самодержавие главы государства и дистинкция верховного и подчиненного управления) не способствовали успеху первой попытки конституционализации русской власти. Более того, самодержавное правосознание способствовало тому, что российская правящая элита того времени посчитала возможным игнорировать перспективы конституционализации власти императора и тем самым она привела Российскую монархию к катастрофе 1917 г. Российские конституционалисты начала ХХ в., к сожалению, не смогли раци-онализировать эти архетипы народного правосознания, чем невольно содействовали мнимому конституционализму.


Автор: Кочетков В.В.


Рубрика:
Исследование российской государственности


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Кленова Т. В.,ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ. ОБЩАЯ И ОСОБЕННАЯ ЧАСТИ: учебное пособие / отв. редакторы д-р юрид. наук, проф. А.И. Чучаев; канд. юрид. наук Е.В. Лошенкова. – М.: КОНТРАКТ, 2014. – 320 с., // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). – № 11. – С.1371 - 1373.


Автор: Кленова Т.В.


Рубрика:
Книжная полка


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Авторы анализируют основные изменения, направленные на защиту детей от сексуальных преступлений, внесенные в Уголовный кодекс РФ в последние годы. Отмечается отсутствие системности этих изменений. С учетом этапности биологического и социально-психологического со-зревания несовершеннолетних при оценке общественной опасности сексу-альных посягательств в отношении детей следует выделять следующие воз-растные периоды: до 10 лет, от 10 до 14 лет, от 14 до 16 лет и от 16 до 18 лет. Подробно обсуждается общественная опасность сексуального насилия со стороны близких родственников (инцест). С учетом исторического российского и международного опыта авторы предлагают повысить возраст защиты сексуальной неприкосновенности детей до 18 лет, установить уголовную ответственность за инцест, совершенный совершеннолетними лицами, а инцестуозные посягательства на детей рассматривать как особо отягчающее обстоятельство. Для познания внешней и внутренней формы правовых явлений ис-пользуется формально-юридический или юридико-технический, догматический метод; для анализа отечественного и зарубежного законодательства – сравнительно-правовой метод; для уяснения позиции законодателя – метод толкования . Научная новизна работы заключается в сформулированных авторами на основании анализа отечественного и зарубежного законодательства предложениях по внесению изменений и дополнений в УК России: установить уголовную ответственность за инцест; рассматривать педофильный инцест как особо квалифицирующий признак преступления; тяжесть наказания за сексуальные преступления в отношении детей связывать со следующими возрастными периодами: до 10 лет, 10–14 лет, 14–16 лет и 16–18 лет.


Автор: Дьяченко А.П., Цымбал Е.И.


Рубрика:
Совершенствование законодательства


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена проблеме содержания государственной правоохранительной службы и определения ее видов в правоохранительной системе государства. Автором предлагается самостоятельное определение правоохранительной системы как совокупности государственных органов, наделенных в установленном порядке полномочиями в области осуществления правосудия, прокурорской и следственной деятельности, а также исполнительно-распорядительными полномочиями в области обеспечения безопасности, поддержания законности и правопорядка, борьбы с преступностью, за-щиты прав и свобод человека и гражданина, полномочиями по применению мер правового принуждения в рамках осуществления административной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и уголовно-исполнитель¬ной деятельности. В статье обосновывается возможность выделения следующих видов государственной правоохранительной службы: в органах Прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ; в органах внутренних дел; в органах Министерства РФ по делам гражданской обороны; в органах Федеральной таможенной службы РФ; в органах Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; в органах Федеральной службы исполнения наказаний РФ; в органах Федеральной службы судебных приставов РФ.


Автор: Нагорных Р.В.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В науке неоднократно предпринимались попытки по анализу и систематизации действующего российского законодательства, изучению международного опыта и существующих доктринальных воззрений по использованию терминологии в отношении сделок, осложненных иностранным элементом. В настоящее время можно констатировать, что с учетом продолжающейся реформы гражданского законодательства РФ ситуация с использованием терминологического аппарата требует дальнейшего поиска ее разрешения. Ни в советском гражданском законодательстве, ни в ныне действующем Гражданском кодексе РФ не дано легального определения понятия «внешнеэкономическая сделка». Более того, с принятием некоторых последних изменений, в том числе в раздел VI Гражданского кодекса РФ, всяческое упоминание о внешнеэкономической сделке как таковой полностью исчезло из содержания этого основополагающего нормативного правового акта. Из анализа других законов и подзаконных актов, так или иначе за-трагивающих внешнеэкономическую деятельность, также нельзя вывести ни определение «внешнеэкономической сделки», ни четкие критерии отграничения такого рода сделок от иных, осложненных иностранным эле-ментом. Разница в использовании терминологических понятий с точки зрения гражданского права и иных, публичных отраслей права, порождает существенную путаницу в использовании этих понятий и квалификации сделок как внешнеэкономических. Анализируя ныне действующее законодательство, существующие доктринальные воззрения, с учетом бурно развивающихся международных коммерческих отношений, автор вносит предложение об использовании термина «международный коммерческий договор» как основного понятия, подразумевающего под собой сделку, осложненную иностранным элементом, связанную с осуществлением предпринимательской деятельности. По результатам проведенного исследования предлагается включить данное понятие в содержание раздела VI Гражданского кодекса РФ в виде самостоятельной статьи 1211.1 «Право, применимое к международным коммерческим договорам». В статье показана необходимость единообразного применения терми-нологии как в области гражданского законодательства, регулирующего сделки, осложненные иностранным элементом, так и в области публичного права, предусматривающего специальные требования к ним. Это позволит в будущем избежать многочисленных судебных споров по делам о привлечении к ответственности за несоблюдение требований специального законодательства об экспорте, валютном и таможенном регулировании.


Автор: Симатова Е.Л.


Рубрика:
Международное частное право


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье ставится вопрос о необходимости и целесообразности унификации уголовно-правовых норм об ответственности за таможенные преступления государств – членов Таможенного союза посредством формирования интеграционного уголовного права Таможенного союза. Опираясь на результаты научных исследований интеграционной проблематики, анализ договорно-правовой базы евразийской интеграции, итоги заседания Высшего Евразийского экономического совета 10 октября 2014 г., автор обосновывает вывод об унификации материально-правовых оснований привлечения к уголовной ответственности за таможенные преступления как о естественном логическом продолжении сложившихся и поступательно совершенствующихся единых правил экономического сотрудничества. Важная роль в обосновании этого тезиса отводится специфике уголовного права как отрасли права, имеющей в своем арсенале самые жесткие меры государственного воздействия к нарушителям, а поэтому особенно остро нуждающейся в соответствии международным стандартам, принципам законности, справедливости, равенства. Предпочтительность модели интеграционного уголовного права как составной части интеграционного права Таможенного союза обусловлена его соответствием статусу Таможенного союза как меж-государственного интеграционного объединения регионального уровня, задаче унификации права как наиболее эффективному способу универсализации правового регулирования, а также собственным вкладом в формирование интеграционного права Таможенного союза в целом.


Автор: Ныркова Н.А.


Рубрика:
Дискуссионная трибуна


Читать на сайте журнала

МОСКАЛЕНКО


Лушников А.М., Лушникова М.В.

Аннотация:
В статье рассмотрен жизненный путь и научное наследие заместителя директора по научной работе и заведующего кафедрой трудового и колхозного права ВЮЗИ в 1948–1949 гг. Георгия Кирилловича Моска-ленко. Сделан вывод о том, что он внес заметный вклад в развитие советской науки трудового права, исследовал целый ряд актуальных проблем отрасли. В качестве принципов трудового права он называл право на труд, право на оплату труда по количеству и качеству в форме заработной платы, право на отдых, право на государственное обеспечение в порядке социального страхования, право на бесплатное производственное обучение, право работников на объединение в профсоюзы, обязанность соблюдать трудовую дисциплину и др. Кроме того, он достаточно активно разрабатывал проблемы истории трудового права. Им уделено существенное внимание учениям о коллективном договоре, заработной плате, кодификации трудового законодательства. Отмечено, что он долгие годы находился на руководящих постах в сфере образования, возглавлял кафедры в ВЮЗИ и МГУ.


Автор: Лушников А.М., Лушникова М.В.


Рубрика:
Имя в науке


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Отсутствие четкой правовой регламентации понятия и перечня функций прокуратуры порождает острые дискуссии в юридической литературе. В связи с этим в статье излагается авторский взгляд на данные вопросы, обосновывается несовпадение понятий «функций» и «основных направлений деятельности» прокуратуры, а также освещается сущность имеющихся в настоящее время функций. В частности, дается описание функции прокурорского надзора и его отраслей, а также ненадзорных функций, таких как: координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; уголовного преследования; участия в рассмотрении дел судами; участия в правотворческой деятельности; международного сотрудничества и др. При этом подчеркивается значимость каждой функции и выражается несогласие с господствующей точкой зрения о главенствующем положении функции надзора. Особое внимание уделяется вопросам соотношения функций друг с другом. Кроме того, отмечается ошибочность высказываемых мнений об отнесении к функциям таких видов деятельности, которые функциями считаться не могут. На основании проведенного исследования дается последовательное описание прокурорских функций и предлагается на законодательном уровне скорректировать определение «прокуратуры», четко обозначить понятия «функций» и «основных направлений деятельности» прокуратуры, а также перечень функций и подфункций, что придаст определенность и значимость назначения прокуратуры Российской Федерации.


Автор: Гальченко А.И.


Рубрика:
Дискуссионная трибуна


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена анализу отдельных парадигмально-гносеологических аспектов предметно-объектной области криминалистики. Приводится обоснование методологического значения системного подхода к исследованию объекта науки и его отражения в теории криминалистики. Автор отмечает, что структура современных уголовно-процессуальных отношений предполагает рассмотрение их с позиций различных системных образований, отражающих разнообразные системообразующие связи, анализ которых необходим криминалистике в целях адекватной (данным системам) разработки практических рекомендаций. Поступательное преобразование уголовного судопроизводства, становление и развитие современных его институтов закономерно приводят к переосмыслению традиционных и появлению новых криминалистических систем, их обеспечивающих. Наличие внутрисистемных зависимостей предполагает рассмотрение объекта криминалистического исследования как целостной системы, обладающей свойствами, не выводимыми только из свойств отдельных составляющих его явлений и процессов объективной действительности. Анализируются традиционные концепции понимания закономерных связей в процессе познания объективной действительности объекта науки, а также современное состояние научных изысканий в данной области. Автор приводит свое видение этих элементов в предмете современной криминалистики. Отмечаются тенденции развития криминалистического знания. Дается анализ уголовного преследования как объекта криминалистического познания. По мнению автора, механизм расследования как объект криминалистического познания не способен в современных реалиях выступать той моделью, проецирование которой на практику может служить основой для разработки эффективных рекомендаций по изобличению лица, совершившего преступление, на протяжении всего уголовного судопроизводства, вплоть до вступления приговора суда в законную силу. Обосновывается необходимость формирования частных криминалистических теорий, а именно: тактических основ деятельности государственного обвинителя и методики поддержания государственного обвинения по делам отдельных категорий.


Автор: Кисленко С.Л.


Рубрика:
Междисциплинарные исследования


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Предметом исследования выступают актуальные теоретические вопросы определения понятия вещного преимущественного права покупки чужой недвижимости, сравнительный гражданско-правовой анализ его содержания как нового ограниченного вещного права для России с опорой на действующее российское и зарубежное гражданское законодательство, доктрину, ключевые программные документы по его развитию (Концепцию развития законодательства о вещном праве от 18 марта 2009 г., Концепцию развития гражданского законодательства от 7 октября 2009 г., Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ») и правоприменительную практику. Содержащиеся в работе научные положения и конкретные предложения по совершенствованию действующего российского гражданского законодательства в части за-крепления в нем нового ограниченного вещного преимущественного права покупки чужой недвижимости сформулированы с использованием диалектического, формально-юридического, метода моделирования, конкретно-исторического, структурно-функционального, сравнительно-правового, конкретно-социологического методов научного исследования, которые и позволили разработать новый подход в определении понятия и содержания вещного преимущественного права покупки чужой недвижимости. Проанализировав нормы действующего российского гражданского законодательства о вещных правах, ключевые программные документы по его совершенствованию, отечественную и зарубежную цивилистические доктрины, положения кодифицированных актов зарубежного гражданского законодательства, в частности Германии, Латвии, Эстонии и Молдовы, автор формулирует определение понятия вновь вводимого в российское гражданское право ограниченного вещного преимущественного права покупки чужой недвижимости, обосновывает целесообразность его законодательного закрепления, детально раскрывает его правомочия.


Автор: Гребенкина И.А.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Международно-правовые стандарты судейской независимости допускают возможность двух типов организации первоначального дисциплинарного органа, привлекающего судей к дисциплинарной ответственности: суд или независимый орган судейского сообщества. Указанные типы первоначального дисциплинарного органа являются допустимыми при возможности обжалования его решения в суд. В Российской Федерации закреплена несудебная форма первоначального дисциплинарного органа, представленная квалификационными коллегиями судей, являющимися органами судейского сообщества. В условиях изменения государственно-правовой формы суда, осуществляющего контроль решений квалификационных коллегий судей (образования в 2009 г. Дисциплинарного судебного присутствия, а с 2014 г. – Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ), актуализируется вопрос об оптимальной форме первоначального дисциплинарного органа в отношении судей, о необходимости создания дисциплинарного суда взамен квалификационных коллегий судей. Решение научной задачи по обоснованию надлежащей формы первона-чального дисциплинарного органа проведено с позиции тесной взаимосвязи между независимостью судебной власти и дисциплинарной ответственностью судей. Ценностный подход к предназначению органов судейского сообщества южноевропейской модели (в Российской Федерации – квалификационных коллегий судей) позволил утверждать о необходимости их многофункциональности, где исторически присутствуют административная и дисциплинарная функции, чем обеспечивается формирование единых правил в области кадровой политики, относящихся как к кандидатам на должности судей, так и к действующим судьям. В статье сделан вывод, что по своей природе квалификационные коллегии судей, выполняя дисциплинарную функцию, являются, по существу, судебными органами. Вследствие этого сформулированы предложения по разграничению функций предварительного следствия и суда между квалификационными коллегиями и их комиссиями, по закреплению процедур дисциплинарного производства и его принципов.


Автор: Бурдина Е.В.


Рубрика:
Дискуссионная трибуна


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Высокий уровень коррупции на всех уровнях власти в Российской Федерации является одной из главных проблем, приносящих ущерб в государственном масштабе на всех уровнях жизни: экономическом, политическом, социальном. Несмотря на существование «традиционных» коррупционных проявлений на уровне медицинского обслуживания или среднего образования, наиболее тяжким бременем для страны является коррупция в государственной и муниципальной службе, которые объединяются в понятии «публичная служба». Понятие публичной службы не дано в российском законодательстве, оно выработано в юридической литературе, объединяет государственную и муниципальную службы, подчеркивает их единство как выразителей принципа народовластия или общественного контроля над деятельностью властей. Целью данной статьи является анализ проблем законодательного регулирования антикор-рупционной деятельности в системе публичной службы, рассмотреть ак-туальные вопросы нормативного правового регулирования противодей-ствия коррупции в современной России. В противодействии коррупции немаловажным является вопрос о принципиальном выборе законодателя между «запретительной» (жестко регламентирующей) и рекомендационной (этической) системами. В контексте приближения к мировому опыту антикоррупционной борьбы необходима дальнейшая разработка и внед-рение норм административного (дисциплинарного) права в отношении борьбы с коррупцией как на федеральном, так и на региональном уров-нях. Обосновывается мнение, что нормативное правовое регулирование антикоррупционной деятельности в современной России имеет ряд недо-статков, слабых или недоработанных мест; это касается федерального за-кона о противодействии коррупции и других нормативных документов.


Автор: Коновалов В.А.


Рубрика:
Противодействие преступности


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Проблема уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации как в целом, так и в ее различных проявлениях нашла сравнительно широкое освещение в российской юридической литературе. Тем не менее несомненно, что в условиях широкого внедрения электронных технологий во все сферы жизни общества она должна оста-ваться объектом научно-практического мониторинга. В рамках проблемы ряд существенных вопросов возникает по объек-тивной стороне уголовно-правового запрета, предусмотренного ст. 273 УК РФ. Принято считать, что материальные и нормативные характеристики образующих объективную сторону альтернативных действий во многом программируются гражданским правом, но исследование однозначно не подтверждает этого. Понятия создания, использования и распространения вредоносной компьютерной программы (информации) являются собственно уголовно-правовыми. Вызывает к жизни разные мнения оценка момента, когда действия по созданию вредоносной программы (информации) образуют оконченное преступление. Ощущается потребность в уточнении критериев наличия соучастия в создании вредоносной программы (информации). Оба вопроса обусловлены прежде всего тем, что в Уголовном кодексе предметная характеристика действий, составляющих преступное деяние, не развернута. Данное обстоятельство в значительной, но отнюдь не в достаточной мере смягчается характеристикой предмета преступления как компьютерной программы (информации), заведомо предназначенной для уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации либо нейтрализации средств ее защиты. В статье показывается, что крупный ущерб, тяжкие последствия или угроза их наступления в анализируемом составе, как правило, выходят за границы электронной информационной среды, где совершается преступле-ние. Они, если можно так выразиться, относятся к направленности объективной стороны деяния. Соответственно обосновывается вывод, что применительно к причинной связи оценке подлежат два вида общественно опасных последствий. Первый – несанкционированные уничтожение, блокирование, модификация, копирование компьютерной информации или нейтрализация ее средств защиты. Он может не отвечать признакам крупного ущерба или тяжких последствий, но непосредственно связан (например, вызывает) с последствиями второго вида (уровня), обобщенно описанными в законе как крупный ущерб, наступление или создание реальной угрозы наступления тяжких последствий. Именно при таком подходе зафиксированная в анализируемых квалифицирующих признаках событийная неправомерность получает завершенную картину.


Автор: Энгельгардт А.А.


Рубрика:
Вопросы правоприменения


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Проведенная в период правления Александра II реформа земских финансов по своей комплексности, основательности подхода к правовому регулированию, поискам новых форм распределения налогов и доходов, а также наделению полномочиями в финансовой сфере местных органов может дать несколько уроков, полезных для современного российского регулирования местных финансов и реформы местного самоуправления в целом. В статье показаны достоинства и недостатки земской реформы в сфере земских финансов, поставлен вопрос о сопоставимости земской реформы и современной реформы земского самоуправления. При всех различиях этих реформ уроки могут быть извлечены, по крайней мере, по следующим вопросам: какой должна быть финансовая основа местного самоуправления; как решить проблемы обложения недвижимости; как обеспечить выполнение государственных задач на местном уровне? Исследование проведено с использованием исторического и сравнительно-правового методов, для иллюстрации теоретических положений и законодательства приводятся статистические данные. Научная новизна исследования состоит, во-первых, в комплексности изучения сопоставимости реформ в данном аспекте, во-вторых, в обосновании выдвинутых предложений по совершенствованию проведения реформ местного самоуправления. Опыт земской реформы показывает, что необходимо существенное расширение источников финансовых поступ-лений для местного самоуправления, особенно в части местных налогов и сборов, что придаст современной системе финансирования необходимую гибкость. По актуальному вопросу налогообложения недвижимости проведенное сравнение свидетельствует, что такая масштабная задача, как общегосударственные кадастровые работы, требует общегосударственной организации и финансирования из государственного бюджета и не может быть переложена на местное самоуправление. Проблему обеспечения выполнения государственных задач на местном уровне автор увязывает с особенностями современной тактики по составлению государственного бюджета и выдвигает предложения по ее совершенствованию. В статье содержатся также предложения по повышению эффективности проведения реформы в целом.


Автор: Андреева Г.Н.


Рубрика:
Исследование российской государственности


Читать на сайте журнала

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью