Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 1 за 2017 год


Статей в номере: 20

Самый читаемый автор номера: Нарутто С. В.

Аннотация:
В статье анализируется, в том числе на основе стенографических доку- ментов, процесс обсуждения проекта и принятия Регламента Совета Федерации Феде- рального Собрания РФ. Принятие нового Регламента было неизбежным и объективным следствием изменения порядка формирования Совета Федерации. Рассматриваются принципы, на основе которых шла работа над новым проектом Регламента, различные точки зрения ученых, экспертов, членов Совета Федерации по вопросам организационного функционирования палаты. Исследуется дискуссия о целесообразности наличия в соста- ве палаты постоянных комиссий, выделяются функции Председателя Совета Федерации, уделяется внимание внесению изменений в Регламент в связи с должностью первого за- местителя Председателя Совета Федерации. Анализируется правовое регулирование, в соответствии с которым в верхней палате парламента запрещается создание формализованных фракций и парламентских объеди- нений, т.е. не допускается легализация деятельности политических объединений. Обо- сновывается тезис, что такой подход наиболее отвечает цели функционирования органа власти, представляющего субъекты Федерации. В статье также рассматриваются со- став, полномочия и порядок проведения заседаний Совета палаты, компетенция комите- тов палаты парламента, отмечается, что их полномочия с течением времени увеличи- вались, и это соответствовало расширению государственных структур и институтов гражданского общества. Автором вносится предложение о создании в составе верхней палаты Федерального Со- брания РФ комитета Совета Федерации по этике в качестве органа, взаимодействующе- го со средствами массовой информации. В предмет ве́дения данного комитета следовало бы включить разработку предложений по законодательному регулированию политики в области парламентской этики и этики средств массовой информации; разрешение раз- ногласий, возникающих при освещении работы Совета Федерации в средствах массовой информации и др. При этом указывается на недопустимость цензуры со стороны верхней палаты парламента в отношении средств массовой информации.


Автор: Миерхольд А. А.


Рубрика:
Научные сообщения


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.221-228


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена исследованию одного из проблемных вопросов парла- ментского контроля в субъектах РФ — правового регулирования. На основе анализа правового опыта различных субъектов РФ по регулированию парламентского контроля автор констатирует неодинаковость подходов субъектов Федерации в этом вопросе. В статье рассматриваются формы правового регулирования, сложившиеся в субъектах РФ. По мнению автора, в силу того, что функция контроля имманентно присуща дея- тельности региональных парламентов, она должна найти отражение в их конституци- онной (уставной) характеристике. В большинстве субъектов РФ правовое регулирование контрольной функции законодательных (представительных) органов государственной власти осуществляется на уровне их соответствующих регламентов. Такой подход ре- гиональных законодателей является традиционным и наиболее адаптивным для новелл федерального уровня. Автором рассмотрен опыт ряда субъектов РФ по законодательно- му регулированию контрольных полномочий региональных парламентов. В статье выска- заны предложения по совершенствованию нормативного регулирования парламентского контроля.


Автор: Дудко И. Г.


Рубрика:
Научные сообщения


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.215-220


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматриваются канадский опыт координации правотворче- ства, деятельность Бюро тайного совета, Министерства юстиции и Парламента Ка- нады. Выявляются преимущества централизованного предоставления юридических услуг для эффективности деятельности правительства, среди которых: четкое определение субъектов координации и разработчиков законопроектов, меры по обеспечению их про- фессионализма, контроль качества. Девятилетний опыт реализации канадской модели организации и функционирования правового управления администрации Липецкой области и социологические исследования автора по результатам эксперимента позволяют сделать следующие выводы: юристы, занимающиеся правовым обеспечением деятельности отраслевых органов исполнитель- ной власти, стали более независимыми, в результате чего: а) они вовлечены в процесс разработки правовых актов с первых дней, что положительно сказалось на соблюдении установленных сроков и выполнении плана нормотворческой деятельности; б) они полу- чили возможность повышать свою квалификацию на должном уровне, использовать пра- вовой опыт других в результате обмена им на проводимых конференциях, совещаниях, тренингах. Появились реальные возможности: а) карьерного роста; б) более эффектив- ного перераспределения функций между сотрудниками юридической службы; в) формиро- вания единой правовой позиции. Это способствовало тому, что, например, в 2008—2015 гг. ни один нормативный право- вой акт субъектов РФ, где проводился эксперимент, не был оспорен в суде. Таким образом, анализ использования канадского опыта в деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ позволяет сделать вывод о целесообраз- ности распространения канадской модели координации правотворчества на федераль- ный уровень.


Автор: Кабышев С. В.


Рубрика:
Зарубежное право


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.207-214


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассмотрены особенности государственного суверенитета госу- дарств — участников Союзного государства России и Белоруссии, уникальность и своеобра- зие которого определяются наличием конфедеративных, федеративных и международных связей между ними. Проблема государственного суверенитета участников Союзного го- сударства, его частичного ограничения чрезвычайно актуальна и востребована в совре- менном мире. Анализируется процесс последовательного прохождения этапов все более тесного интеграционного сближения России и Белоруссии: участие в Таможенном союзе (1995 г.), образование Сообщества Белоруссии и России (1996 г.), Союза Белоруссии и России (1997 г.) и, наконец, последняя крупная веха (декабрь 1999 г.) — подписание Договора о соз- дании Союзного государства. Раскрывается характеристика созданных наднациональных органов, сформированных на основании Договора о создании Союзного государства между Россией и Белоруссией. Проводится анализ трудностей их полноценного функционирова- ния. Изучается вопрос о соотношении правосубъектности союзов государств с правосубъ- ектностью их участников. Делается вывод, что сочетание правосубъектности Союзного государства, образованного Россией и Белоруссией, с универсальной правосубъектностью государств — участников объединения позволяет указанным субъектам международных отношений являться самостоятельными участниками внешнеполитических связей и вме- сте с тем успешно взаимодействовать во внешней политике по вопросам, представляю- щим взаимный (в мировом сообществе, в масштабах Европы, в рамках СНГ, в отношениях между собой) интерес. За Союзным государством, образованным Россией и Белоруссией, можно признать его генеральное право на участие в международных отношениях. Однако в настоящее время это право не регламентировано соответствующими положениями, не уточнены формы участия Союзного государства в деятельности международных органи- заций (полное, ассоциированное членство, сотрудничество на договорной основе, ответ- ственность за выполнение международных обязательств).


Автор: Пастухова Н. Б.


Рубрика:
ТОЧКА ЗРЕНИЯ


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.198-206


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В отечественной юридической литературе имеется множество научных пу- бликаций, посвященных форме и сущности конституций, а также эффективности зако- нодательного процесса в Российской Федерации. Одним из авторов, внесших существен- ный вклад в разрешение указанных научных проблем, является профессор Н. А. Михалёва. Указанные проблемы были определяющими направлениями всего научного творчества этого известного отечественного ученого-конституционалиста. Они всегда вызывали и будут вызывать живой научный интерес не только потому, что в мире существует множество государств с разным социально-экономическим строем, формы правления, государственный режим, политико-территориальное устройство и функционирова- ние которых по-разному регулируются конституциями. Но еще и потому, что сами го- сударства, регламентирующие их деятельность конституции, их содержание, форма и сущность находятся в постоянном развитии. Существующие по указанным вопросам научные публикации по-разному предлагают решать указанные проблемы. Например, Н. А. Михалёва проблему эффективности деятельности высших органов государствен- ной власти в законодательном процессе справедливо связывала с эффективностью де- ятельности вспомогательных государственных органов. Другие авторы связывают ее с установленной конституцией формой правления. В настоящей статье предпринята попытка увязать эту проблему не только с формой правления, но и с реально складыва- ющимися в рамках каждой формы правления под воздействием разных факторов государ- ственными режимами. Выдвигается тезис, что при такой разновидности государственного режима, как пре- зидентиализм, при полупрезидентской форме правления следует говорить об эффек- тивном принятии законов, поскольку политические «единомышленники» разных ветвей власти могут легко «договориться» между собой, но эффективность реализации по- ложений подобных законов во многом будет зависеть от качества их содержания. При другой разновидности государственного режима (дуалистической, или парламентского президентиализма), наоборот, можно говорить об известных затруднениях с принятием федеральных законов (из-за трудностей поиска компромисса между противоборствую- щими политическими силами в разных ветвях власти), но возможной эффективности их реализации благодаря достигнутым компромиссам и выверенным формулировкам.


Автор: Осавелюк А. М.


Рубрика:
В фокусе мнений


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.186-197


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье анализируются основные подходы к теории и практике заключения коалиционных соглашений между политическими партиями в зарубежных государствах. По мнению автора, данный опыт может быть полезен в российской практике. Отдельно рассматривается вопрос о возможности судебной защиты данных соглашений, при этом приводятся до этого не освещавшиеся в российской юридической науке израильская и не- мецкая правовые доктрины по данному вопросу. Констатируется, что существует и проблема облечения политических решений в юри- дическую форму. Например, политическая элита принимает решение, согласно которому определенные политические силы не должны допускаться к представительству в парла- менте. Это политическое решение может быть оформлено в виде конкретных законода- тельных актов. Конечно, это скорее негативный пример, но он показывает, что право, по сути, может выступать в качестве инструмента легитимации политических решений. Другой пример: модель процесса принятия решений, которой пользуются внутри полити- ческой партии, может быть трансформирована в механизм на законодательном уровне. Выделяются следующие компоненты, которые, как правило, присутствуют в коалицион- ных соглашениях: основы государственной политики в различных сферах; распределение постов в правительстве, процедурные вопросы, в том числе порядок формирования раз- личных органов коалиции и порядок принятия ими решений. Делается вывод, что предме- том соглашения между политическими партиями в Государственной Думе могут быть, пожалуй, лишь совместные действия, в частности голосование по определенным законо- проектам либо за или против конкретной кандидатуры (кроме Председателя Правитель- ства), чье назначение относится к компетенции нижней палаты, например при голосова- нии по вопросу об утверждении кандидатуры Председателя Счетной палаты Российской Федерации. Другое дело, что такие соглашения, скорее всего, будут носить характер уст- ных договоренностей, заключаемых ad hoc (несмотря на то, что план законодательной работы Государственной Думы утверждается заранее), при этом переговорный процесс будет носить очень быстрый характер.


Автор: Заикин С. С.


Рубрика:
Сравнительное правоведение


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.172-185


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Конституция, как известно, главный источник права вообще и конститу- ционного права в частности. В отечественной литературе конституции России и кон- ституции зарубежных стран обычно анализируются отдельно. В статье предпринята попытка рассмотреть конституцию как целостное явление современной цивилизации. На основе анализа конституций Бразилии, Швейцарии, Индии, Исламской Республики Паки- стан, Германии, Франции и Российской Федерации формулируются определенные выводы. К тенденциям развития современных конституций следует отнести увеличение объема конституций, расширение круга регулируемых общественных отношений, в том числе конституционализацию отношений по поводу деятельности репродукционной медицины и генной технологии в человеческой сфере. Подчеркивается, что в современный период, когда применение трансплантационной медицины будет только увеличиваться, на пер- вый план выходят вопросы охраны достоинства личности. Констатируется, что в этих вопросах уникальна Конституция Швейцарии. В статье обращается внимание на то, что самые большие по объему конституции подвергаются наиболее частым изменениям, что не может позитивно сказываться на стабильности конституционного правопорядка. Оценивается целесообразность внесенных поправок в Конституцию РФ по вопросам увеличения сроков полномочий Президента РФ и Государственной Думы РФ. Автор констатирует, что в демокра- тических странах довольно широко распространено применение пятилетнего срока работы парламента, тогда как срок полномочий президента, как правило, ниже чем в Российской Федерации. Дополнительно автор касается форм, в которых существуют современные конституции, в частности вопроса о целесообразности неписаной кон- ституции. Затрагивается вопрос о правовой охране конституции (конституционном контроле). По вопросу о соотношении духа и буквы конституции делается вывод, что дух конституции — это глубинный смысл всей совокупности ее принципов и норм, ори- ентированный на ее основную цель, и любое толкование буквы конституции должно исходить из ее духа.


Автор: Страшун Б. А.


Рубрика:
Сравнительное правоведение


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.164-171


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Общество не может нормально функционировать, если государство не соз- дает для этого необходимых условий как организационного, так и нормативно-правового характера. Современная отрасль конституционного права породила множество юриди- ческих механизмов организации конструктивных взаимоотношений между представи- телями гражданского общества и публичной властью. Одними из них являются государ- ственно-общественные формирования. На основе анализа конституционно-правовых актов делается вывод о том, что современные общественные палаты, общественные советы и общественные наблюдательные комиссии не относятся ни к государственным органам, ни к общественным объединениям с формальной точки зрения, поэтому обра- зуют самостоятельный блок субъектов конституционно-правовых отношений. С этой целью в статье определены признаки государственных органов и общественных объеди- нений, проанализирован каждый из видов государственно-общественных формирований на предмет соответствия данным признакам. Сформулировано понятие государствен- но-общественного формирования и выделены основные признаки, которым оно соответ- ствует. В процессе исследования проанализированы положения множества подзаконных федеральных, региональных и местных актов, немалое внимание уделено и локальным документам, которые в последние годы в меньшей степени изучаются правоведами, рас- смотрен большой объем научной литературы по указанной теме.


Автор: Васильев С. А.


Рубрика:
Дискуссионная трибуна


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.153-163


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В современной России проявились неоднозначные тенденции в территори- альной организации государства, построении и функционировании публичной власти. До недавнего времени практически все аспекты территориально-властной организа- ции Российского государства анализировались в контексте теории федерализма и те- ории местного самоуправления. Однако российская и зарубежная политико-правовая практика свидетельствуют о том, что далеко не все доктринальные конструкции территориально-публичного властвования укладываются в границы обстоятельных теорий формы территориального устройства государства (федерализма, унитариз- ма, регионализма) и местного самоуправления (местного управления). Государствен- но-властный механизм функционирует не только на территориях публично-правовых образований (федеративного государства в целом, субъектов федерации, муниципаль- ных образований), но и в иных пространствах (административно-территориальных, управленческих единицах), учреждаемых с учетом различных, в том числе неправовых, факторов (причем так было на протяжении практически всей истории российской госу- дарственности, в том числе в монархический и советский периоды). Примерами таких административно-территориальных единиц в Российской Федерации являются феде- ральные округа, административные (управленческие, образовательные) округа в неко- торых субъектах РФ, зоны территориального развития, территории ускоренного со- циально-экономического развития, инновационный центр «Сколково», свободный порт Владивосток, Арктическая зона РФ, городские агломерации и т.п. В современной России де-факто появились новые уровни публичной власти и государственного управления — субфедеральный (межрегиональный), субрегиональный (межмуниципальный), субмуници- пальный (межпоселенческий). Кроме того, Российская Федерация является участником целого ряда межгосударственных образований, признавая юрисдикцию соответствую- щих наднациональных органов. В сложившихся реалиях на одной и той же территории одновременно могут функционировать органы публичной власти различных уровней, а также негосударственные структуры (в том числе хозяйствующие субъекты), на- деленные отдельными властными полномочиями. В этой связи актуализируется про- блема экстерриториальной компетенции и межуровневого взаимодействия различных органов публичной власти. В статье не только сформулированы некоторые теорети- ческие суждения по обозначенной теме, но и предложены направления решения возмож- ных доктринальных и правоприменительных проблем (в частности, применительно к муниципальному уровню публично-властного механизма).


Автор: Некрасов С. И.


Рубрика:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.140-152


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматриваются конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Показана грань между правомер- ным ограничением прав и свобод и фактическим их отрицанием. В работе обосновывает- ся тезис о том, что ограничения должны устанавливаться законодателем не произволь- но, а на основе Конституции РФ, заложенных в ней принципов справедливости, равенства и соразмерности. В работе анализируются международные документы по рассматрива- емому вопросу, законы РФ, постановления Конституционного Суда РФ. Выделяется и изучается группа ограничений, обусловленная особенностями правового статуса отдельных категорий лиц, так называемые «профессиональные» ограничения. Также подвергаются анализу законодательные ограничения в реализации гражданами пас- сивного и активного избирательного права. Дополнительно анализируется ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения. Посредством введения чрезвычайного положения возможна временная концентрация всех рычагов управления всех принудительных средств в рамках официальной власти. В то же время Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» предусматривают две важные гарантии недопущения неправомерного использования ре- жима чрезвычайного положения. Во-первых, важной гарантией выступает обязательное согласие Совета Федерации на введение чрезвычайного положения. Во-вторых, ч. 3 ст. 56 Конституции РФ предусматривает важнейшие права гражданина, которые не подлежат ограничению ни при каких ситуациях. Это права и свободы: на жизнь; достоинство лично- сти; неприкосновенность частной жизни; право на защиту персональных данных; свобода совести, свобода религиозного вероисповедания; свобода предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности; право на жилище; право на судебную защиту, на рассмотрение дела надлежащим судом, получение юридической помощи, презумпция невиновности, право на гуманизм правосудия, на защиту интересов потерпевших, на при- менение действующего закона. В статье обосновывается вывод о том, что, несмотря на многообразие научных мнений, целью государства является утверждение и развитие прав и свобод человека и гражда- нина как ценностного приоритета, как основополагающей идеи, выраженной в Консти- туции РФ.


Автор: Лебедев В. А.


Рубрика:
Права человека


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.130-139


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Цель настоящей статьи состоит в попытке анализа основ конституцион- ного строя РФ, закрепленных в конституциях и уставах субъектов РФ с использованием методологии анализа конституций и уставов субъектов РФ, примененной Н. А. Михалё- вой1. В статье рассматриваются дискуссионные проблемы современного российского фе- дерализма и вытекающие из них проблемы двухуровневого конституционного законода- тельства. Приводятся разные точки зрения, на их основе формируется авторский вывод о переходном характере современного российского федерализма. В статье анализируются различные точки зрения российских ученых на понятие и содер- жание основ конституционного строя. Сделан вывод о том, что в определение основ кон- ституционного строя необходимо, кроме категорий «власть», «человек», «государство», ввести категорию «правовой закон», который является сущностным признаком правово- го государства. Анализируя конституции и уставы субъектов РФ, решения Конституционного Суда РФ, автор вывел следующие принципы закрепления основ конституционного строя РФ в учре- дительных актах субъектов РФ: федерализма; единства основ конституционного строя; невозможности для субъектов РФ устанавливать свои, отличные от Российской Федера- ции, основы конституционного строя; возможности субъектов РФ, не нарушая консти- туционные установления, осуществлять правовое наполнение основ конституционного строя РФ.


Автор: Гошуляк В. В.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.121-129


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье на основе анализа нормативных правовых актов советского и постсоветского периодов уделяется внимание федеративным преобразованиям в России в 1990—1993 гг., прослеживается становление Магаданской области как полноправного субъекта РФ. На основе архивных материалов представлена история принятия Устава Магаданской области. Устав Магаданской области создавался на протяжении двух лет в условиях сложных отношений, вплоть до противостояния между законодательной и ис- полнительной ветвями власти Магаданской области. В статье прослеживается мысль о том, что конституирование Магаданской области как самостоятельного субъекта РФ неразрывно связано с обновлением российской госу- дарственности, реформированием федеративных отношений в России, претворением в политико-государственную жизнь нашей страны принципа разделения властей. Магаданская область, как и другие края и области, прошла путь от административно- территориальной единицы высшего уровня в составе РСФСР до полноправного субъекта РФ. Разработав и приняв свой первый основополагающий нормативный правовой акт, Ма- гаданская область тем самым реализовала конституционно закрепленное правомочие на Устав, которым наряду с Конституцией РФ определяется ее статус.


Автор: Зуев Н. И.


Рубрика:
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.107-120


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье анализируются и сравниваются содержание норм, особенности за- крепления в конституциях и уставах субъектов РФ местного самоуправления как основы конституционного строя страны, как вида публичной власти, как субъективного права. Исследуя закрепление прав человека в конституциях и уставах субъектов РФ, Н. А. Миха- лёва1 провела классификацию, выделив не традиционные политические права, а группу общественно-политических прав и свобод. Автором статьи исследуется правомерность использования термина «петиция», выделения особых механизмов и процедур для ее реа- лизации в субъектах федерации. На основе анализа положений действующего законодательства субъектов РФ в статье сделан вывод о том, что закрепление петиции как формы народовластия может быть расценено как дополнительная гарантия реализации демократических основ региональ- ной государственности в современной России. В статье обосновывается мнение о единой идее, родственности, лежащей в основе таких форм прямой демократии, как коллектив- ное обращение, петиция, народная инициатива, наказ, но различиях по кругу вопросов и ко- личеству подписей инициаторов, по форме подачи (устной или письменной) и оформле- нию, адресату и процедурам. Проведенный сравнительный анализ норм современных конституций и уставов субъ- ектов РФ позволил автору предложить расширение перечня группы общественно-по- литических прав, данный Н. А. Михалёвой, посредством включения права на народную инициативу, наказ, публичные слушания, обсуждения, территориальное общественное самоуправление, голосования по вопросам изменения границ и преобразования муници- пальных образований.


Автор: Комарова В. В.


Рубрика:
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.094-106


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье исследованы вопросы, связанные с предоставлением субъектам РФ права участвовать в принятии решений общегосударственного значения. Охарактеризо- ваны основные формы согласования интересов центра и регионов в процессе подготовки таких решений: делегирование представителей субъектов РФ для участия в работе фе- деральных органов государственной власти (либо обеспечивающих выработку их решений координационных структур) и участие в подготовке и принятии правовых актов РФ. Проанализированы особенности формирования и функционирования системы органов, пред- ставляющих интересы субъектов на федеральном уровне. Особое внимание уделено Совету Федерации как ключевому органу регионального представительства, а также координаци- онным и совещательно-консультативным структурам при федеральных органах государ- ственной власти, образованных по инициативе как Федерации, так и ее субъектов. Раскрыто содержание гарантий учета позиций субъектов при принятии федеральных за- конов, а также подзаконных актов. К ним отнесены, во-первых, выдвижение регионами (их представителями в Совете Федерации) собственных правотворческих инициатив; во- вторых, возможность блокирования инициатив, выдвинутых иными субъектами. Проведен анализ проблем и перспектив развития законодательства в рассматриваемой сфере, предложены рекомендации по его совершенствованию в целях обеспечения рацио- нального сочетания общего и особенного в едином государстве.


Автор: Панов А. А.


Рубрика:
ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛИЗМА


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.078-093


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье исследуются некоторые проблемы реализации представительной природы законодательных органов субъектов РФ в порядке формирования и функциониро- вания этих органов, статусе депутата, характере депутатского мандата. Автор счи- тает, что сочетание единства и многообразия моделей организации законодательной власти в субъектах РФ обусловлено как особенностями федеративной природы Российско- го государства, так и задачами эффективного осуществления государственной власти. Предлагается анализ отдельных элементов правового регулирования порядка формиро- вания законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. По мнению автора, федеральный законодатель не должен допускать возможности проведения выборов депутатов законодательных (представительных) органов государ- ственной власти субъектов РФ исключительно по пропорциональной избирательной си- стеме, поскольку в таком случае могут возникнуть непреодолимые трудности в реализа- ции пассивного избирательного права граждан. Выявляется положительная тенденция к расширению региональной свободы усмотрения в выборе способов формирования органов государственной власти субъектов РФ. Показаны различные подходы регионального зако- нодателя к правовому регулированию структуры и компетенции законодательных (пред- ставительных) органов. Отмечается положительный опыт принятия региональных за- конов о комитетах (комиссиях) палат, что способствует повышению авторитета этих органов, стабилизации их статуса, усилению парламентского контроля. Анализу подвер- гаются некоторые элементы статуса депутата, правовое регулирование отзы́ва депу- татов. Показаны различные теоретические подходы к понятиям императивного и сво- бодного депутатского мандата, особенности статуса депутата, избранного в составе партийного списка. Автор приходит к выводу, что присутствие элементов императив- ного мандата в региональном законодательстве, в отличие от федерального, представ- ляется вполне логичным и не нарушающим представительной природы законодательных органов субъектов РФ.


Автор: Садовникова Г. Д.


Рубрика:
ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛИЗМА


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.062-077


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматриваются понятие и цели государственной национальной стратегии, в частности укрепление государственного единства и целостности России, а также сохранение этнокультурной самобытности ее народов, прежде всего государ- ствообразующего русского народа. В этой связи исследуется эволюция теории федерализ- ма в западных странах, а также в отечественной науке в дореволюционный и советский периоды. Следует отметить вклад Н. А. Михалёвой в развитие данной проблематики. Рассматривая историю развития федеративных отношений после 1993 г., она подчер- кивала, что разрушительная практика региональной суверенизации в настоящее время преодолена, конституционной основой государственной национальной стратегии РФ является сохранение ее государственного единства и целостности. Государственная целостность означает безусловное признание государственного суверенитета России, что получает выражение в единстве российского общества, конституционно-правовой системы, верховенстве федерального законодательства по предметам исключитель- ного ве́дения Федерации и ее субъектов, единстве конституционно-правового статуса личности, единых принципах организации и функционировании органов государственной и муниципальной власти, единой денежно-кредитной и таможенной системах, едином историческом, культурном и информационном пространстве, едином государственном языке, единых Вооруженных Силах. Кроме того, согласно п. 11 Стратегии государственной национальной политики РФ, наше государство создавалось как единение народов, систе- мообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Современное Рос- сийское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (циви- лизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справед- ливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру. Условиями решения всех внутренних проблем, в том числе укрепления национального единства, выступают сильное суверенное государство, конкурентоспособная экономика, благосостояние на- рода, преодоление депрессивного равнодушия граждан, повышение общей культуры, об- разованности и правосознания народа, межнациональное и межконфессиональное согла- сие, ясные перспективы государственной стратегии, преодоление колоссального разрыва в уровне материального обеспечения граждан, искоренение коррупции и бюрократизма. Кроме того, на наш взгляд, все эти реформы не должны вступать в противоречие с циви- лизационными основами Российского государства.


Автор: Коврякова Е. В.


Рубрика:
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.050-061


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье исследуются проблемы соотношения политики интеграции и адап- тации современных государств по отношению к национальным меньшинствам. Данный вопрос исследуется в контексте более емкой проблематики современной демократии, одним из важнейших атрибутивных признаков которой является наличие эффективных механизмов представительства и защиты интересов и прав меньшинств. Одним из ви- дов меньшинств, нуждающихся в особом внимании со стороны государства, являются этнические меньшинства, включающие коренные малочисленные народы, «старые» и «но- вые» национальные меньшинства. В политике по отношению к коренным малочисленным народам современные государ- ства сохраняют доминирование политики адаптации. Соотношение же элементов политики адаптации и интеграции по отношению к национальным меньшинствам претерпевает в настоящее время, а именно в условиях роста миграционных потоков в развитые страны, а также активизации сепаратистских настроений в ряде из них, заметные изменения. Автор отмечает, что в политике по отношению к «новым» (им- мигрантским) меньшинствам наблюдается заметная тенденция активизации полити- ки интеграции, в то время как в отношении «старых» меньшинств проводится полити- ка, сочетающая интеграцию и адаптацию. Их соотношение и проявления в конкретной стране зависят от множества факторов: численности национальных меньшинств, уровня национального самосознания и распространенности сепаратистских настрое- ний среди представителей меньшинств, остроты межнациональных отношений, шан- сов меньшинств на учет их интересов на основе формально равного представитель- ства и удовлетворенности меньшинств и национального большинства положением дел, эффективности функционирования государственных структур по защите инте- ресов меньшинств, угрозы культурной идентичности титульных наций и т.п. Автор приходит к выводу о том, что интеграция должна быть направлена не только на об- легчение представителям меньшинств существования в «не своей» культурной среде титульного народа, но и на сохранение данной среды, т.е. на обеспечение обоюдной солидарности титульных и нетитульных народов. В данной связи автор формулирует некоторые предложения о совершенствовании российского законодательства в данной сфере.


Автор: Алебастрова И. А.


Рубрика:
Исследование российской государственности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.035-049


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье исследуется воля народа как неотъемлемый элемент современ- ного народовластия, одна из основ конституционного строя. Не отрицая возможности анализа понятия «воля» в психологическом, историческом и иных дискурсах, автор прихо- дит к выводу, что в правовом аспекте его содержание изменяется и дополняется новыми признаками. Сегодня данное явление рассматривается в различных отраслях юридической науки, и конституционное право не является исключением. Анализируя многообразие существующих в правовой науке подходов к определению поня- тия «воля народа», автор приходит к выводу о том, что воля народа — это его исключи- тельное свойство как субъекта конституционно-правовых отношений. Поскольку много- национальный народ представляет собой сложное политическое образование, его воля образуется путем слияния составных его элементов в единое, ранее не существовавшее целое. Проведен анализ конституционно-правового закрепления таких понятий, как «волеизъяв- ление народа» и «воля народа». Автор разграничивает содержание указанных дефиниций и делает вывод об их нетождественности. Волеизъявление народа представляет собой форму претворения воли народа в объективную действительность, при которой она становится доступной для восприятия других субъектов конституционно-правовых от- ношений. Рассматриваются формы выражения воли народа и объекты, на которые она может быть направлена. Формы выражения могут заключаться в совершении как актив- ных, так и пассивных действий. Делается вывод о том, что реализация этих форм может носить как позитивный, так и негативный характер. По мнению автора, в объектах воли народа раскрывается ее функциональное назначение. Основываясь на том, что воля народа носит абсолютный характер, формулируется ут- верждение о ее направленности на неопределенный перечень объектов и явлений суще- ствующей действительности. Внешнее выражение воли народа может как проявляться в целом в отношении государства и общества, так и быть направленным на иных субъек- тов конституционно-правовых отношений. Проявление воли народа в отношении государства осуществляется в широком многооб- разии общественных отношений, связанных с: учреждением самого государства, форми- рованием системы органов публичной власти, реализацией государственных функций


Автор: Зенин С. С.


Рубрика:
Исследование российской государственности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.024-034


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена анализу теоретического наследия профессора Н. А. Ми- халёвой о проблемах федеративного устройства российского государства, сохранения государственного единства и разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Отмечаются различные подходы ученых к характеристике этапов раз- вития федеративных отношений в последние десятилетия. Исследуются позиции по вопросу оптимальной модели разграничения компетенции Феде- рации и ее субъектов, основу которой составляет принцип конституционности и другие принципы. Характеризуется использование «компетенционных» терминов в научной ли- тературе, федеральном и региональном законодательстве. Особое внимание уделяется анализу взглядов Н. А. Михалёвой и других исследователей на определение содержания конституционно-правового статуса субъектов Федерации, проблемы понимания совместного ве́дения Российской Федерации и ее субъектов и опреде- ления полномочий федеральных и региональных органов государственной власти по пред- метам совместного ве́дения, недостатки института опережающего правотворчества, а также мнениям о вариантах усовершенствования предметов совместного ве́дения. Формулируется, в частности, вывод о том, что закрепление в федеральном законода- тельстве основ нормативного регулирования не лишает субъектов Федерации возмож- ности конкретизировать порядок и способы осуществления полномочий их органов госу- дарственной власти. Анализ вопроса о предметах собственного ве́дения субъектов РФ приводит к выводу о том, что практически любой вопрос ве́дения субъекта Федерации имеет соприкосновение с предметами совместного ве́дения, позволяя тем самым Феде- рации осуществить регулирование по своему усмотрению


Автор: Нарутто С. В.


Рубрика:
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.011-023


Читать на сайте журнала Читать статью

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью