Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 5 за 2016 год


Статей в номере: 18

Самый читаемый автор номера: Бохан А. П., Петрашева Н. В.

Аннотация:
Рецензия посвящена монографии И. М. Рагимова «О нравственности наказа- ния». В работе автором глубоко проанализированы проблемы, связанные с нравственны- ми основами происхождения наказания, нравственными началами наказания, условиями обеспечения нравственных начал наказания. Довольно редко в современных исследованиях затрагивается вопрос об отношении религии к наказанию. Обращение к нему — одно из несомненных достоинств книги. Один из основных вопросов, на которые автор пытается найти ответ, заключается в следующем: следует ли применять наказание или лучше от- дать предпочтение альтернативным мерам некарательного воздействия? Достаточ- но подробно рассматриваются проблемы эффективности наказания. Интересны рас- суждения о справедливости наказания. Один из разделов монографии посвящен такому сложному и дискуссионному вопросу, как нравственность смертной казни. Обращает на себя внимание то, что монография заканчивается теоретическими и практическими ре- комендациями законодателю, что свидетельствует не только о теоретическом, но и о практическом значении данного исследования. От других довольно многочисленных в по- следние годы исследований по проблемам наказания работу отличает глубокое исследо- вание проблем, анализ всех, или по крайней мере большинства, точек зрения по тому или иному дискуссионному вопросу. Большая заслуга автора и в том, что ему удалось собрать весьма обширный эмпирический и статистический материал.


Автор: Непомнящая Т. В


Рубрика:
Научная жизнь


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье дается обзор материалов круглого стола, состоявшегося 9 мар- та 2016 г. в Академии Следственного комитета РФ, на котором были обсуждены моно- графии профессора И. М. Рагимова «Преступность и наказание» (М., 2012), «Философия преступления и наказания» (СПб., 2015), «О нравственности наказания» (СПб., 2016). Од- нако разговор не ограничился анализом только указанных книг, а вышел далеко за пределы публикаций, что вполне объяснимо значимостью проблемы. На протяжении веков ученые бьются над разрешением ряда вопросов: право наказания, сущность и содержание нака- зания, цели и функции наказания, средства их реализации и т.д. Поэтому обсуждение по многим вопросам получилось острым, разумеется, оставаясь в рамках научной дискуссии. В работе круглого стола приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, извест- ные ученые Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Ельца, Омска и ряда других городов России, а также представители научной общественности Азербайджана. Открыл рабо- ту круглого стола А. М. Багмет — и. о. ректора Академии Следственного комитета РФ, кандидат юридических наук, генерал-майор юстиции. С вступительным словом выступил А. И. Бастрыкин — председатель Следственного комитета РФ, доктор юридических наук, генерал юстиции.


Автор: Голик Ю. В., Грачева Ю. В.


Рубрика:
Научная жизнь


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье дается анализ проекта постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дис- циплинарной ответственности судей», определяются основные задачи, поставленные перед создателями проекта, исследуется его общая направленность и специфика. Более детально рассматривается цель создания, заключающаяся в защите прав и законных ин- тересов судьи в случае их нарушения посредством применения к нему мер дисциплинарной ответственности; выделяются сильные и слабые стороны проекта, проводится оценка юридической техники, исследуется понятийный аппарат и формулировки. В работе показаны недостатки проекта данного постановления, как системные, так и носящие частный характер, существующие в рамках отдельных положений проекта; предлагаются различные пути их устранения. Проект постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения за- конодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей» заме- нит постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 г. № 27 (в ред. от 20 мая 2010 г.), поэтому в статье проводится их сравнительный анализ


Автор: Старостин С. А.


Рубрика:
ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Преступления, совершенные мафиозными группировками, являются новой категорией преступле- ний, представленных в Уголовном кодексе Китая в 1997 году. В статье называются три типа «преступлений, совершенных мафиозными группировками», а именно: организация, руководство и участие в мафиозной группи- ровке; вербовка в мафиозную группировку посредством пересечения границ Китая; а также укрывательство и сотрудничество с мафиозными группировками. Однако определение преступления, совершенного мафиоз- ными группировками, остается спорным как на практике, так и в теоретических исследованиях, с м омента внесения в 1997 году поправок в Уголовный кодекс КНР, даже несмотря на то, что законодатели и судейский корпус опубликовали ряд разъяснений к нему сразу после внесения данных поправок. Из-за особенностей данного вида преступления ему так и не удалось дать удовлетворительное определение. Чтобы не вызывать путани- цу, важно широко применять понятие преступления, совершенного мафиозными группировками, посредством строгого применения законов в судебной практике, или совершенствуя соответствующее законодательство относительно мафиозных группировок. В статье приводятся результаты теоретического исследования и прак- тического анализа определения преступлений, совершенных мафиозными группировками, а также обсуждают- ся четыре аспекта характерных данному виду преступлений признаков: организационные; экономические; по- веденческие и контролирующие. Аналогичная классификация характерных признаков будет использована и для Поправки VIII в Уголовный кодекс КНР. Она будет иметь огромное значение для строгого применения законов в судебной практике.


Автор: Юй Вэньпэй


Рубрика:
ПРАВО В КИТАЕ


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье дан анализ основных доктринальных положений о «неосторожном сопричинении». Изучение данного вопроса позволило авторам утверждать, что понятие «неосторожное соучастие» не совпадает с понятием «неосторожное сопричинение»; раз- личие состоит в том, что неосторожное соучастие возможно с распределением ролей, при котором деятельность некоторых соучаствующих лиц не связана с непосредствен- ным причинением вреда, но создает условия для такого причинения и соответственно находится с ними в причинной и виновной связи. Неосторожное сопричинение характери- зует ситуацию соисполнительства в неосторожном преступлении, т.е. происходит со- вершение неосторожного преступления, при котором в действиях каждого из совместно действующих лиц имеется общий состав преступления. Данный вывод делается на осно- ве анализа монографических исследований по этой проблеме. В рамках реформирования уголовного законодательства Федеральным законом от 3 фев- раля 2014 г. № 15-ФЗ ст. 263.1 УК РФ изложена в новой редакции (вступила в силу 5 июня 2014 г.). Указание в ч. 3 и 4 ст. 263.1 УК РФ на совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору и организованной группой, по убеждению авторов, под- лежит исключению как противоречащее ст. 32 УК РФ. При конструировании уголовно-правовой нормы всегда проявляется конечный социальный эффект, который намерены получить общество и государство в результате направлен- ного ее воздействия на социальные процессы. В стремлении достичь поставленную цель законодатель не всегда уделяет внимание деталям, учитывает то, что все институты права, все нормы, образующие эти институты, находятся в тесной взаимосвязи между собой, следовательно, внесение изменений в уголовный закон должно проходить с учетом уже функционирующей системы. Исходя из законодательного определения соучастия в преступлении авторы констатируют, что соучастие в неосторожном преступлении невозможно.


Автор: Бохан А. П., Петрашева Н. В.


Рубрика:
Научные сообщения


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена социологическому исследованию рецидива насильственной преступности. Выделение этого вида рецидивной преступности в самостоятельный вид основано на особой характеристике субъекта преступления — совершении им ранее пре- ступления, за которое к нему применялись меры государственного воздействия. В связи с этим целесообразным представляется проведение криминологического исследования ре- цидива насильственных преступлений через личность преступника. В исследовании прини- мали участие осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы повторно. По специально разработанным программам проведены сбор, обобщение и анализ сведений из личных дел 13 850 осужденных (13 659 мужчин и 191 женщина), а также анкетный опрос 953 осужденных (800 мужчин и 153 женщины), и анализ полученных результатов. В статье приведены основные результаты исследования, которые положены в основу криминологической характеристики рецидива насильственных преступлений. Насиль- ственные рецидивисты — мужчины в 44,7 % случаев совершения преступлений преследо- вали цель извлечения материальной выгоды, в 12,6 % случаев — защиты своей жизни или здоровья, в 10,6 % случаев — мести, в 7,1 % случаев — ревности и др. Насильственные ре- цидивисты — женщины лишь в 16 % случаях совершения преступлений преследовали цель извлечения материальной выгоды, в 46,9 % случаев — защиты своей жизни и здоровья, в 11,1 % случаев — мести, в 11,1 % случаев — ревности и др.


Автор: Волконская Е. К.


Рубрика:
Противодействие преступности


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В России и Китае декларирование имущества является важным звеном в си- стеме борьбы с коррупцией, однако, основываясь на различных политических системах, различных экономических базах, исторической культуре и социальной среде, странами сформированы разные конструкции. Поиск общих черт в декларировании имущества в указанных государствах, анализ различий в них, использование положительного опыта имеют большую ценность. Направление развития китайской системы декларирования имущества должно быть таким, чтобы она эволюционировала из внутрипартийного в государственное законодательство; модель системы должна перейти от режима еди- ного управления внутри системы в открытый режим множественного общественного управления, ее функциональными целями должно стать не выявление коррумпированных элементов, а предотвращение конфликтов интересов; логика ценностей системы долж- на превратиться из ограничения единственным требованием декларирования в сбалан- сированное сочетание связывания обязательствами и оказания правовой помощи.


Автор: Гун Бин.


Рубрика:
Сравнительное правоведение


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Европейский суд справедливости, созданный в начале 1950-х гг., значительно расширил свои полномочия. Главным фактором экспансии европейского права стали об- ращения национальных судов в Европейский суд за разъяснениями (в 1993—2009 гг. имело место от 200 до 300 преюдициальных запросов в год, с 2010 г. их число выросло до 400 и даже превысило эту цифру, что, однако, не так много на три десятка стран-членов). Суд признал появление системы европейского права в 1960-е гг. (дела Van Gend en Loos v. Nederlandse Administratie der Belastingen; Costa v. ENEL; International Handelsgesellschaft). Он утвердил принцип свободного перемещения товаров и услуг в 1970-е. Особую известность получили такие решения, как «Дассонвилль», «Кассис де Дижон», «Омега». В 1990-е Суд уделил еще большее внимание гуманитарным проблемам. Но далеко не все решения судеб- ного органа являются государственно ориентированными. В основном не учитываются государственные интересы в двух категориях дел: 1) связанных с вмешательством в ком- петенцию стран-членов под предлогом защиты фундаментальных принципов европей- ского права и 2) относящихся к расширительной трактовке гражданства Евросоюза. Эти сферы жизни являются особенно противоречивыми для определенных государств, наци- ональных бюджетов и суверенитета (потенциально причиняющим беспокойство в буду- щем как искусственно стимулирующим иммиграцию является дело Gerardo Riuz Zambrano v. Office national de l’emploi). То же можно сказать и о трудовых спорах, которые ущемляют права профсоюзов (обратим внимание на дела Viking Line; Laval). Иногда определенные го- сударства, политики и юристы возмущаются судебной экспансией. Национальные суды редко обнаруживают открытое недовольство решениями Европейского суда, но, судя по всему, воздерживаются от того, чтобы делать преюдициальные запросы в массовом по- рядке. Общественное мнение Европы все меньше и меньше доверяет Европейскому суду справедливости. Особенно это актуально для Греции, Испании, Италии, Португалии, Ве- ликобритании, Кипра (уровень доверия только около 30—35 % или меньше).


Автор: Саломатин А. Ю., Наквакина Е. В.


Рубрика:
Сравнительное правоведение


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В начале ХХ века британские колониальные власти продолжили попытки децентрализовать управление и финансовую систему Британской Индии путем предо- ставления бо́льших административных и финансовых полномочий правительствам про- винций, что требовало разграничения компетенции и финансирования правительства Британской Индии и правительств провинций. Генерал-губернатор Индии Кёрзон попы- тался избавиться от недостатков схемы Рипона и ввел схему квазипостоянного харак- тера, основная идея которой заключалась в повышении заинтересованности провинций в увеличении своих доходов. В феврале 1909 г. Комиссия по децентрализации Индии пред- ставила доклад, где отразила аргументы как в пользу централизации управления, так и в пользу децентрализации. Для усиления децентрализации предлагалось увеличить полномочия правительств провинций и властей, подчиненных им административно- территориальных единиц, по широкому кругу вопросов руководства государственными службами. Особый акцент делался на необходимости развивать на всей территории Ин- дии, особенно в сельской местности, органы местного самоуправления. Важнейшая роль среди них отводилась панчаятам. Предусматривалось создание органов самоуправления на уровне дистрикта и на самом нижнем уровне — деревни или группы деревень. Соот- ветственно предлагалось перераспределение компетенции между различными уровнями органов управления и самоуправления. Для реализации преобразований комиссия рекомен- довала перераспределить источники финансирования властных органов каждого уровня и достаточно подробно оговаривала конкретные налоги. В отчете говорилось и о необхо- димости изменений в структуре расходов органов разных уровней. В статье приводятся меры по реализации рекомендаций Комиссии, оценки ее деятельности рядом исследовате- лей и источников, делаются краткие выводы.


Автор: Криворучко А. В.


Рубрика:
История государства и права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена классификации соучастия по формам и видам, а также ее уголовно-правовому значению. В работе рассмотрены основные точки зрения в науке уго- ловного права на проблему классификации соучастия. Выявлены критерии, используемые в доктрине и судебной практике для классификации соучастия по формам. Сформулировано определение понятия «форма соучастия». Исследованы нормы института соучастия по действующему российскому уголовному законодательству и дана авторская классифика- ция всех возможных вариантов совместного совершения преступления с точки зрения их формы и видов. Выделено пять форм соучастия, предусмотренных Общей частью УК РФ: 1) соучастие с распределением ролей; 2) группа лиц; 3) группа лиц по предварительному сговору; 4) организованная группа; 5) преступное сообщество (преступная организация). Также выделено 10 видов соучастия, закрепленных в Особенной части УК РФ. Пять видов организованной группы: 1) террористическая организация (ст. 205.5 УК РФ); 2) незаконное вооруженное формирование (ст. 208 УК РФ); 3) банда (ст. 209 УК РФ); 4) некоммерческая организация, посягающая на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ); 5) экстремистская организация (ст. 282.2 УК РФ). Пять видов преступного сообщества: 1) террористическое сообщество (ст. 205.4 УК РФ); 2) структурированная организованная группа (ч. 1 ст. 210 УК РФ); 3) объединение организованных групп (ч. 1 ст. 210 УК РФ); 4) собрание организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей органи- зованных групп (ч. 1 ст. 210 УК РФ); 5) экстремистское сообщество (ст. 282.1 УК РФ). Рассмотрены недостатки норм уголовного закона, посвященных квалификации соуча- стия, и судебной практики их применения. Исследованы разъяснения высшей судебной инстанции о назначении наказания по делам о соучастии. Проанализировано значение авторской классификации для уголовно-правовой оценки преступления, в том числе для квалификации преступлений, совершенных в соучастии, и для назначения наказания за преступление, совершенное в соучастии. Автором сделаны предложения по изменениюнорм Уголовного кодекса РФ, призванные уточнить правила квалификации групповых пре- ступлений. Также сделаны предложения по усовершенствованию разъяснений Верховного Суда РФ, посвященных толкованию норм о назначении наказания за групповые преступле- ния, в целях справедливой индивидуализации наказания соучастников.


Автор: Клименко Ю. А.


Рубрика:
Дискуссионная трибуна


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье обосновываются положения о том, что прекращение действия Ев- разийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) не означает полную декриминализацию, утрату силы как товарной контрабанды, так и контрабанды ограниченных в обороте предметов; не каждое действие, входящее в понятие «незаконный оборот наркотиков» требует квалификации по совокупности. Для этого используется теория перевода жиз- ненных явлений в норму уголовного права, из которой следует, что определение понятия является главным в цепочке «слово — термин — понятие — определение понятия», так как оно отражает сущность преступления. Показано преобразование регулятивного законодательства ЕврАзЭС в законодательство Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В связи с этим определение одних понятий осталось прежним, но при другом обозначении (слова, термины); других — изменилось, хотя обозначение осталось прежним; третьих — изменилось и то и другое. Возможность изменения уголовно-правового запрета посредством изменений в нормативных актах, с которыми он связан, признается Конституционным Судом РФ, общепризнанными прин- ципами и нормами международного права, в юридической литературе, обосновывается межотраслевыми связями уголовного закона, системным толкованием норм уголовного права. Поэтому нормы, в диспозициях которых указано перемещение через таможенную границу в рамках ЕврАзЭС (ст. 194 УК РФ, в отношении отдельных предметов — ст. 226.1, 229.1 УК РФ), следует толковать как перемещение через таможенную границу Таможен- ного союза. Однако при этом необходимо разрешить многие вопросы, в статье предла- гается решение некоторых из них. Указание в диспозициях статей, предусматривающих уголовную ответственность за контрабанду ограниченных в обороте предметов, на Государственную границу РФ обусловлено подписанными Россией международными дого- ворами (другим регулятивным законодательством). Ношение, хранение, перевозка, пере- сылка одной партии до границы и перемещение ее через границу образуют единое пре- ступление, окончившееся с момента достижения конечной цели: потребить, сбыть и др., поэтому не требуют квалификации по совокупности.


Автор: Плохова. В. И.


Рубрика:
Вопросы правоприменения


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассматриваются обычно выделяемые черты национализации, в том числе цели, основания, объекты национализации, возмездный и производный ха- рактер данного основания прекращения права частной собственности, допустимость оспаривания решения о национализации. Показано, что эти признаки по-разному понима- ются в современной гражданско-правовой доктрине (В. А. Белов, Е. П. Губин, В. Д. Мазаев, Л. В. Щенникова и др.), а иногда лишь называются без необходимого уточнения. Дан анализ действующего законодательства, в том числе актов, принятых Госсоветом Республики Крым в 2014 г. Уделено также внимание вносившимся в Государственную Думу РФ зако- нопроектам, призванным урегулировать отношения по национализации. Хотя, по мне- нию автора, большинство из предложенных проектов имели существенные недостатки, анализ их представляет интерес для изучения конструкции национализации, в том числе различных подходов к основаниям и порядку изъятия имущества. Более подробно иссле- дован проект Федерального закона «О защите прав собственников недвижимого имуще- ства при обращении в федеральную собственность для нужд Российской Федерации не- движимого имущества», разработанный Министерством экономического развития РФ в 2014 г. В заключение автор делает вывод о том, что все предложенные за последние годы законопроекты о национализации (в том числе прямо не указывающие на данный термин) в той или иной степени создают угрозу правам и интересам собственников; по- давляющее число потребностей публично-правовых образований в имуществе частных лиц следовало бы решать через институт закупок (если речь идет о движимых вещах), а при возникновении потребности в недвижимых вещах — путем установления сервиту- тов, «соседских прав» без прекращения права собственности. С применением реквизиции можно согласиться лишь в исключительных случаях при введении режима чрезвычайного положения, а от конструкции национализации следует отказаться.


Автор: Карпов М. Ю.


Рубрика:
Совершенствование законодательства


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Соучастие является наиболее уязвимым звеном в системе уголовно-право- вых норм. Его практическое применение характеризуется противоречивостью, а научные исследования — принципиальными разночтениями. Автор показывает основную причи- ну, послужившую яблоком раздора среди специалистов. Ею, по мнению автора, является расхождение традиционного подразделения соучастия на исполнителей, организаторов и подстрекателей с современными представлениями о совместной деятельности, при- знанной в законе конструктивным признаком соучастия. Согласно данным психологиче- ской науки совместность предполагает сознательное взаимодействие нескольких лиц, ограниченное по месту и времени его осуществления. Названные традиционные формы соучастия такими свойствами не обладают, поскольку являются разрозненными само- стоятельными действиями. В результате наложения этих противоречащих друг другу представлений и отражающих их законодательных положений практическое применение норм о соучастии выливается в противоречивую и в определенной мере произвольную оценку одних и тех же деяний либо в качестве групповых преступлений с очевидным при- знаком совместности (собственно соучастия), либо как сложного соучастия (традици- онного), предопределяющую их различную ответственность и наказуемость. Поскольку законодательная формула соучастия требует совместности действий соучастников, традиционные формы соучастия искусственно подгоняются под нее или действитель- но совместные действия в той же мере расширяются до пределов традиционных форм, порождая неразбериху в квалификации, а как следствие, приводят к правоприменитель- ным импровизациям и нарушениям принципов законности и справедливости в решении вопросов об ответственности соучастников. По мнению автора, существующее поло- жение может быть устранено выделением традиционных форм соучастия в отдельную группу норм, именуемых причастностью к преступлению, как не обладающих признаком совместности. Последней соответствуют групповые преступления, требующие специ- альной квалификации, ответственности и наказуемости. В этих же целях предлагается упорядочить всю систему норм, связанных, как и соучастие, с фактами стечения преступ- ников в связи с совершением одного преступления, подразделив ее по степени связи объ- ективных и субъективных признаков: 1) на неосторожное сопричинение; 2) причастность к преступлению; 3) соучастие в преступлении; 4) прикосновенность к преступлению. Дан- ное предложение позволит устранить противоречия в институте соучастия, система-тизировать уголовно-правовые нормы о стечении преступников по признаку опасности отражаемых ими явлений и соответственно облегчить квалификацию этих видов пре- ступлений, тем самым способствовать реализации принципов уголовного права и эффек- тивности его применения. Даются проекты соответствующих норм.


Автор: Плотников. А. И.


Рубрика:
Заочный круглый стол «Новый уголовный кодекс России: Концептуальные основы и теоретическая модель»


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье формулируется определение понятия «правовое обеспечение пу- бличных интересов в горном праве», под которым целесообразно понимать закрепленные в нормативных правовых актах, а также в ненормативных актах органов государствен- ной власти права и обязанности субъектов отношений по поводу недр, участков недр, отходов, направленные на достижение публичных целей в области рационального исполь- зования недр, охраны окружающей среды при недропользовании, развитие социально-эко- номической инфраструктуры. Представлено определение понятия мер правового обеспечения публичных интересов при пользовании недрами. Предлагается классификация мер правового обеспечения публичных интересов в процессе недропользования.


Автор: Дудиков М. В.


Рубрика:
Теория права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Реальная ситуация свидетельствует о том, что война в различных ее прояв- лениях во все времена, а сегодня еще более широко используется для решения националь- ных, межгосударственных, глобальных вопросов. Для многих стран она стала основой их бытия. Это актуализирует проблему войны, понимание ее смысла. Война есть сложнейшее явление, которое имеет свою философию, призванную отвечать на вопросы о диалектической сущности и смысле войны, борьбы; теорию, занимающуюся разработкой причин, видов войны, побед и поражений, ее стратегии, тактики; практику, связанную с искусством ведения войны. Война связана с политикой, часто ведется с использованием вооруженных сил, но она не сводится к ним. Война может выражаться в идеологической, религиозной, политической, экономической, биологической, иных формах. Она может быть представлена психологи- ческим воздействием, силовым устрашением, «холодной» войной и другими методами, непосредственно не связанными с вооруженными действиями. Односторонний анализ войны, негативная ее оценка сужают взгляд на проблему войны, уводят от понимания ее сущности, не позволяют понять метафизический, исторический и цивилизационный смысл этого явления. Наряду с другими факторами, война формировала человеческую цивилизацию. Многие вой- ны оказали историческую услугу человечеству. Совершение византийских походов древне- русскими князьями приобщило Древнюю Русь к христианству. Борьба средневековой Руси с междоусобицей, с татаро-монголами, с Литвой, Польшей способствовала собиранию русских земель, созданию единого, централизованного сильного государства. После Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Советский Союз приобрел статус великой державы. Взгляды мыслителей и история свидетельствуют о том, что мир (в смысле отсутствия войны) не следует характеризовать только в положительном значении, а войну нельзя рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность, имеющую основание в том, чего не должно быть, говорил Гегель. Война и мир суть логос бытия, всеобщий (космический) закон, закон существования мира и мера всего. Они, как и все в окружающем мире, подчинены законам диалектики. Война есть проявление всеобщего столкновения начал божественной, космической, природной, социальной жизни. Поэтому отношение и к войне, которая, по мнению Гераклита, вечна, и к вечному, согласно Канту, миру, возможному при определенных условиях, может быть лишь антиномическим. Логически их можно и осудить, и оправдать. Война есть виновное действие за борьбу, конкуренцию, конфликт, за демократический прогресс. И вместе с тем она служит оправ- данием вины за вечный мир, застой и разложение, ведущие к гибели. Задача политики — предвидеть социальные последствия каждой из противоположностей, своевременно при- нимать соответствующие решения и осуществлять практические действия.


Автор: Демченко Т. И.


Рубрика:
История правовой мысли


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Публичное право, будучи самостоятельным компонентом системы права, характеризуется оригинальным составом объективной основы. Ее главными компонен- тами выступают такие явления, как публичный интерес, публичное целеполагание, пу- блично-правовая политика, публично-правовая деятельность (практика) и общие бла- га. Обосновывается правомерность понимания объективного публичного интереса как интереса общества, ориентированного на оптимальные результаты своего развития посредством концентрации производительных сил общества, его материальных и ду- ховных средств. Конечная цель публичного интереса состоит не только и не столько в производстве благ, сколько в их распределении на справедливых общественных началах. В современных условиях справедливое распределение понимается как пользование общи- ми благами на коммунистических началах, по потребности (общее образование, город- ская инфраструктура, природная среда и др.) либо в мере, сообразной вкладу, вносимому каждым субъектом в формирование общих благ. Процесс реализации публичного интере- са начинается с целеполагания, т.е. определения обществом и государством текущих и перспективных целей своей предметно-практической деятельности. Древо целей пу- бличного права носит многоступенчатый характер и включает в себя цели права вообще, собственные цели, цели основных видов юридической деятельности: правотворчества, правоохранительной и правозащитной деятельности и др. Второй этап сводится к вы- работке политики, т.е. определению мер, которые необходимо осуществить обществу и государству, чтобы обеспечить успешную реализацию публичного интереса. При этом политика как процесс рациональной мыслительной деятельности не совпадает с прак- тической предметной деятельностью. Последняя представляет собой самостоятель- ное явление, непосредственную реальную жизнь, направленную на воплощение полити- ческих мер. Конечный результат предметной деятельности выражается в изменениях общества и государства сообразно познанному публичному интересу и в формировании системы общих материальных и духовных благ. Государство, желая максимально полно использовать общие блага в целях обеспечения устойчивого правопорядка и материаль- ного благополучия индивидов, вынуждено осуществлять сложную и разноплановую дея- тельность по организации производства этих благ, их распределению, охране и защите. Эта деятельность, ее результаты и возникающие правоотношения в своей совокупно- сти, системе образуют единый предмет публичного права.


Автор: Сырых В. М.


Рубрика:
Теория права


Читать на сайте журнала

В тени закона


Баев В. Г., Крамской В. В.

Аннотация:
Статья представляет собой критические заметки авторов на полях книги, посвященной исследованию вопросов правообразования сквозь призму трансцендентных категорий «миф», «мистика», «магия». Они, по мнению профессора И. А. Исаева, во мно- гом предопределили ход становления и развития европейского права и соответствующих ему политико-правовых идей. Название научного труда — «Теневая сторона закона. Ирра- циональное в праве» — заставляет думать, что автор монографии намерен посвятить читателя в хитросплетения подковерной борьбы за отстаивание правом ценностей той или иной финансово-промышленной группы. Однако суть книги сводится к отысканию от- ветов на вопросы: «Есть ли квинтэссенция права?»; «Зависима ли его природа от духа вре- мени?»; «Где право берет свое начало и чем ограничено?»; «Что обусловливает появление права?»; «Какова его форма?»; «Посредством чего право оказывает влияние на ход разви- тия процессов объективной реальности?» В монографии звучит призыв к отстаиванию жизнеспособности естественно-правовой теории и взгляду на право под иррациональ- ным углом зрения. Закономерно использование в названии книги слова «иррациональное», поскольку рассуждения автора о центробежной силе правообразования проходят в русле изучения влияния на него мифа, мистики и магии. Принять все положения рецензируемого научного труда невозможно, как трудно и не отметить его положительные стороны. К числу первоочередных достоинств исследования необходимо отнести новизну поднима- емой и разрешаемой проблемы — проблемы соотношения рационального и находящегося за рамками объяснения элементов в праве, что представляется не праздным занятием, но помогающим показать имманентные связи права с мировосприятием общества на определенном этапе его развития. Ведь отдельные элементы как мифологического, так и магически-мистического мировосприятия из далекого прошлого принесены ветром исто- рии в день сегодняшний и находят свое проявление в различных правовых семьях.


Автор: Баев В. Г., Крамской В. В.


Рубрика:
Философия права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье затрагиваются базовые вопросы правовой теории — соотноше- ние суверенитета как статуса и суверенности как качества и свойства правовой реаль- ности. Характеристики правового суверенитета сопоставляются с признаками такой политической формы, как абсолютная монархия, для которой суверенитет был опре- деляющим фактором и стилем. Авторитарность, порождаемая суверенитетом, тес- но связана с проблемами господства и подчинения. Автор анализирует такое понятие, как «эстетическое государство», рожденное в эпоху Ренессанса и трансформированное в процессе развития суверенитета и абсолютной монархии. Особое значение при анализе проблемы имеет также такая категория, как «индивидуальный закон», используемая при определении суверенитета и суверенности. Пересечение правовых, культурных, психоло- гических элементов позволяет полнее раскрыть наиболее важные аспекты проблемы. Суверенитет в качестве особого правового статуса может быть выражен в коллектив- ной или индивидуальной форме. Суверенитет не тождествен диктатуре, хотя включает в себя элемент господства. Диктатура предполагает срочность своего существования и ситуацию чрезвычайного положения, суверенитет претендует на вечное или хотя бы длительное существование. Суверенитет не совпадает с суверенностью, для этой по- следней свойственна ориентированность на состояние свободы и самоопределения, суверенитет всегда тяготеет к гегемонии. «Маски» суверенитета многообразны, од- нако его сущность остается непременной. Суверенитет формирует пространство не- прикосновенности и требует сосредоточенности власти в одном центре. Институт представительства является для него второстепенными образованиями. Политическое внимание сосредоточенно на едином субъекте властвования. Субъективность — опре- деляющая черты суверенности. Монархические и республиканские формы достаточно аморфны и не определенны, чтобы непосредственно и однозначно быть связанными с по- нятием суверенитета. Что касается правовой сферы, суверенитет, сам являясь порож- дением юридического, формирует нормы и институции, воздействующие на окружающие его контексты. Характерным является исключительность, обусловленная субъективиз- мом, которая свойственна суверенному нормотворчеству. Учреждающее законодатель- ство суверена характеризует деятельность как коллективного, так и индивидуального суверена. История монархий и республик во многом схожа именно благодаря этим свой- ствам суверенного существования.


Автор: Исаев И. А.


Рубрика:
Философия права


Читать на сайте журнала

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью