Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 6 за 2016 год


Статей в номере: 19

Самый читаемый автор номера: Бринчук М. М.

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических вопро- сов развития российского земельного законодательства в современный период, выявле- нию и анализу основных тенденций его дальнейшего развития. Актуальность темы об- условлена происходящим в настоящее время реформированием правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации, о чем свидетельствует принятие ряда федеральных законов, внесших существенные изменения в Земельный кодекс РФ и смеж- ное законодательство, среди которых особое место занимает Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Автор обращается к дискуссии о соотношении земельного и гражданского законодатель- ства при регулировании земельно-имущественных отношений, присоединяясь к критике Концепции развития гражданского законодательства в данной части и давая негативную оценку изменениям в правовом регулировании ограниченных вещных прав на земельные участки (пра́ва постоянного (бессрочного) пользования и пра́ва пожизненного наследуемо- го владения) в Земельном и Гражданском кодексах РФ. Автором показано, что современное реформирование земельного законодательства происходит в условиях отсутствия науч- ной концепции его развития, что приводит, по существу, к обслуживающей роли земель- ного законодательства по отношению к смежным отраслям, прежде всего гражданскому и градостроительному праву. Рассмотрена связь реформирования земельного и смежного законодательства с направлениями государственной политики использования земельно- го фонда в РФ, акцентировано внимание на предстоящем переходе от деления земель на категории к территориальному зонированию. Проанализированы основные нововведе- ния в порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственной и муниципальной собственности, отмечены положительные и отрица- тельные стороны произошедших изменений.


Автор: О. А. Романова


Рубрика:
Совершенствование законодательства


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В обзоре, посвященном научно-практической конференции «Актуальные во- просы реализации Стратегии государственной антинаркотической политики», состояв- шейся 3 марта 2016 г. в Московском государственном юридическом университете име- ни О.Е. Кутафина (МГЮА), говорится об основных проблемах, которые обсуждались ее участниками: новые наркоугрозы; международное сотрудничество в противодействии незаконному обороту наркотических средств; совершенствование так называемого антинаркотического законодательства; повышение эффективности Национальной ком- плексной системы реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков; органи- зация наркологической помощи; общественно-государственное партнерство как основа создания системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркоманов и др.


Автор: А. И. Чучаев


Рубрика:
Научная жизнь


Читать на сайте журнала

Аннотация:
На страницах журнала «Lex Russica» (2015, № 6) появилась рецензия на кол- лективную монографию «Социокультурная антропология права», соредактором и соав- тором которой я имел честь выступить. В связи с высказанными критическими замеча- ниями представляется важным сформулировать перспективы и не до конца решенные проблемы социокультурной антропологии права как научно-исследовательской програм- мы. Рецензенты отмечают, что в работе недостаточно освещен важный вопрос о роли объективных интересов отдельных личностей и социальных групп, а также большин- ства населения; что авторы книги фактически игнорируют объективные (не зависящие от воли людей и их менталитета) факторы воздействия, участвующие в формирова- нии норм права. Однако объективность в социальных науках с позиций постклассической (постнеклассической) эпистемологии отличается от классического образца научной объективности, сформированной естествознанием, тем, что она имманентно интер- субъективна. Это не отрицает, но заставляет переосмыслить объективность: она конструируется людьми, их социальными представлениями, опосредованными историче- ским и социокультурным контекстом. Интерсубъективность свидетельствует о том, что право — социальное явление, опосредующее и одновременно включающее межлич- ностные взаимодействия. Объективность правового института — это социальное представление, интериоризируемое в правосознание отдельных индивидов, воспроизво- димое их практиками. Правовая культура как знаковое опосредование прав, выполняет одну из своих важнейших функций — источника правообразования, наделяя юридической значимостью социальные события и процессы. Интересы включаются в правовые ти- пизации юридической повседневности и входят в мотивацию практик людей — носите- лей статуса субъекта права. Люди руководствуются индивидуальными мотивами по- ведения, удовлетворяют соответствующие потребности, соотнося их с юридическими экспектациями — ожиданиями адекватного поведения со стороны контрагента по взаимодействию и требованиями нормы права. При этом в юридической повседневно- сти человек руководствуется преимущественно тремя основными мотивами, которые находятся в сложном пересечении и зачастую взаимодополняют друг друга: укрепления личной социальной значимости (например, карьерный рост); максимизации полезности (личной пользы); обеспечения стабильности существования (снижение нагрузки, увеличе- ние предсказуемости, конформность), — с учетом соотнесения с возможным, должным или запрещенным поведением, сформулированным в норме права и конкретной жизнен- ной ситуацией.


Автор: И. Л. Честнов


Рубрика:
Дискуссионная трибуна


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье проводится анализ современного развития бюджетного права как подотрасли финансового права, исходя из принципа социальной направленности финан- сово-правового регулирования. Выделяются и рассматриваются факторы, способствую- щие достижению социальной направленности бюджетного права. Исходным признается осуществление социально ориентированной бюджетно-правовой политики, проводит- ся исследование ее основных направлений в современных реалиях. Социально направлен- ному развитию бюджетного права способствует также реализация принципов права и принципов социального государства. В частности, в данном контексте исследуются принципы справедливости и равноправия. К вышеуказанным факторам следует отнести и обеспечение баланса частных и публичных интересов при осуществлении бюджетно- правового регулирования. Последний фактор рассматривается с учетом применения ан- тропосоциокультурного подхода в финансовом праве. Анализ российской бюджетно-правовой политики в современных условиях позволяет сделать вывод о соответствии отдельных ее аспектов некоторым принципам соци- ального государства и принципам, действующим в бюджетном праве. В то же время вопросы формирования и реализации социально ориентированной бюджетно-право- вой политики требуют дальнейшего научного исследования и воплощения на практи- ке. Предлагаются направления реализации вышеуказанной политики. Во-первых, спра- ведливое распределение средств государственных и местных бюджетов, в том числе между различными отраслями народного хозяйства, сферами публичного управления, публично-правовыми образованиями. Во-вторых, стимулирование субъектов бюджет- ных и иных правоотношений к ответственному, а значит, и социально значимому по- ведению. В-третьих, широкое использование бюджетно-правовых стимулов социальной направленности, требующих последовательного законодательного совершенствова- ния. К таким стимулам следует отнести, например, межбюджетные субсидии, субси- дии физическим и юридическим лицам, бюджетные кредиты, материнский (семейный) капитал. В-четвертых, дальнейший учет бюджетным законодательством социальных факторов. Предлагается закрепление в Бюджетном кодексе РФ требования обязательного фи- нансирования расходных обязательств в социальной сфере (социальных обязательств) в полном объеме. Кроме того, целесообразно реконструировать в бюджетном законода- тельстве в структуре бюджетных расходов понятие защищенных статей, к которым следует отнести и расходы в социальной сфере


Автор: Е. Г. Беликов


Рубрика:
Дискуссионная трибуна


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье исследуются отечественные и международные правовые акты, раскрываются проблемы формирования эффективного механизма правового регулиро- вания по обеспечению продовольственной безопасности РФ. Установлено, что проблемы агропромышленного комплекса должны выявляться комплексно и рассматриваться в пе- риод разработки и реализации государственных программ развития сельского хозяйства, с устранением всех препятствий, мешающих производству, переработке и распределе- нию продуктов питания. Раскрыты пробелы в законодательстве по нейтрализации внутренних и внешних реаль- ных угроз продовольственной безопасности России: резкого роста цен на продовольствие; заполнения рынка импортными продуктами; ажиотажного спроса населения; сокращения объемов среднедушевого потребления; нарушения норм качества и безопасности продо- вольственной продукции; роста продовольственной автаркии регионов. Определено, что при определении мер правового регулирования проблем в сфере продовольственного обе- спечения, правовых средств нейтрализации угроз продовольственную безопасность сле- дует рассматривать как фактор нормативного правового поддержания национальной безопасности в ее внутреннем и внешнем состоянии. Выявлены жизненно важные интересы личности, общества и государства: наличие доста- точного объема продовольственных ресурсов; экономическая и физическая доступность продовольствия; качество и безопасность поставляемого на рынок продовольствия. Исследованы основные причины относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства: низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли; обнов- ления основных производственных фондов; дефицит квалифицированных кадров, вызван- ный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности; недостаточная правовая определенность в вопросе оборота земель сельскохозяйственного назначения; сокраще- ние наиболее ценных пахотных земель; вывод земель из сельскохозяйственного оборота; рост долговых обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей; отсут- ствие средств для технического и технологического перевооружения сельскохозяйствен- ного производства. Рекомендовано с учетом требований ВТО, Таможенного союза ЕАЭС скорректировать внутреннею и внешнюю экономическую политику государства в области агропромыш- ленного комплекса для бесперебойного обеспечения населения продовольствием. Внести изменения иц дополнения в федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «О ка- честве и безопасности пищевых продуктов», разработать и принять федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации». Рассмотреть возможность внесения дополнений и изменений в Таможенный и Налоговый кодексы РФ с целью примене- ния тарифной квоты на товары, поступающие из других стран


Автор: Белхароев Х. У.


Рубрика:
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы реализации принципов земельного права, обеспечивающих гарантии прав на землю при предоставлении или использовании земель- ных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами. Обоснована вза- имосвязь правовых институтов предоставления земельных участков с изъятием земель- ных участков для государственных или муниципальных нужд. Актуальность обеспечения гарантии прав на землю связана с существованием огромного количества земельных участков, которые не прошли государственный кадастровый учет или которые в силу закона считаются ранее учтенными, но их границы не установлены в соответствии действующим законодательством, в том числе если сведения о коорди- натах характерных точек их границ не занесены в государственный кадастр недвижимо- сти, а также земельные участки, данные о которых в части отнесения к землям той или иной категории земель отсутствуют. Акцентировано внимание на выявление правообладателей земельных участков и располо- женных на них объектов недвижимого имущества, права которых могут быть затрону- ты при выдаче разрешения на использование земельного участка без его предоставления и при установлении сервитута для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в связи с включением в Земельный кодекс РФ новых глав V.1—V.6 и VII.1. Новые нормы Земельного кодекса РФ применительно к защите прав на земельные участ- ки, находящиеся в частной собственности, позволяют вновь обратиться к смыслу норм п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ о государствен- ной собственности на землю при образовании и распоряжении земельными участками, го- сударственная собственность на которые не разграничена, а также при возникновении споров о границах земельных участков, находящихся в собственности Российской Федера- ции, субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности. Показан дисбаланс публичных и частных интересов в новых нормах земельного законода- тельства, предусматривающих установление сервитута для ведения работ, связанных с пользованием недрами, или использование земельных участков, находящихся в государ- ственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.


Автор: Волков Г. А.


Рубрика:
Вопросы правоприменения


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена анализу исторических особенностей формирования си- стемы землевладения в странах Магриба. Показано, что в историческом аспекте систе- мы землевладения в Магрибе подвергались изменениям. Они зависели от того, какие циви- лизации существовали в этих странах, на них оказывали влияние религиозные факторы, колониальное правление. Автором рассмотрены правовые аспекты проблемы землевладения в Алжирской Народ- ной Демократической Республике, Ливии, Королевстве Марокко, Тунисской Республике, Ис- ламской Республике Мавритании. В статье показано, что доколониальный Алжир был главным образом крестьянским об- ществом, земля формировала основу имущественных отношений. Землевладения юриди- чески и по обычному праву подразделялись на шесть различных категорий: mulk, arsh или sabega, waqf или habus, beylik или azel, mokhzen и muwat. Правовая система Ливии формировалась под влиянием османского права, французско- го, итальянского гражданского права, Египетского гражданского кодекса, кроме того, в стране действуют нормы исламского и обычного права. В период османского правления в Триполитании, Киренаике и Феззане — исторических областях Ливии — существовали различные виды землевладения. В Марокко существовало пять основных видов землевладения. Распределение земли в Ма- рокко после независимости зависело главным образом от политических событий в стране. Тунис был первой страной в Магрибе, которая провела реформы западного образца, по- скольку он подвергался иностранному влиянию.


Автор: Крассов О. И.


Рубрика:
Сравнительное правоведение


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена современным проблемам правового регулирования обе- спечения экологической безопасности. Рассматриваются проблемы формирования госу- дарственной политики, реализации государственных и федеральных целевых программ, регламентирующих вопросы обеспечения экологической безопасности. Раскрывается си- стема государственного стратегического планирования и прогнозирования как инстру- мент формирования долгосрочных приоритетов деятельности государства, реализации глобальных и крупномасштабных задач, обеспечения согласованности планов органов управления, увязки принимаемых в процессе государственного стратегического управле- ния решений с бюджетными ограничениями на среднесрочный и долгосрочный периоды. Авторы утверждают, что экологические, природные и техногенные чрезвычайные си- туации — это толчок для пересмотра принципов и механизмов государственного анти- кризисного управления. Показано, что следует различать экологическую безопасность, экологическую политику, охрану окружающей среды и рациональное природопользование. В стратегических прогнозных документах эти понятия также различаются, хотя между ними много общего. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность имеют соб- ственный предмет регулирования, но очень тесно связаны. До последнего времени было очевидно стремление всех без исключения субъектов госу- дарственного управления на всех уровнях власти разработать и принять свои концепции, стратегии, прогнозы, генеральные планы и другие многочисленные документы «страте- гического» характера. Видимо, потребность в них была проявлением острой необходи- мости в осмыслении и определении сущности современного управления. Рыночные меха- низмы как инструменты управления не воспринимаются субъектами государственного управления наиболее эффективными и адекватными. Анализ, проведенный в статье, показал, что в настоящее время в стране формируются правовые основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, позволяющие решать задачи повы-шения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны. Использование механизма стратегического планирования в интересах обеспечения экологической безопасности позволит создать условия для достижения целей социально- экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами государственной политики.


Автор: Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г.


Рубрика:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье дан подробный анализ международного и внутригосударственного регулирования действий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного харак- тера и ликвидации их последствий, создания правового механизма защиты лиц, постра- давших и вынужденных покинуть районы с опасным для жизни и здоровья человека со- стоянием окружающей среды, попыток введения правового регулирования экологической миграции как элемента обеспечения экологической безопасности населения. В первую оче- редь проведенный анализ касается таких крупнейших экологических катастроф, как ава- рии на Чернобыльской АЭС и японской АЭС «Фукусима-1», экологическое бедствие, которое постигло районы, прилегающие к Аральскому морю. В этой связи в случаях долговремен- ной стабилизации экологической обстановки на местности вопросы защищенности чело- века, его жизненно важных интересов, реализации права на благоприятную окружающую среду, обеспечения экологической безопасности могут быть решены только путем его перемещения — принудительного или добровольного — в район с более благоприятны- ми условиями проживания. Соответственно, рассматривается необходимость создания правового механизма регулирования экологической миграции как составной части систе- мы защищенности человека при резком ухудшении экологической обстановки вследствие природных катаклизмов и крупных аварий техногенного характера или в результате не- разумной природохозяйственной деятельности человека. Сделан вывод о необходимости и своевременности закрепления в законодательстве Российской Федерации права чело- века и гражданина на защиту от опасного воздействия экологических катастроф и их последствий и следующего из него права человека и гражданина на миграцию из районов с неблагоприятной экологической обстановкой (экологическую миграцию).


Автор: Евтушенко В. И.


Рубрика:
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье автор обращается к обсуждению возможностей использования такого технического приема в совершенствовании экологического законодательства, как конкретизация правовых норм. Обращается внимание на особенности правового регулиро- вания экологических отношений, которые требуют учета естественно-научных, техниче- ских и социально-экономических знаний. Объективно существующая в некоторых случаях неопределенность и неточность этих знаний способна привести к неопределенности пра- вовых норм и снизить общую эффективность правового регулирования. О правовой неопре- деленности сегодня можно говорить применительно к проблемам изменения климата, со- хранения биоразнообразия, обеспечения устойчивого развития. Выводы подтверждаются примерами законодательного регулирования в данных областях, а также высказываниями на этот счет авторитетных юристов-экологов. Эта проблема не имеет одного реше- ния. Опираясь на достижения науки общей теории права, автор предложил возможность устранить правовую неопределенность экологического права, используя метод конкрети- зации. Вместе с тем использование этого метода требует гибкости. В одних случаях не- определенность норм является дефектом и нуждается в устранении. В других — с учетом научной, политической и экономической неясности относительно решения некоторых это- логических проблем — следует поддерживать так называемую позитивную неопределен- ность, конкретизируя абстрактные правовые нормы постепенно.


Автор: Краснова И. О.


Рубрика:
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Последние изменения земельного и экологического законодательства, свя- занные с исключением из состава особо охраняемых природных территорий такого вида, как лечебно-оздоровительные местности и курорты, существенно ухудшают их право- вой режим. Законодательные инициативы, разработанные в отсутствие официальной концепции (стратегии) государственной политики развития курортного дела и без уче- та особой значимости этих территорий, приведут к значительному снижению уровня их защиты и охраны. Отказ от действующей классификации курортов повлечет за собой отмену законодательной и нормативной правовой базы в данной сфере регионального и муниципального уровней. Для повышения эффективности использования курортных территорий в России, обеспечения их охраны необходимо совершенствование правового регулирования всего комплекса общественных отношений в курортной сфере на научно обоснованной концептуальной основе, в первую очередь положениях концепции устойчи- вого развития. Она имеет принципиально важное значение для обеспечения устойчивого развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов, направленного на дости- жение баланса экономических, социальных и экологических интересов и потребностей, а также учитывающего природно-климатические и другие особенности этих террито- рий. Перспективным для лечебно-оздоровительных местностей и курортов является ландшафтный подход, поскольку, как правило, они представляют собой уникальные ланд- шафты с лечебными природными ресурсами. Несмотря на отсутствие в России ланд- шафтного законодательства, использование ландшафтного подхода как инструмента территориального планирования для развития этих территорий имеет особое значе- ние, поскольку он позволяет сначала оценить территорию в зависимости от свойств и состояния ландшафта, а затем принимать градостроительные и другие решения. Не менее значим для совершенствования законодательства в области использования и ох- раны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов разработанный в доктрине экологического права экосистемный подход. Совершенство- вание правового регулирования отношений в данной сфере на основе этих концептуаль- ных подходов должно реализовываться через пакетный принцип развития специального законодательства о лечебно-оздоровительных местностях и курортах, согласованного с нормами смежных отраслей законодательства — природоресурсного, санитарно-эпи- демиологического, градостроительного и др.


Автор: Выпханова Г. В.


Рубрика:
Совершенствование законодательства


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Автор анализирует взгляды экономистов и юристов о необходимости государственного регулирования сельского хозяйства, различные определения, пред- лагает собственное уточненное определение данной категории, под которой понима- ется совокупность организационных, экономических и иных воздействий государства на аграрные отношения через методы государственного регулирования в целях реали- зации государственной аграрно-экономической политики, тем самым рассматривая данную категорию как экономическую. При этом под методом государственного регу- лирования аграрных отношений автор понимает совокупность экономических приемов, посредством которых государство воздействует на субъекты сельского хозяйства. Ав- тор предлагает уточнить классификацию методов государственного регулирования сельского хозяйства, выделяя, во-первых, статические методы государственного регу- лирования сельского хозяйства, воздействующие на условия функционирования субъек- тов сельского хозяйства, представляющие собой административные и экономические барьеры, которые субъекту сельского хозяйства необходимо преодолеть; во-вторых, динамические методы, воздействующие на имущественный интерес субъектов аграр- ных отношений через предлагаемые государством модели экономических отношений. Автор предлагает рассматривать «метод государственного регулирования аграрных отношений» как экономический институт, правовое обеспечение которого образует экономико-правовой институт, таковым, в частности, является институт обяза- тельств. Это позволит отличать указанные категории от сложившегося в правовых науках термина «правовой институт» как звена классификации (отрасль, подотрасль, институт, подинститут, норма права). Обосновывается, что «правовое обеспечение» имущественного интереса субъектов сельского хозяйства, используемого в процессе государственного регулирования субъектов сельского хозяйства, во-первых, закрепля- ет имущественный интерес субъектов аграрных отношений через определение обяза- тельства, во-вторых, регламентирует его, дополняя элементами правовой регламен- тации. Правовое обеспечение является выражением регулятивной функции права по отношению к имущественному интересу субъектов сельского хозяйства.


Автор: Елисеев В. С.


Рубрика:
Теория права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Автор раскрывает ключевые термины водного права — водные объекты и водный фонд — в контексте разнообразных правоотношений. Автор выявляет соотно- шение этих терминов с понятием недвижимости, водохозяйственного комплекса, рассма- тривает их сквозь призму государственного наблюдения, учета и районирования водного фонда. Водные объекты общего пользования также не ушли от внимания автора. Приме- няются следующие методы научного исследования: исторический, сравнительного анали- за и экстраполяции. Приводится опыт стран ЕС (Нидерландов) и Японии. Водный фонд России — не просто основа водного хозяйства, но и неизменная основа всей экономики. Снижение качества и количества водных ресурсов неизбежно пагубно скажет- ся на жизни российского общества. Статья имеет разветвленное внутреннее строение, выраженное в подзаголовках. Авто- ром дана постановка проблемы. В критическом ключе даны положения советского и за- тем российского законодательства. Акцент делается на ВК РФ 1995 и 2006 гг. Важное значение для автора имеет классификация водных объектов. Как указывается в ст. 5 ВК РФ, в зависимости от особенностей режима, физико-географических, морфо- метрических и других особенностей водные объекты имеют непростую градацию. Для задач данной статьи прежде всего важно деление на поверхностные и подземные водные объекты. Исходя из ст. 5 ВК РФ, в понятие «поверхностный водный объект» входят не только водные массы, но и покрытые ими земли в пределах береговой линии. Здесь име- ет место обязательный признак поверхностных водных объектов — соединение земли и воды. В связи с этим осмысляется сложный вопрос о том, имеют ли поверхностные водные объекты в своем составе недвижимость. Раскрывается значение мониторинга и учета водных объектов в специальном реестре для водохозяйственного комплекса, рассматриваются вопросы гидрографического райо- нирования и водохозяйственной документации. Обращается внимание читателя на важную особенность России: многие водные объек- ты вообще не вовлечены или крайне слабо вовлечены в водохозяйственный комплекс. На- пример, многие сибирские реки пока не втянуты в орбиту водохозяйственного комплекса России и образуют резерв развития водного хозяйства. Между тем, не имея официальных пользователей (указанных в водном реестре), данные водные объекты нередко испытыва- ют негативное воздействие от эпизодических пользователей.


Автор: Сиваков Д. О.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассмотрен широкий комплекс проблем в области государствен- ного управления охраной окружающей среды, имеющих системный характер. К таковым автор относит: непоследовательность деятельности органов государственной власти в реализации государственной политики средствами государственного управления, из- менение целей государственной политики и управления в области охраны окружающей среды, каковыми все больше становятся обеспечение экономической эффективности де- ятельности государства, игнорирование изменений содержания экологической функции, которая развивается вместе с обществом. Излагаются подходы, направленные на пере- осмысление указанных проблем и корректировку содержания деятельности государства. Показано, что системной проблемой совершенствования государственного управления в области охраны окружающей среды является проблема определения его целей. Она тесно связана с административной реформой, продолжающейся в государстве. Последняя своей задачей ставит повышение эффективности государства. Причем вслед за не самыми луч- шими образцами административных реформ, проведенных в зарубежных государствах и реализующих так называемый концепт нового государственного менеджмента, эффек- тивность государства измеряется экономической эффективностью деятельности госу- дарства и государственных органов. Отсюда — государственные услуги, перечень, коли- чество и качество которых можно измерить в денежном эквиваленте. Автором выделяется системная проблема, заключающаяся в нерешенности вопроса о со- держании экологической функции государства. Поскольку государственное управление в области охраны окружающей среды является способом реализации экологической функ- ции государства, содержание последней предопределяет границы государственного воз- действия на экологические отношения (экологическую сферу). Автор считает важным во- прос о том, охватывает ли экологическая функция государства всю сферу общественных экологических отношений.


Автор: Русин С. Н.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена теоретическим аспектам правового обеспечения охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами. По результатам анализа законодательства выделяются теоретические особенности охраны окружающей среды при пользовании недрами как специального вида природоохран- ной деятельности. Особенности данной деятельности обуславливаются сложным харак- тером соответствующих правоотношений, проявляющихся: 1) в особенностях природного объекта, подлежащего охране; 2) специальных требованиях законодательства, предъявляемых к содержанию проект- ной документации на пользование недрами, и к субъектам права пользования недрами; 3) особом порядке предоставления участков недр в пользование; 4) специфике природоохранных мероприятий, установленных действующим законода- тельством. На основе исследования наиболее проблемных теоретических аспектов толкования по- нятия «безопасность», а также анализа соотношения экологической безопасности с ины- ми видами безопасности выявляется специфика обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, обуславливаемая потенциальной экологической опасной дея- тельностью производственных объектов, связанных с пользованием недрами, для окру- жающей среды и здоровья человека. Формулируется понятие экологически опасной деятельности в сфере недропользования, приводится классификация данной деятельности по критерию возможных негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека, доказывается необходимость введения дополнительных коэффициентов, которые должны влиять на порядок отнесе- ния производственных объектов, связанных с пользованием недрами, к тому или иному классу опасности, а также обосновывается предложение о необходимости учета тре- бований в сфере обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами в до- кументах государственного стратегического планирования.


Автор: Агафонов В. Б.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье показано, что особенности отдельного экологического конфликта и их совокупности (экологической конфликтности) являются основаниями и критериями наступления разнообразных правовых последствий. Автор считает, что критерием при- знания конфликтов правовыми и, соответственно, эколого-правовыми выступает воз- можность применения экологического законодательства для воздействия на протекание конфликта. Показана необходимость правового регулирования эколого-правовых конфликтов. Она определяется приведенными характеристиками экологических конфликтов и экологи- ческой конфликтности — как развитыми в эколого-правовой литературе ранее, так и сформулированными в результате данного исследования. По мнению автора, социальная практика и природа права убедительно доказывают необходимость использования пра- вовых средств (в широком смысле этого слова) для разрешения экологических конфликтов в интересах общества. Хорошо известно, что в структуре любой правовой системы цель упорядочения отношений, а следовательно — предупреждения потенциальных и разреше- ния возникших конфликтов, является важнейшей. В статье выделены элементы системы регулирования экологических конфликтов. Они об- разуют общую и особенную части и их перечень выглядит следующим образом. Общая часть могла бы включать в себя ряд самостоятельных институтов или групп правовых предписаний, относящихся ко всем видам экологических конфликтов. Особенная часть включает в себя нормы, регламентирующие порядки, т.е. процедуры разрешения отдель- ных экологических конфликтов, выделенных по тем или иным основаниям. Автор считает, что сейчас нецелесообразно вносить предложения о совершенствовании законодательства, поскольку применительно к регулированию экологических конфликтов эти вопросы еще не обсуждались в литературе должным образом. Вместе с тем уже на- зрела необходимость вначале на основе определенного обсуждения выявить потребность в принятии правовых предписаний, относящихся к правовому регулированию конфликтов, за- тем реализовать определенную последовательность их разработки, начав, естественно, с теоретического анализа и продолжив проектированием законодательных новелл.


Автор: Дубовик О. Л.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Основываясь на положениях теории публичного права, учитывая специфику природы как публичного блага, в статье теоретически обосновывается выделение эколого- правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности. В статье показано, что на современном этапе институт юридической ответственно- сти, в том числе применительно к сфере взаимодействия и природы, получил интенсивное и во многом прогрессивное развитие. Автор считает, что, даже выделяя эколого-право- вую (природоохранительную) ответственность за нарушение экологических требований в соответствии с доктриной, применяются санкции, предусмотренные законами, отно- сящимися к традиционным отраслям, — административному, гражданскому, уголовному, дисциплинарному праву. Правовое содержание эколого-правовой (природоохранительной) ответственности ими не определяется. В том числе возмещение вреда природе регули- руется гражданским правом и осуществляется в рамках гражданской ответственности. Показано, что существенной характеристикой гражданской ответственности являет- ся то, что она применятся на основе норм гражданского законодательства, наступает для участника гражданско-правового отношения в связи с нарушением им прав и охраня- емых законом интересов другого лица, неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, предусмотренных гражданским законодательством или договором. Экологические интересы, интересы поддержания благоприятного состояния окружаю- щей среды, экологического благополучия носят преимущественно публично-правовой, а не частноправовой характер и, соответственно, охраняются не гражданским законода- тельством. Признание эколого-правовой ответственности, направленной прежде всего на возмеще- ние экологического вреда, как вида юридической ответственности, послужит сильным импульсом как для обеспечения возмещения такого вреда, так и для достижения более перспективной цели — создания условий благоприятного социально-экономического раз- вития. Экономисты утверждают, что если не увеличить вложения в решение экологиче- ских проблем сейчас, в будущем убыток от них обойдется намного дороже.


Автор: Бринчук М. М.


Рубрика:
Теория права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассматриваются правовые проблемы обеспечения прав собствен- ности и суверенитета Российской Федерации на ее минеральные и иные природные ресур- сы в интересах реализации законных интересов населения, нынешнего и будущих поколе- ний для их благополучия, процветания, обеспечения достойной жизни, провозглашенных в Конституции Российской Федерации, конституциях и законодательстве большинства стран. По мнению автора, обострение энергетической ситуации на Земле обусловливает об- суждение правовых проблем обеспечения прав собственности и суверенитета Российской Федерации на ее минеральные и иные природные ресурсы, законных интересов населения, нынешнего и будущих поколений для их благополучия, процветания, обеспечения достой- ной жизни, формирования социальных, правовых государств, провозглашенных в Консти- туции РФ, конституциях и законодательстве большинства стран. Формирование государственного суверенитета на природные ресурсы начинается с про- возглашения, формулирования и закрепления в национальном праве основных принципов охраны окружающей среды, отражающих устойчивое развитие (баланс экономики и улуч- шения состояния окружающей природной среды), сочетание рационального использования и охраны природного ресурса и его части в границах территорий (например, сочетание бассейнового и административно-территориального принципов) и всей страны в целом, с разграничения функций управления в области использования и охраны природных ресур- сов и функций их хозяйственного использования, что может способствовать предупреж- дению деградации окружающей среды. Автор считает, что экологизация, в ходе которой определяются и регулируются эконо- мические и экологические отношения, происходит не без конфликтов, поскольку экономи- ческий интерес и эксплуатация природных ресурсов часто превалируют в сознании мно- гих граждан; отношения общества и природы обусловливают восприятие экономики не как цели развития, а как средства поддержания жизни настоящего и будущего поколений. Экологизированное законодательство призвано уравновешивать современные экономи- ческие и экологические приоритеты. Показано, что перспективы дальнейшего укрепления суверенитета и развития России не могут не предполагать совершенствования законодательства о прогнозировании, стра- тегическом планировании, об увеличении масштабности предварительной оценки важ- нейших проектов — узловых, реперных и отправных точек модернизации экономики и всей социальной жизни.


Автор: Боголюбов С. А.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


Читать на сайте журнала

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью