Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 9 за 2015 год


Статей в номере: 12

Самый читаемый автор номера: Грачева Ю. В., Маликов С. В., Чучаев А. И.

Аннотация:
Возникнув в 1802 г., Министерство финансов стало важнейшим в функциональном плане и одним из наиболее больших в организационно- структурном плане, центральным государственным учреждением в государ- ственной системе Российской империи в первой половине XIX в., объединив- шим под властью министра финансов существенное количество учреждений коллежской системы управления. Многие из этих учреждений занимали к 1802 году промежуточное положение в системе государственного управ- ления. Формирование структуры Министерства финансов и его правовое оформление носило свою весьма оригинальную специфику. Изучение архив- ных документов и правовых актов позволяет детально проследить порядок развития структуры Министерства финансов, опираясь на исторический и сравнительно-правовой методы научного исследования. В отличие от боль- шинства предыдущих исследований структурной организации Министерства финансов Российской империи в 1-й половине XIX в., в данной статье наиболее детально и подробно исследуются изменения в структуре Министерства финансов, в привязке к правовому оформлению этих изменений. Кроме того, использование архивных документов позволяет восполнить пробелы в этом оформлении, составив тем самым наиболее полную картину структур- ной организации Министерства финансов в данный временной отрезок.


Автор: Приходько М. А.


Рубрика:
История государства и права


DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.124-136


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена анализу проблем, связанных с преподава- нием трудового права в образовательных организациях высшего образова- ния, которые осуществляют образовательную деятельность по образова- тельным программам высшего юридического образования. Отмечается, что в этих учебных заведениях традиционно акцент делает- ся на сугубо правовые вопросы (например в области трудового права). Вме- сте с тем необходимо учитывать и то, что преподавание предполагает владение определенными педагогическими приемами, которые вырабаты- ваются педагогикой. Их игнорирование неизбежно приводит к более низко- му уровню усвоения знаний студентами. Требуется обеспечение оптималь- ного баланса между правовыми знаниями и способом их подачи в форме практических занятий, исходя из того, чтобы не пострадало ни качество получаемых студентом знаний, ни механизм их усвоения. Критерии оценки качества практического занятия по трудовому праву должны базировать- ся на специфических характеристиках определенной юридической специ- альности, подготовка к которой осуществляется в рамках структурного подразделения. В качестве аргументации этого тезиса рассматривает- ся целевая направленность практического занятия по трудовому праву в различных структурных подразделениях юридических высших учебных заведений, готовящих юрисконсультов, судей (в рамках факультетов правоведения, права, юриспруденции высших юридических учебных заведе- ний), юристов-международников, адвокатов, работников прокуратуры. Все критерии качества проведения семинарского занятия по трудовому праву можно подразделить на несколько групп, относящихся: 1) к струк- туре; 2) к содержанию; 3) к методике проведения; 4) к организации семина- ра; 5) к руководству работой студентов на семинаре; 6) к педагогическим данным преподавателя; 7) к оценке результативности семинара.


Автор: Морозов П. Е.


Рубрика:
Проблемы юридического образования


DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.116-123


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье дается правовая оценка проекта Федерального зако- на «О внесении изменений в Федеральный закон “О полиции” и отдельные за- конодательные акты Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 1 июля 2015 г. Дан под- робный анализ предлагаемых норм, которые значительно расширяют полно- мочия сотрудников полиции. В статье отмечено, что законопроект имеет важное значение для обеспечения безопасности граждан Российской̆ Федерации и общества в целом. Он направлен на совершенствование практической дея- тельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению, пресече- нию и раскрытию преступлений и иных правонарушений, уточнение и детали- зацию их обязанностей и прав, исключение из отраслевого законодательства норм, которые носят неопределенный характер. Вместе с тем многие нормы законопроекта противоречат как Конституции Российской Федерации, так и действующим международным правовым актам. Автором анализируются особенно подробно именно эти нормы. В заключение делается вывод о том, что предлагаемый законопроект не может быть поддержан.


Автор: Старостин С. А.


Рубрика:
Обсуждаем законопроект


DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.110-115


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Одним из направлений конституционной реформы в Велико- британии в отношении обеспечения реального разделения властей стал процесс деволюции (devolution), означающий децентрализацию власти, т.е. передачу (делегирование) властных полномочий от центра на места. Децентрализация политической власти в Великобритании существен- но увеличилась не только в связи с членством Соединенного Королевства в Европейском Союзе, но и в связи с делегированием власти Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии на внутригосударственном уровне, начиная с 1998 г. В унитарном государстве, каким является Великобритания, деле- гирование полномочий от центрального правительства правительствам данных регионов обеспечивает учет интересов отдельных субъектов и ограничивает вмешательство центральных органов власти в дела их администраций. Делегированное управление было рекомендовано Коро- левской Комиссией по конституционным вопросам в 1973 г. В настоящее время принято законодательство о передаче делегированных полномочий Шотландскому парламенту, Ассамблее Северной Ирландии и, в меньшей степени, Ассамблее Уэльса. Законодательные положения о делегировании полномочий трем территориям имеют многие общие черты, но и важ- ные отличия в отношении каждого региона. Модели деволюции в Велико- британии отличаются одна от другой. Наибольшие полномочия имеет Шотландия, Уэльсу делегируются лишь административные полномочия, а деволюция в Северной Ирландии существенно осложнена политиче- ской борьбой между националистами и унионистами. Тем не менее зако- нодательство, касающееся делегирования полномочий от центрального правительства законодательным и исполнительным органам регионов, постоянно совершенствуется, и процесс деволюции не останавливается. Особенности данного процесса в отношении каждого из регионов Велико- британии, а также основные положения законодательства о деволюции анализируются в данной статье.


Автор: Устюжанинова Е. А.


Рубрика:
Сравнительное правоведение


DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.100-109


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Цель исследования — оспорить идею о необходимости широ- комасштабного внедрения англосаксонской модели государства в госу- дарственно-правовую жизнь современной России. В предметном поле дис- куссии оказываются: исторические пути, пройденные Англией, Америкой и Россией, их цивилизационная и геополитическая несхожесть, различия в идейно-теоретических основах. Все это потребовало тщательного изу- чения основных параметров англосаксонской модели государства, начиная с ее истоков. Особое внимание было уделено той версии происхождения государства, которая представлена в трудах Джона Локка. Методология исследования: цивилизационный и формационный подходы, диалектический подход к анализу общего, особенного и отдельного, исто- рический, логический, проблемно-теоретический, сравнительный, сравни- тельно-правовой, текстологический методы. Научная новизна и выводы. Англосаксонская модель государства выража- ет региональную специфику англо-американского мира. При ином подходе она возводится в ранг «общей закономерности», которой произвольно при- дается планетарный характер. Полное забвение категории «особенное», исторического характера российской государственной модели приведет к вечному метанию между левым и правым западничеством.


Автор: Тимонин А. Н.


Рубрика:
Сравнительное правоведение


DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.087-099


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Предметом исследования выступают международные догово- ры, послужившие основанием криминализации конвенциональных преступле- ний, т.е. такие договоры в сфере уголовного права, принятие обязательств по которым повлекло необходимость имплементации их норм в текст уголов- ного закона России. В статье дается понятие конвенциональных преступле- ний, а затем анализируются международные договоры (в общем виде), послу- жившие их источниками. Кроме того, анализируется понятие международного договора на основе российского законодательства и международных норм, рас- сматриваются их виды, порядок их ратификации и затрагиваются некоторые вопросы имплементации. Методологической основой исследования является диалектический метод познания явлений и процессов объективной реальности. Также использовались современные общенаучные, частнонаучные и специаль- ные методы: сравнительный, системно-структурный, нормативно-логический, исторический и др. Научная новизна характеризуется широким кругом анали- зируемых проблем с учетом современного подхода к содержанию и сущности конвенциональных преступлений. В работе сформулировано понятие конвен- циональных преступлений, анализируются понятие международного договора на основе российского законодательства и международных норм, рассматрива- ются их виды, порядок их ратификации и затрагиваются некоторые вопросы имплементации. В работе сформулирован ряд выводов и предложений по совер- шенствованию действующего российского законодательства.


Автор: Князькина А. К.


Рубрика:
Заочный круглый стол "Новый уголовный кодекс России: концептуальные основы и теоретическая модель"


DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.073-086


Читать на сайте журнала Читать статью

Уголовно-правовая охрана Президента Российской Федерации


Агузаров Т. К., Грачева Ю. В., Чучаев А. И.

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость самостоятельной уго- ловно-правовой охраны главы государства. Взятый сам по себе, как таковой, он обладает социальной ценностью, которая была поставлена под защиту в дореволюционной России и как это сделано в настоящее время в абсолют- ном большинстве стран мира. При этом авторы исходят из того, что обще- ственные отношения, характеризующие главу государства как олицетворение страны внутри нее и за рубежом, несомненно более ценны, чем отношения, ха- рактеризующие, скажем, государственный порядок управления, поставленный под защиту действующим уголовным законодательством. В связи с этим рас- сматриваются вопросы социально-правовой обусловленности уголовно-право- вой охраны Президента РФ исходя из наличия в Конституции РФ специальной нормы о неприкосновенности главы государства (ст. 91), имеющей два аспекта, во-первых, как гарантии его деятельности; во-вторых, как запрет физического или психического воздействия на главу государства. В связи с разработкой модели уголовно-правовых норм, имеющих специальную цель охраны Президента страны, авторы решают как минимум еще три проб- лемы: 1) о месте этих норм в системе Особенной части УК РФ; 2) о круге соци- альных ценностей, подлежащих самостоятельной уголовно-правовой охране; 3) о наборе криминообразующих признаков в конкретных составах преступлений. В статье представлена теоретическая модель главы «Преступления против главы государства — Президента Российской Федерации». В заключение авторами делается вывод: уголовно-правовое обеспечение непри- косновенности главы государства есть объективная необходимость. Принятие специальных уголовно-правовых норм об ответственности за посягательства на него усилит защиту конституционных основ государственной власти, а зна- чит и российской государственности.


Автор: Агузаров Т. К., Грачева Ю. В., Чучаев А. И.


Рубрика:
Заочный круглый стол "Новый уголовный кодекс России: концептуальные основы и теоретическая модель"


DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.060-072


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Изучены количественные и качественные показатели пре- ступности несовершеннолетних в динамике с целью выявления тенденций происходящих изменений, объяснения их взаимосвязей с социальными про- цессами в стране и прогнозирования криминальной ситуации. Для этого произведены анализ и сопоставление статистических данных ГИАЦ МВД РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ о криминальных яв- лениях с данными Госстата и собственными наблюдениями об иных явле- ниях социальной действительности, криминологическое прогнозирование. Впервые с начала 2000-х гг. исследована динамика преступности несо- вершеннолетних, охватившая начало и завершение устойчивой тенден- ции в ее современном развитии. На протяжении 2004—2013 гг. выявлены следующие благоприятные тенденции количественного и качественного характера: а) снижение с 2006 г. абсолютных и с 2008 г. относительных показателей объема совершенных несовершеннолетними преступлений (по 2012 г.); б) сокращение с 2005 г. вдвое удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, в структуре всей преступности и доли несовершеннолетних преступников среди всех пре- ступников (по 2012 г.); в) снижение с 2004 г. доли тяжких и особо тяж- ких преступлений в структуре преступности несовершеннолетних (по 2012 г.). Причем на протяжении 2008—2012 гг. все зафиксированные тенденции являются благоприятными. Выявлены и негативные изменения в динамике преступности несовершен- нолетних последних лет, которые, несмотря на продолжение существо- вания в будущем имеющихся благоприятных условий государственной политики и семейных отношений для социально позитивного развития подрастающего поколения, способны негативно сказаться на динамике преступности несовершеннолетних. К ним относятся: интенсивное вклю- чение в течение 2004—2013 гг. несовершеннолетних в наркобизнес и высо- кая степень концентрации на протяжении 2011—2013 гг. в воспитатель- ных колониях лиц, которые ранее отбывали наказание в воспитательных колониях (в статье раскрыты порождаемые данными изменениями кри- миногенные явления). Статистические данные за 2013 г. сигнализируют о начавшихся негативных изменениях в преступности несовершеннолет- них: увеличение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии (+4,6% в АППГ), увеличение доли данной группы преступле- ний в структуре преступности (+5,9% к АППГ), увеличение коэффициента криминальной активности несовершеннолетних (+6,9% к АППГ).


Автор: Волконская Е. К.


Рубрика:
Противодействие преступности


DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.050-059


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Впервые в криминологии представлена тоталитарная преступность в качестве самостоятельного вида преступности. Пока- заны ее особенности, отличительные черты, подчеркнута неразрывная связь с большевизмом, фашизмом и нацизмом, в целом с тоталитарны- ми политическими режимами. Тоталитарную преступность составляют преступления тоталитарного государства против своих противников, подлинных или мнимых, всех, кого оно посчитает опасными и просто ненужными: геноцид, терроризм, агрессивные войны, захват чужих тер- риторий, внесудебные расправы, в том числе убийства и погромы и лю- бые другие преступления, совершаемые государством, за них такое госу- дарство не устанавливает никакой ответственности. Понять тоталитарную преступность вне названной связи невозмож- но, тем более что тоталитарный государственный строй сам по себе преступен. Поэтому даны основные характеристики тоталитарного государства. Его преступления представлены на примере архетипов «Великая мать», «Чужой» и «Враг». Само возникновение такого государ- ства объяснено тем, что в коллективном бессознательном общества сохраняется многовековой и древнейший, в том числе негативный, опыт, который неожиданно возникает из глубин истории, когда люди, массы, общество не могут выносить (по разным причинам) новые условия жиз- ни и восстают против него. Для них это новое содержит в себе неиз- вестность, какую-то опасность, что-то, неизведанное раньше. По такой причине масса (толпа) становится одним из главных действующих пер- сонажей в тоталитарном обществе, что мы явственно видели, напри- мер, в Германии, СССР, Италии.


Автор: Антонян Ю. М.


Рубрика:
Противодействие преступности


DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.032-049


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Либерализация уголовного законодательства способствует тому, что значительная часть преступников осуждается к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. В то же время в местах лишения свободы концентри- руется значительное число лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступле- ния, отбывающих лишение свободы за совокупность преступлений во второй и более раз при опасном и особо опасном рецидиве. Такие осужденные нуждаются в более тщательной классификации при распределении их по видам исправитель- ных учреждений и выборе условий отбывания наказания. В статье проанализиро- ваны положения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства по вопросам классификации осужденных по видам исправительных учреждений при различных формах множественности преступлений, выявлены пробелы и рассо- гласованность норм в регулировании этих отношений. Несовершенство легаль- ного определения видов рецидива преступлений, закрепленное в ст. 18 УК РФ, по- рождает проблемы при применении ст. 58 УК РФ, регламентирующей выбор вида исправительного учреждения. Критерии выбора вида исправительного учрежде- ния осужденным к лишению свободы, основанные только на внешних признаках (пол, возраст, категория преступлений, рецидив преступлений) являются, по мнению автора, недостаточными для достижения результата пенитенциарно- го воздействия — исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Автор обращает внимание на то, что категоризация осужденных в период отбывания наказания также сопряжена с проблемами законодательно- го регулирования, и меры, стимулирующие позитивное поведение осужденных, ре- ализуются не в полном объеме. Это обстоятельство обусловлено отсутствием легальных конкретных критериев оценки личности осужденных в период нахож- дения их в учреждении. Проанализировав различные точки зрения, автором пред- лагается такая типология осужденных, которая, по его мнению, будет являться ориентирующей, прежде всего для сотрудников исправительных учреждений, на выбор средств и методов исправительного воздействия на осужденных при от- бывании ими наказания в виде лишения свободы.


Автор: Коротких Н. Н.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.020-031


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматривается одна из правовых форм организации денежного обращения Российской Федерации — референдум. Его проведение в Российской Федерации сопряжено с законодательными ограничениями. Для их анализа исследуется категория «денежная политика» как элемент органи- зации денежного обращения. В указанном качестве денежная политика пред- ставляет собой деятельность уполномоченных государственных органов в сфере денежных отношений с целью обеспечения достижения установлен- ных экономических результатов, имеющая преимущественно правопримени- тельную правовую форму. С этой же целью устанавливается, что защита и обеспечение устойчивости рубля является функцией, а не целью деятель- ности Центрального банка Российской Федерации. При проведении исследования использовались общенаучные (диалекти- ческий метод познания явления в развитии, метод анализа и синтеза) и частнонаучные (сравнительного правоведения, правового прогнозирова- ния, формально-юридический) методы. Делается вывод о том, что имеющиеся законодательные ограничения иск- лючают возможность вынесения на референдум отдельных вопросов де- нежного обращения: по эмиссии денежных средств, по проведению денежной политики, по защите и обеспечению устойчивости рубля посредством ин- струментов денежной политики. Также определены вопросы денежного об- ращения в сфере публичных финансов, которые не могут быть вынесены на референдум. С целью соблюдения конституционного принципа народовластия предлага- ется провести юридическую конкретизацию установленных законодатель- ных ограничений путем устранения юридических неясностей и неточностей в компетенции органов государственной власти.


Автор: Крылов О. М.


Рубрика:
Исследование российской государственности


DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.007-019


Читать на сайте журнала Читать статью

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью