Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 2 за 2017 год


Статей в номере: 19

Самый читаемый автор номера: Южанин В. Е., Горбань Д. В.

Аннотация:
Статья посвящена малоисследованной проблеме конституционно-правового регулирования системы образования, его оценке как конституционной ценности. Проана- лизирован правовой аспект реформы образования, ведущейся в течение последних двух десятилетий. Данный процесс рассматривается в качестве двухэтапного. Отмечается, что на первом этапе (1990-е гг.) имело место хроническое недофинансирование образо- вательной системы, был нанесен удар по морально-нравственным основам российского общества, подрывающий уважение к учительскому и преподавательскому труду. Резуль- татом этого стал уход из средней и высшей школы большинства высококвалифициро- ванных специалистов. В течение второго этапа (2000-е гг.) ломке стала подвергаться собственно матрица отечественного образовательного процесса. К этому периоду ав- тор относит повсеместное введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), внедре- ние двухступенчатой системы образования «бакалавриат — магистратура», создание балльно-рейтиноговой системы как универсального критерия оценки знаний студентов и многие другие дополнительные новации. В статье анализируются наиболее негативные последствия реформы образования: а) па- дение социального статуса учителя и преподавателя; б) бюрократизация системы об- разования; в) ликвидация централизованной системы образовательных критериев и эта- лонов; г) введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) как средства приема в вузы; д) внедрение системы «бакалавриат — магистратура»; е) введение балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. Проведен детальный анализ Федерального закона «Об образовании в РФ», принятого в 2012 г., особое внимание уделено правовым конструкциям, способным, по мнению авто- ра, привести к наиболее опасным результатам. Предлагаются пути выхода из создав- шейся сложной ситуации и связанных с этим необходимых направлений общественной и государственной деятельности. Обосновывается тезис, что законопроект «О народном образовании», предложенный к принятию в Государственной Думе фракцией КПРФ осенью 2012 г., оказался бы во многом созвучен современным реалиям. Анализируются преимуще- ства указанного документа по сравнению с действующим законодательством.


Автор: Сергеев А. Л.


Рубрика:
Научные сообщения


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.223-228


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья содержит анализ некоторых проблем избирательного права РФ, проведенный на основе научных работ Н. А. Михалёвой. Делается вывод о необходимости включения в текст Конституцию РФ отдельной главы, регулирующей вопросы организа- ции и проведения выборов в России. Автор считает целесообразным на конституцион- ном уровне закрепить принципы избирательного права для всех уровней выборов (добро- вольность, свободу участия граждан в выборах, их периодичность и альтернативность и т.д. ); изложить виды избирательных систем, применяемых на выборах всех уровней, закрепив, например, что выборы в законодательные (представительные) органы госу- дарственной власти и представительные органы местного самоуправления проводятся с использованием смешанной избирательной системы (мажоритарно-пропорциональной); перечислить в Конституции РФ все те выборы, которые проводятся на федеральном и ре- гиональном уровнях; закрепить исчерпывающий перечень ограничений, связанных с реа- лизацией избирательных прав гражданами. В статье также делается вывод о необходи- мости дальнейшего совершенствования законодательства о политических партиях как одного из важнейших субъектов избирательного процесса


Автор: Сербин М. В.


Рубрика:
Научные сообщения


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.217-222


Читать на сайте журнала Читать статью

Н. Н. Кравченко: жизнь и творческое наследие


Лушников А. М., Лушникова М. В.

Аннотация:
Н. Н. Кравченко (1880—1955) является одним из отцов-основателей отече- ственной науки международного трудового права. Долгие годы его жизненный путь и творческое наследие были преданы забвению. Биографии видных ученых-юристов не толь- ко интересны и поучительны сами по себе, но и в значительной степени помогают лучше понять научное наследие ученого. Знание биографии и научного наследия предшествен- ников является предпосылкой для научного роста современных исследователей междуна- родного права и даже своеобразным моральным требованием. Н. Н. Кравченко был автором первого в России монографического исследования по меж- дународно-правовому регулированию трудовых отношений. В 1913 г. в Томском универ- ситете им была защищена магистерская диссертация на тему «Идея международной регламентации труда в ее историческом развитии до Берлинской конференции 1890 г.» (опубликована в 1913 г. в Томске). Ученый обоснованно писал о зарождении международно- го рабочего права, был последовательным сторонником международно-правовой охраны труда. Он подробно рассмотрел истоки формирования концепции международно-право- вой регламентации труда, воззрения таких ее выдающихся представителей, как Р. Оуэн, Ж. А. Банки, А. Вагнер, И. Барон, Л. Валевски, Э. Фрэй и др. Внес посильный вклад в создание университетских школ международного права и трудового права в Томске, Казане, Мин- ске, являлся первым заведующим кафедрой международного права ВЮЗИ (предшествен- ника Университета имени О. Е. Кутафина). С марта 1949 по октябрь 1950 гг. возглавлял кафедру международного права ВЮЗИ (Московский факультет).


Автор: Лушников А. М., Лушникова М. В.


Рубрика:
Имя в истории


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.208-216


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена исследованию правового регулирования денежного обра- щения в Великобритании. Рассматриваются этимология названия официальной британ- ской денежной единицы, систематизируются органы и источники правового регулиро- вания денежного обращения в Великобритании. Подробно изучается понятие «законное платежное средство», особенности подхода британских нормотворческих органов к пра- вилам признания банкнот и монет законным платежным средством в зависимости от территории обращения денежных знаков, их вида и номинала. Проводится анализ меха- низма правового регулирования альтернативного денежного обращения: основываясь на концепции ограниченного применения законного платежного средства, в Великобритании на законных основаниях в обращении находятся региональные и местные валюты. В связи с этим автор подробно останавливается на изучении проблем, связанных с эмиссией, обе- спечением и обращением банкнот авторизованных банков Шотландии и Северной Ирлан- дии, местных валют, валюты коронных земель британской короны. Особое внимание уделяется исследованию правил обращения электронных средств пла- тежа: электронных денег и цифровой (виртуальной, крипто-) валюты. Автор изучает понятие электронных денег в соответствии с нормативными правовыми актами Ев- ропейского Союза и Великобритании, виды эмитентов электронных денег, требования, предъявляемые к организациям для регистрации в качестве эмитентов электронных де- нег, а также иные аспекты обращения электронных денег в Великобритании. В статье анализируется понятие виртуальной валюты, его соотношение с цифровыми валютами, рассматривается подход финансового органа Великобритании к оценке рисков вирту- альной валюты в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правила налогообложения операций, про- водимых с использованием виртуальной валюты, и прибыли, полученной от проведения таких операций, косвенными и прямыми налогами на территории Великобритании.


Автор: Ситник А. А.


Рубрика:
Зарубежное право


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.166-183


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматривается проблема формы государственного устройства России как конституционного государства. Еще в отечественной политико-правовой мыс- ли во второй половине XIX — начале ХХ в. основная полемика развернулась между сторон- никами федерализации и так называемой автономизации отдельных территорий России. Первые считали, что федерация позволяет дать правовой ответ на вызовы национализ- ма и пролетарского интернационализма в большевистской версии. Вторые полагали, что в Российской империи того времени отсутствуют равновеликие территории, способные существовать самостоятельно, а значит, и выступать в качестве полноценных субъ- ектов федерации. Современная Россия, согласно Конституции 1993 г., является федера- тивным государством. Конкретизация же принципов российского федерализма осущест- влена в гл. 3 Конституции — в ст. 71, где устанавливаются предметы исключительного ве́дения РФ, в ст. 72, где перечислены предметы совместного ве́дения РФ и субъектов РФ, а также в ст. 73, устанавливающей, что вне пределов ве́дения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ве́дения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полно- той государственной власти. Однако экономическая, социальная и политическая диффе- ренциация регионов, которые значительно отличаются друг от друга по условиям жизни и труда граждан, порождают сомнения в справедливости существующей системы. До- тационность большинства субъектов федерации, а следовательно, их зависимость от субвенций федеральной власти, не оставляют возможностей для реализации интересов территориально-публичных коллективов, проживающих в субъектах федерации. Сложив- шаяся система федеративных отношений в современной России больше соответствует представлениям отечественных правоведов начала ХХ века об автономизации, чем о фе- дерализме. И, соответственно, она порождает те же антиномии в теории и негативные последствия на практике. Для того чтобы их преодолеть, необходимо обратиться к ба- зовым принципам конституционализма как формы правосознания: свободе и справедливо- сти, основанным на признании равного человеческого достоинства. Федерализм в консти- туционном государстве строится на основе совокупности территориально-публичных коллективов, обладающих правоспособностью. Поэтому никаких совместных предметов ве́дения центра и субъектов федерации в федеративном конституционном государстве, предусмотренных ст. 72 Конституции РФ, быть не может, так как тем самым серьезно ограничивается правосубъектность членов федерации.


Автор: Кочетков В. В.


Рубрика:
В фокусе мнений


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.155-165


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье обсуждаются вопросы, связанные с введением уголовной ответ- ственности юридических лиц в России и Германии. Подчеркивается, что для России в 2015 г. обсуждаемый вопрос снова приобрел свою особую актуальность в связи с проек- том федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц» № 750443-6. Для Германии данная проблема представляет особую ак- туальность в связи с тем, что в 2013 г. федеральной землей Северная Рейн-Вестфалия был внесен проект закона о введении уголовной ответственности юридических лиц и прочих объединений. В статье отмечается, что наличие в Российской Федерации гражданско-правовой и административной ответственности юридических лиц соот- ветствует общепризнанным принципам и нормам международного права и междуна- родным договорам РФ, с одной стороны, и не противоречит ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, с другой — дает возможность определять субъекта уголовной ответственности в соответствии с соблюдением свойственных уголовному праву России принципов, уче- нием о преступлении и наказании, не разрушать сложившееся правоприменение. В Гер- мании ответственность юридических лиц носит «квазиуголовный» характер. Она устанавливается на основании Закона о нарушениях общественного порядка (Gesetz über Ordnungswidrigkeiten (OWiG)) от 24 мая 1968 г. (в ред. от 19 февраля 1987 г.), ко- торый является важным источником дополнительного уголовного права (strafrechtliche Nebengesetze). В статье подчеркивается, что законодатель и в России, и в Германии избрал уголовное право, ориентированное на вину, привязанное к конкретному лицу. Юридическое лицо не обладает дееспособностью как таковой, а следовательно, и вме- няемостью. Поэтому для эффективной борьбы с преступностью достаточным будет совершенствование законодательства. В заключение обосновывается нецелесообраз- ность установления уголовной ответственности юридических лиц в Российской Феде- рации и в Германии.


Автор: Минязева Т. Ф., Серебренникова А. В.


Рубрика:
Сравнительное правоведение


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.23.2.147-154


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье представлен анализ содержания ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, закре- пляющей запрет на участие в избирательном процессе граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Выделены характеристики избирательных прав, сфор- мулированные в постановлении Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 г. по делу «Анчугов и Гладков против Российской Федерации»: право на участие в голосовании не является привилегией; презумпция в пользу инклюзии (всеобщее избирательное право долж- но стать основным принципом); наличие уважительных и убедительных причин ограничений избирательных прав заключенных. Рассмотрены правовые позиции, изложенные в постанов- лении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2016 г. № 12-П, касающиеся применимости указанного решения Европейского Суда по правам человека. В статье проанализирована за- рубежная практика рассмотрения аналогичных дел: решение Верховного суда США по делу «Ричардсон против Рамиреса» (1974 г.); практика Верховного суда Канады (дело «Belczowski против Королевы», 1991 г.; «дело Совэ», 2002 г.); решение Конституционного Суда Южно- Африканской Республики по делу «Август и другие против Избирательной комиссии и других» (1999 г.); практика Верховного суда Индии (дело «Jan Chaukidar (Peoples Watch) v. UOI & Ors.», 2004 г.; дело «Rama Prasad Sarkar v. The State Of West Bengal & Ors.», 2011 г.). Детально проана- лизированы мотивы принятия ряда постановлений Европейским Судом по правам человека, предшествовавших принятию решения против Российской Федерации (дело «Херст против Великобритании», 2005 г.; дело «Фродль против Австрии», 2010 г.; дело «Скоппола против Италии», 2011 г.). Автором поддержана позиция Конституционного Суда РФ о непримени- мости постановления Европейского Суда по правам человека в Российской Федерации ввиду противоречия представленной интерпретации положений Европейской конвенции о защи- те прав человека и основных свобод Конституции РФ.


Автор: Романовский Г. Б.


Рубрика:
Сравнительное правоведение


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.135-146


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Современная политика Российской Федерации в уголовно-исполнительной сфере исходит из необходимости проявления гуманного отношения к лицам, преступив- шим закон. Достижение целей по повышению эффективности работы учреждений и орга- нов, исполняющих наказания, и сокращению рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание, Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Россий- ской Федерации до 2020 г. связывается с разработкой на законодательном уровне и по- следующим внедрением в практику комплекса мер, основной задачей которых является социальная адаптация осужденных. Подавляющее большинство принципов, закрепленных в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, реализуются в практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполни- тельной системы. В научной литературе достаточно подробно разработаны подходы к понятию и классификации принципов уголовно-исполнительного права и законодатель- ства. Отдельными учеными-пенитенциаристами выделяются и принципы самостоятель- ных институтов уголовно-исполнительного права, например института изменения усло- вий отбывания наказания в виде лишения свободы. Недостаточное правовое регулирование и, соответственно, применение в рамках указан- ного правового института получил принцип прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы. Авторы обосновывают актуальность и необходимость введения принципа прогрессивной системы отбывания лишения свободы в уголовно-исполнительное законодательство, вносят предложения по совершенствованию указанной отрасли. Структурно статья состоит из нескольких частей. В первой части статьи авторы ис- следуют понятие и классификации принципов права вообще и уголовно-исполнительного права в частности. Во второй части статьи анализируют понятие и сущность совре- менной прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы, рассма- тривают различные подходы ученых-пенитенциаристов к указанной проблеме. В третьей части статьи обосновывают предложения о дополнении уголовно-исполнительного зако- нодательства РФ, связанные с закреплением принципа прогрессивной системы отбывания лишения свободы.


Автор: Южанин В. Е., Горбань Д. В.


Рубрика:
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.123-134


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье раскрывается роль раннего семейного воспитания в формирова- нии личности несовершеннолетнего преступника. Подчеркивается значимость эмоцио- нального и физического контакта с матерью, а по мере взросления — с другими членами семьи, а также криминогенная значимость враждебного отношения женщины к еще не родившемуся ребенку и особенно после родов. Отмечается наличие параноидального со- стояния у насильственного преступника и отсутствие такового состояния у корыстного преступника. У ребенка не появляется ощущение безопасности, эмоционального комфор- та, защищенности. Приводятся данные репрезентативного исследования отношений будущих насильственных преступников со своими родными, особенно с матерями. Эти данные сопоставляются с результатами обследования несовершеннолетних корыстных преступников. При совершении преступлений у насильственных преступников возникает повышенная тревожность, ожидание внешней угрозы, чего мы не отмечаем у корыстных преступников, это может привести к различным расстройствам психической деятель- ности, когда индивид неспособен определить свою собственную идентичность. В гене- зисе и структуре личности лиц, совершающих кражи, неизбежно имеет место дефект социализации эмоции страха, но сам факт существования корыстных преступников свидетельствует о том, что такая социализация не всегда оказывается успешной. Су- жение сферы состояний ребенка на более поздних ступенях онтогенеза приводят к па- тологическим адаптациям типа психосоматических симптомов, к различным формам антиобщественного поведения. Мотивы совершенных корыстных преступлений часто лежат в плоскости бессознательного ощущения своей несостоятельности в социальном плане. Исследования подтверждают ранее известный факт, что, чем менее тесными яв- ляются внутрисемейные связи, тем более вероятными становятся связи лица вне семьи, снижается ее значение. Несовершеннолетние осужденные корыстные преступники не ис- пытывали недостатка во внимании отца и матери, те любили и заботились о них, но их достаточно полное по времени общение с родителями не было морально насыщенным. Для корыстных преступников главным является приятие или неприятие их родителями, а материальная нужда.


Автор: Антонян Ю. М., Коновалова И. А.


Рубрика:
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.115-122


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Автор исследовал проблемы современного состояния организации, функци- онирования деятельности многофункциональных центров. Основной целью являлась раз- работка рекомендаций, направленных на повышение эффективности и качества предо- ставления государственных и муниципальных услуг многофункциональными центрами. Многофункциональный центр рассматривается как один из способов предоставления услуг органами власти среди иных способов, в основе функционирования которых нахо- дится принцип «одного окна»: портал государственных и муниципальных услуг, электрон- ная универсальная карта. В основу выводов работы положены статистические данные Министерства экономического развития России по количеству созданных в России МФЦ, удовлетворенность населения качеством оказываемых услуг. Были проанализированы нормативные правовые акты федерального, регионального, му- ниципального уровней. На региональном, муниципальном уровне еще происходит процесс становления предоставления услуг по принципу «одного окна». Правовое регулирование этой сферы в разных субъектах существенно отличается по формам и содержанию нор- мативных актов. Не все муниципальные органы власти готовы предоставить услуги через многофункциональные центры. Трудности вызваны недостаточным информаци- онно-технологическим, финансовым, кадровым обеспечением. Предложено использовать императивный метод закрепления обязанностей муниципальных органов власти для за- ключения соглашений с многофункциональными центрами, сделать более прозрачным по- рядок делегирования государственных функций от органов власти субъектам частного права — МФЦ.


Автор: Лубенникова С. А.


Рубрика:
Совершенствование законодательства


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.106-114


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье исследуется роль различных процессов изменений политической си- стемы, которые способствуют последовательному и управляемому переходу к правовому государству. Сделан вывод, что процесс трансформации — это не целенаправленное рефор- мирование общественных институтов, а более сложный и менее изученный процесс изме- нения общественного устройства, так как она включает в себя ключевую характеристику реформирования, которое осуществляется органами государственной власти в рамках не- скольких сфер общественного устройства в соответствии с нормами действующего зако- нодательства. При трансформации на первый план выходит проблема неопределенности результатов. Это говорит о серьезных политических трудностях, которые обозначились в жизни переходного процесса в России. Результаты трансформационного процесса в совре- менной России отслеживаются по самым разным основаниям: изменения сравнивались как с обнародованными замыслами реформаторов, так и с дореформенными показателями. Еще больше различий в объяснении закономерностей, механизмов трансформационного процес- са, неизбежности и рукотворности его итогов. Трансформационный подход настаивает на наличии у государственно-правовой системы своих законов развития, которые не зависят от воли и целей механизма государства. Приходится признать, что провалы в осуществле- нии российских реформ вполне закономерны. Изменения имели частный характер, так как они не коснулись сущностного институционального ядра политической системы. Таким образом, статья ставит своей целью ответить на следующие вопросы: как сде- лать процесс перехода к правовому государству последовательным и управляемым; за- вершен ли процесс трансформации или не состоялся вовсе в современной России; какова роль реформирования и модернизации для реализации основ правового государства? По- строена модель государственно-правового пространства, которая показывает наиболее приемлемый вектор перехода к правовому государству, анализируя такие факторы, как институционализация, политические режимы, их консолидация, государственное строи- тельство. Указываются преимущества и недостатки того или иного процесса изменений (реформа, модернизация, трансформация), в зависимости от их возможности/способно- сти формирования верного направления к правовому государству


Автор: Ганоев О. К.


Рубрика:
ТОЧКА ЗРЕНИЯ


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.098-105


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья предлагает критический анализ ст. 75 УК РФ, две части которой со- вмещают разные по своему правовому предназначению нормы. Доказывается, что данная статья закрепляет два вида освобождения от уголовной ответственности: собствен- но деятельного раскаяния, применяемого в порядке поощрения, и уступки, лежащей в ос- нове компромисса. В основу разграничения данных норм положены способ правового воз- действия, содержание правовой связи, тип уголовно-правового воздействия, содержание юридически значимых обстоятельств и выполняемые функции уголовного закона. Утверждается, что к деятельному раскаянию, как разновидности уголовно-правового поощрения, имеет отношение только ч. 1 ст. 75 УК РФ. Часть вторая статьи закрепля- ет норму, имеющую не поощрительную, но компромиссную природу. В качестве доказа- тельств такого вывода положены следующие аргументы: отсутствие необходимости констатировать «заслуженное» постпреступное поведение виновного при применении ч. 2 ст. 75 УК РФ; вынужденный характер закрепления данной нормы в уголовном зако- не, позволяющей путем уступки в виде освобождения от уголовной ответственности предотвращать вредные последствия совершаемого преступления, неустранимые дру- гими способами; необязательность утраты общественной опасности личности пре- ступника и др. Нецелесообразным признается согласование ч. 1 и 2 ст. 75 УК РФ путем превращения нор- мы о деятельном раскаянии из поощрительной в компромиссную, поскольку это чревато излишней лояльностью уголовного закона. На основе систематизации исследовательских позиций, а также доктринального толко- вания уголовно-правовых норм, сравнительного анализа обеих частей критикуемой ста- тьи предлагается вынести ч. 2 ст. 75 УК РФ за рамки деятельного раскаяния, либо вовсе отказаться от ее закрепления в уголовном законе, как дублирующей положения Особен- ной части УК РФ.


Автор: Фильченко А. П.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.091-097


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В уголовном праве существует целый ряд институтов, обладающих тем- поральной природой: условное осуждение, условно-досрочное освобождение, отсрочка, давность, судимость. В теории права предпринимались попытки совокупного анализа некоторых из них, при этом за основу брался их условный или некарательный характер. Именно последний признак позволил объединить эти меры в укрупненный институт ис- пытания, исследуемый в настоящее время исключительно на теоретическом уровне. Несколько иной подход к анализу испытания основывается на учете его темпоральной природы, генетической связи со сроками. Комплексного исследования сроков испытания в рамках уголовного права не осуществлялось. Фрагментарный анализ указанных вопросов приводит к различным выводам по основным вопросам: понятие испытательного срока, начало течения, окончание, его размер и значение. Остается без внимания то, что в ходе эволюции за сроками в уголовном праве закрепился целый ряд функций: оценка эффектив- ности и целесообразности уголовного преследования, экономия или усиление репрессии, стимулирование и поощрение лиц, совершивших общественно опасные деяния, и др. В рамках статьи предпринята попытка на обширном эмпирическом и теоретическом материале, зарубежном опыте оценить обоснованность нормативно закрепленных раз- меров сроков отдельных институтов уголовного права (условного осуждения; условно-до- срочного освобождения; судимости).


Автор: Маликов С. В.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.080-090


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье исследуются проблемы правового регулирования публичных доходов. Отмечая усложнение финансовой деятельности государства и местного самоуправления, использование в целях удовлетворения публичных интересов не только доходов бюджетов бюджетной системы РФ, но и доходов различных децентрализованных фондов денежных средств, в том числе находящихся в частной собственности (например, фондов негосудар- ственных пенсионных фондов, агентства по страхованию вкладов, капитального ремонта), автор предлагает вместо категории «государственные (муниципальные) доходы» исполь- зовать более емкий термин «публичные доходы». Употребление данного термина, объеди- няющего все доходы всех публичных фондов денежных средств, позволит системно иссле- довать все общественные отношения в области формирования используемых в публичных целях фондов денежных средств. Выявлены проблемы сферы правового регулирования пу- бличных доходов. Автором проведен анализ современного состояния сферы публичных дохо- дов с точки зрения финансового права как отрасли законодательства и как отрасли права. В статье отмечается разрозненность нормативных правовых актов, наличие значитель- ных коллизий. Уделено внимание проблемам закрепления системы обязательных бюджет- ных доходов, трудностям при определении перечня обязательных платежей, отсутствию единства терминологии. Исследованы в качестве системообразующих категорий «обя- зательные платежи» и «налоги и сборы». Автором обращается внимание на размывание границ публично-правового регулирования и использование гражданско-правовых методов при взимании публичных платежей (например, система природоресурсных платежей). От- мечено отсутствие финансово-правового регулирования сферы обязательных платежей, зачисляемых в децентрализованные денежные фонды. В статье показано, что соответ- ствующая сфера правовой теории также не позволяет дать ответы на возникающие во- просы. В настоящее время не выделяется обособленный блок всех норм, регулирующих все отношения в области формирования публичных денежных фондов. Проведенное в статье исследование позволило прийти к выводам о необходимости совершенствования публичных доходов в двух направлениях — улучшение законодательного регулирования публичных до- ходов, устранение имеющихся пробелов и коллизий, а также формирование обособленного, самостоятельного финансово-правового института — института публичных доходов, что позволит комплексно исследовать все проблемы в области формирования публичных фондов и совершенствовать правовое регулирование данной сферы.


Автор: Васильева Н. В.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.070-079


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена анализу места финансового права в системе публичного и частного права. Подробно исследуется вопрос о делении системы права на правовые общности публичного и частного права, а также объективный характер такого деления. При этом выделяются разные подходы: деление частного и публичного права на основе материального и формального критериев. Подробно исследуется интерес как матери- альное основание деления права на публичное и частное. Публичное право рассматрива- ется как совокупность норм, призванных защищать преимущественно ценности, связан- ные с самим существованием государства, а частное право — в качестве блока правовых норм, обеспечивающих текущую жизнедеятельность гражданина. Наряду с этим в ста- тье приводится критика деления права на публичное и частное, основанного на определе- нии публичного интереса как признанных государством общественных интересов, выра- женных в нормах права и обеспеченных принудительной силой государства, с учетом чего все право признается публичным; деления права на публичное и частное, базирующегося на основной роли государства охранять интересы индивида, что делает все право част- ным. В статье обосновывается ошибочность данных выводов. Отмечается недостаточ- ность материального критерия разграничения права на публичное и частное. Анализи- руются формальные критерии деления права на публичное и частное в зависимости от способа защиты права, по способу регулирования отношений. Делается вывод о необхо- димости применения при делении права на публичное и частное как материальных, так и формальных критериев. С учетом обозначенных критериев, финансовое право отнесено к публично-правовым отраслям. В статье отмечаются невозможность предельно стро- гой классификации правового материала на право публичное и право частное и процесс конвергенции этих двух правовых общностей. Ставится проблема обеспечения баланса публичного интереса государства с частными интересами при организации финансово- правового регулирования. Подчеркивается, что подробная регламентация прав и обязан- ностей физических и юридических лиц в сфере публичной финансовой деятельности бу- дет способствовать сбалансированности публичных и частных интересов в финансовом праве. В итоге делается вывод о доминировании в финансово-правовом регулировании пу- бличных начал, а также о наличии отдельных элементов частноправового регулирования.


Автор: Пятковская Ю. В.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.061-069


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы соотношения проблем глобализации и права человека на гражданство. Значение Организации Объединенных Наций, как пола- гает автор, при этом будет возрастать. Терминологические аспекты определения по- нятия «глобализация» должны способствовать пониманию этого явления. Для России за- конодательное оформление института гражданства в свете развития международных отношений будет всегда востребовано. Международно-правовое и посредством нацио- нального права регулирование института гражданства взаимосвязаны и требуют ново- го осмысления в начале XXI в. Сохранение мира — это важнейшая задача науки и практики современного права. Региональное сотрудничество государств должно быть дополнено своевременным законодательным оформлением межгосударственных отношений. Кон- ституционно закрепленные права и свободы человека должны получать развитие и даль- нейшее совершенствование в практике каждого государства. Правовая система РФ явля- ется примером последовательного претворения идей демократии и гуманизма. Изучение различных форм интеграции государств, их объединений и союзов требует дальнейшей научно-практической разработки в рамках конституционного и международного права. Любые региональные или глобальные процессы интеграции государств не будут связаны с ликвидацией действующих государств. Государство остается одним из основных субъек- тов международного права, а также естественной формой организации общества.


Автор: Смирнова Е. С.


Рубрика:
Исследование российской государственности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.042-060


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматривается правовой статус управляющих компаний, соз- даваемых для выполнения отдельных государственно-властных полномочий примени- тельно к ограниченной территории. Констатируется, что подобный опыт носит рас- пространенный характер и используется в отношении зон территориального развития, территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон, международного медицинского кластера, свободного порта «Владивосток». Особое внимание в статье уделено правовому статусу управляющей компании инновационно- го центра «Сколково» — Фонда развития Центра разработки и коммерциализации но- вых технологий. Выделены ее правовые характеристики. Дана оценка правовым нормам, определяющим порядок осуществления Фондом публичных полномочий. Формулируется вывод о значимости государственного контроля за самими управляющими компаниями, управомоченными на осуществление отдельных государственно-властных полномочий. Управляющие компании должны выполнять переданные государственные полномочия в интересах всего общества, а не какой-то отдельной организации, группы лиц. Приводят- ся примеры проверок, проводимых в отношении управляющей компании центра «Сколко- во». Анализируются отдельные положения отчета Счетной палаты РФ о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий, связанных с созданием и обеспечением функ- ционирования инновационного центра “Сколково” в 2013‐2015 годах» (совместно с Феде- ральной службой безопасности РФ). В jтчете акцентируется внимание на том, что мно- гие органы государственной власти не осуществляют свои полномочия на территории «Сколково». Законодательство исходит из того, что должны быть созданы специальные подразделения федеральных органов государственной власти и органов контроля за упла- той страховых взносов. Однако в подавляющем большинстве случаев такие органы не созданы. Присутствует недобросовестный подход к порядку определения полномочий высшего должностного звена (отсутствуют должностные инструкции). В статье об- ращено также внимание на то, что формирование территорий с особым статусом и с соответствующей управляющей компанией предусматривается Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Но и в этом случае присутствуют такие же недостатки правового регулирования, которые зафиксированы в статусе Фонда «Сколково».


Автор: Романовская О. В.


Рубрика:
Исследование российской государственности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.032-041


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье анализируется юридическая конструкция ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, предоставляющая Конституционному Суду РФ право законодательной инициативы по вопросам своего ве́дения. Рассматриваются узкий и широкий подходы к юридическому пониманию словосочетания «вопросы ве́дения» применительно к Конституционному Суду, приводятся аргументы, опровергающие доводы представителей узкого подхода о нару- шении принципа разделения властей при реализации права законодательной инициативы Конституционным Судом РФ. Анализируется компетенционный подход к предоставлению права законодательной ини- циативы, и делается вывод, что Конституционный Суд РФ относится к органам общей компетенции, поэтому ему должно принадлежать общее (не ограниченное) право законо- дательной инициативы, поэтому ограничительное толкование словосочетания «вопросы ве́дения» применительно к Конституционному Суду РФ является неверным. В статье исследуется исторический аспект включения принципа «никто не может быть судьей в собственном деле» в юридическую практику. Опровергается тезис о том, что реализация права законодательной инициативы поста- вит Конституционный Суд РФ в положение судьи в собственном деле. При этом приво- дятся следующие аргументы: реализация данного права вовсе не гарантирует принятие закона с первоначальным текстуальным содержанием законопроекта; федеральный орган конституционного контроля в большинстве случаев устанавливает не текстуальные изъяны проверяемого закона, а его содержание с учетом правоприменительной практики; при формулировании умозаключений следует исходить из презумпции добросовестности судей Конституционного Суда РФ, а не наоборот. По результатам исследования делается вывод, что очень редкая реализация Конститу- ционным Судом РФ его публичного субъективного конституционно гарантированного права законодательной инициативы объясняется политическими соображениями, а так- же тем, что реализация данного права не относится к основным функциям федерального органа конституционного контроля. При этом бытующее в юридической науке мнение о нарушении принципа «никто не может быть судьей в своем деле» при реализации права законодательной инициативы Конституционным Судом РФ основано на чрезвычайно рас- ширительном толковании юридического содержания указанного принципа, такое толко- вание идет вразрез с положением Конституции России, наделяющим федеральный орган конституционного контроля правом законодательной инициативы.


Автор: Казанцев А. О.


Рубрика:
Исследование российской государственности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.026-031


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье дается юридическая оценка механизма реализации конституци- онного принципа равноправия и самоопределения народов во вновь принятых субъектах РФ — Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Принцип равнопра- вия и самоопределения народов понимается в статье в двух аспектах: как политическое и как культурное самоопределение. Содержанием политического самоопределения явля- ется право народов на избрание формы своей национальной государственности. Автор приходит к выводу, что реализация данного права возможна только в составе Российской Федерации. В рамках действующего конституционного регулирования данное право мо- жет быть реализовано народами, населяющими Республику Крым и Севастополь, несколь- кими способами: путем территориального выделения какого-либо компактно проживаю- щего народа и создания им собственного субъекта РФ; через использование возможности изменения статуса субъекта РФ; через изменение наименования субъекта РФ; путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов Федерации и образования нового субъекта РФ; путем изменения границ между субъектами Федерации. В статье анализируются механизмы реализации права на культурное самоопределение народов, на- селяющих вновь образованные субъекты РФ, содержанием которого является право на сохранение и развитие своей культуры и языка, традиций и обычаев. Особое внимание уде- лено проблеме культурного самоопределения крымских татар. Учитывая политическую активность крымско-татарского этноса, в статье сделан вывод, что регулирование межнациональных отношений на конституционном уровне в Республике Крым требует установления большего числа норм-гарантий в отношении его представителей. С точки зрения автора, необходимо принятие специального закона Республики Крым о статусе крымских татар. Также недостаточным является и правовое регулирование в сфере об- ращения государственных языков Республики Крым, в частности статуса татарского языка. Предложены и иные пути решения вопроса крымских татар. Решение вопроса их по- литического самоопределения возможно через реформирование избирательных систем. На уровне местного самоуправления, по мнению автора, может быть использован опыт субъектов федерации по созданию административно-территориальных единиц с особым статусом.


Автор: Таева Н. Е.


Рубрика:
Исследование российской государственности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.009-016


Читать на сайте журнала Читать статью

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью