Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"Актуальные проблемы российского права" № 2 за 2017 год


Статей в номере: 31

Самый читаемый автор номера: Кондрашев А. А.

Аннотация:
В статье рассматриваются два Судебника: 1589 и 1606/ 07 гг. По необъ- яснимым причинам, эти два крупных сборника законов почти выпали из поля зрения со- ветской и современной историко-правовой науки. Задачей настоящей статьи является восстановление незаслуженно забытых памятников права конца XVI — начала XVII вв.: Судебника 1589 г., принятого в период царствования Федора Иоанновича и Сводного Су- дебника 1606/07 гг., обещанного народу Лжедмитрием I и увидевшего свет при царе Ва- силии Шуйском. Оба Судебника оказали значительное влияние на дальнейшее развитие права. В Судебнике 1589 г. осуществлена первая систематизация законодательства, вышедшего за период, последующий за принятием Судебника 1550 г., охватывающий царствования Федора Ио- анновича и Бориса Годунова. Многие нововведения этих Судебников отличались большим демократизмом по сравнению с предшествующим законодательством. Целью этого пра- вового сборника являлось урегулирование отношений, складывающихся на Русском Севере, не знавшем феодального землевладения и крепостного права. Судебник 1606/07 гг. регулировал более обширный по объему круг отношений, нежели Су- дебник 1589 г. Перед составителями Сводного Судебника стояли масштабные задачи: урегулирование взаимоотношений правительства с дворянством, на которое хотел бы опереться Лжедмитрий, а также отношений крестьянства как с правительством, так и с их владельцами — дворянами и детьми боярскими, при этом крен в любую сторону вместо налаживания отношений мог привести к их осложнению, поэтому Лжедмитрий осторожно балансировал между социальными группами населения, чем и объясняется компромиссный характер Сводного Судебника. Судебник 1606/07 гг. является интереснейшим юридическим памятником, представляю- щим в истории русского права первый опыт общей систематизации права в виде кодифи- кации действующего законодательства. В нем нормативные акты были объединены по предмету регулирования в главы, а однородные главы в грани, которых насчитывается в Судебнике 25. Впоследствии этот способ систематизации нормативных актов был воспринят членами Приказа Н. И. Одоевского при составлении Соборного уложения. Следует учитывать также, что Судебники 1589 и 1606/07 гг., независимо от их примене- ния, свидетельствуют об уровне юридического мышления и степени юридической квали- фикации, достигнутой законодателями России в конце XVI — начале XVII в. Они представ- ляют существенный интерес для историков права еще и потому, что именно в них нашли свое наиболее полное отражение события, сотрясавшие Россию в конце XVI — первом десятилетии XVII в. Принятые в этот период нормативные акты в основном стали из- вестны дальнейшим законодателям благодаря текстам этих Судебников. В статье внимание в наибольшей степени сосредоточено на государственно-правовых от- ношениях, судоустройстве и судопроизводстве, а также предпринятой Судебниками 1589 и 1606/07 гг. борьбе с взяточничеством в судебной системе. Рассмотрение принципов репрес- сивной политики государства позволило опровергнуть устоявшееся в советской и совре- менной литературе мнение об усилении «принципа устрашения» в конце XVI в. и на основа-нии анализа применения санкций статей обоих Судебников, предусматривающих наказания за совершения преступлений, в том числе и тяжких, судами, доказать демократический характер проводимой в них наказательной политики


Автор: Чупова М. Д.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.123.2.184-207


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматривается эволюция системы источников таможенного права Европейского Союза, значительное внимание уделено предпосылкам и причинам осуществле- ния реформы таможенного законодательства ЕС, в частности с учетом принятия Лисса- бонского договора 2007 года и Таможенного кодекса Союза. Рассматриваются нормы первич- ного права ЕС, имеющие наибольшее значение в сфере таможенного регулирования. Также проводится анализ роли актов вторичного права в системе источников таможен- ного права ЕС. Особое внимание уделено роли и развитию кодифицированных актов в тамо- женном праве ЕС, как непосредственно Таможенного кодекса, так и актов принятых в его развитие. Детально изучается феномен невступления в силу уже принятого Модернизиро- ванного таможенного кодекса Сообщества. Исследуются особенности и роль актов «мягко- го права», международных договоров в таможенной сфере. В статье уделено внимание и месту судебного прецедента в в таможенном праве Евро- пейского Союза.


Автор: Романова М. Е.


Рубрика:
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.234-242


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена выявлению особенностей формулирования и закрепления принципа взаимного признания в актах Европейского Союза. Данный принцип установлен в области внутреннего рынка, в частности в рамках его четырех свобод, и в области про- странства свободы, безопасности и правосудия. Закрепление принципа взаимного признания в разных областях неодинаково, более того его четкая формулировка так и не нашла своего отражения в учредительных актах Европейского Союза. Нет прямого определения принципа и в прецедентах Суда Европейского Союза. Таким образом, закрепляя довольно многогранный механизм реализации принципа взаимного признания, нормативные акты Европейского Со- юза не дают его дефиниции, что безусловно несет в себе особенность в раскрытии данной проблематики.


Автор: Заплатина Т. С.


Рубрика:
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.227-233


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена исследованию правовых методов и средств унификации пра- вового регулирования внешнеторгового оборота энергетических ресурсов стран, входящих в международное интеграционное объединение БРИКС. Делается вывод о том, что в деле развития международного энергетического сотрудничества государств-членов БРИКС пер- воочередной задачей правоведов является создание единого правового пространства. Что же касается непосредственно внешнеторгового оборота энергетических ресурсов, то при- оритет, прежде всего, должен быть отдан унификации национального гражданского зако- нодательства, как отрасли права, регулирующей частноправовые торговые отношения, с иностранным элементом, реализация которой требует обращения к методу гармонизации права. Выявлены и проанализированы факторы современной объективной действительно- сти, которые осложняют процесс формирования унифицированного правового простран- ства внешнеторгового оборота энергетических ресурсов стран БРИКС. Установлено, что действующие соглашения являются по сути программными актами, устанавливающими лишь общие направления развития сотрудничества стран-участниц, и не содержат кон- кретных положений о регулировании рынка энергетики. В данном контексте очевидна необ- ходимость и модернизации частноправовых основ оборота энергетических ресурсов, прежде всего, применимого права к договору купли-продажи. Доказано, что для государств-членов БРИКС исключительную важность представляют положения именно Венской конвенции 1980 г., которые и должны приниматься во внимание национальными законодателями в процес- се конвергенции гражданско-правового регулирования. Делается вывод о том, что правовое регулирование купли-продажи в странах БРИКС сложно назвать унифицированным, однако факт участия в Венской конвенции большинства членов объединения и возможность ее при- менения в этих странах создают необходимую первооснову столь необходимого для успеш- ного осуществления внешнеторгового оборота энергетических ресурсов унифицированного правового пространства интеграционного межстранового союза. Выявлены единообразные законодательные подходы стран-участниц БРИКС в вопросах регулирования условий призна- ния договоров (сделок, соглашений), связанных с внешнеторговым оборотом энергетических ресурсов, определяющих их в качестве заключенных (действительных) и основания их прекра- щения.


Автор: Марчуков И. П.


Рубрика:
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.219-226


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В данной статье автор рассматривает коллизии и противоречия, возникшие в ходе реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации, принятой еще в 1991 году. Автором выделены основные проблемы, связанные с реализацией задач, поставленных в Концепции: сверхцентрализация судебной системы, социальная стратификация правосудия, усиление обвинительного уклона, кадровые проблемы, нарушение принципа независимости судей.. В ходе проведенного исследования данного вопроса автором были сделаны выводы о насущной необходимости новой реформы российской судебной системы. Причем стране нуж- ны кардинальные новации, способные обеспечить реальную независимость судей как от ис- полнительной власти, так и от субъектов рынка, и одновременно ослабив централизацию полномочий в руках председателей судов. В противном случае, невозможно будет вернуть доверие российского общества к правосудию


Автор: Кондрашев А. А.


Рубрика:
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И СУДОУСТРОЙСТВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.209-218


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Содержание понятия «компетентность судебного эксперта» и его отличие от понятия «компетенция судебного эксперта» на протяжении многих лет является предме- том научной дискуссии. В статье проведен структурно-лингвистический анализ предлагае- мых определений компетентности, на основании проведенного анализа предложена автор- ская формулировка данного понятия. Отдельное внимание в работе уделено структурным элементам компетентности, позволяющим в полной мере оценить компетентность судеб- ного эксперта до проведения им экспертного исследования.


Автор: Парамонова Л. Ф.


Рубрика:
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.198-208


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые тактические особенности различных видов допросов, проводимых по делам о нарушениях неприкосновенности частной жизни. Обосновывается вывод о том, что такие характеристики, как полнота и относимость, объективность и оперативность описания, являются основообразующими при проведении всех видов допросов. Отмечается, что реализуются рассматриваемые характеристики при осуществлении допросов специфично: общением, лежащим в основе допроса, между следо- вателем и его участниками. Среди лиц, от которых может возникнуть необходимость по- лучить сведения в ходе расследования преступных нарушений неприкосновенности частной жизни, выделены следующие категории: потерпевший, свидетель, эксперт, подозреваемый и обвиняемый. Рассмотрена такая проблема объективности описания при допросе как искаже- ние информации. В качестве ее разрешения следователю рекомендовано, выбирая тактику проведения допроса, принимать во внимание заинтересованность допрашиваемых лиц в ис- ходе дела, особенности установления психологического контакта и эффективно использо- вать приемы, направленные на предупреждение попыток дачи ложных показаний. На основе примеров из следственной практики даны другие рекомендации по проведению допроса, на- правленные на обеспечение его полноты и объективности.


Автор: Баринов С. В., Просвирин Е. В.


Рубрика:
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.191-197


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматриваются положения уголовного закона, определяющие поня- тие и значение психического расстройства, не исключающего вменяемости. Показывается сходство между характеристиками психического расстройства, не исключающего вменяе- мости, предусмотренного ст. 22 и 106 УК РФ, и выявляются различия между ними. Так, автор отмечает специфические черты, связанные с тем, что положения, закрепленные в ст. 22 УК РФ, являются средством индивидуализации наказания и не ограничены каким-либо видом пре- ступления, могут быть учтены при назначении наказания и решении вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, т.е. влияют на индивидуализацию уголовной ответственности, а ограниченная вменяемость в конструкции ст. 106 УК РФ используется как признак привилегированного состава, т.е. как средство дифференциации уголовной от- ветственности. При анализе положений ст. 106 УК РФ рассмотрена взаимосвязь психического расстрой- ства, не исключающего вменяемости, с родами и послеродовым периодом.


Автор: Мухачева И. М.


Рубрика:
УГОЛОВНОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.183-190


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Проведен анализ подходов к определению содержания понятия «имущественный комплекс», к определению места понятия в сиc- теме гражданского права.


Автор: Гафуров Е. Т.


Рубрика:
Тема номера


DOI: DOI: 10.17803/2311-5998.2016.26.10.109-115


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Рассматривается история дополнения УК РФ нормой об ответственности за организацию террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4), а также внесения изменений в нее. Предложен анализ действующей редакции ст. 205.4 УК РФ. Отмечается пробельность и спорный характер ряда ее положений, а также их возможное негативное влияние на право- применительную деятельность. Вносятся предложения по совершенствованию редакции рассматриваемой нормы. В частности, с целью устранения ненужного дублирования и противоречий предлагается ис- ключить из ч. 1 ст. 205.4 УК РФ ссылку на террористическую деятельность с одновременным дополнением содержащегося в ней перечня преступлений террористическим актом. Сделан вывод о том, что террористическое сообщество не может и не должно созда- ваться для совершения любого преступления. Распространение ст. 205.4 УК РФ на случаи, не- посредственно не связанные с террористическими преступлениями, выглядит искусствен- ным, натянутым. В этой связи предлагается исключить из ст. 205.4 УК РФ слова о подго- товке или совершении любого преступления в целях «пропаганды, оправдания и поддержки терроризма».


Автор: Сипки М. В.


Рубрика:
УГОЛОВНОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.175-182


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Специфика вещно-правовой защиты права собственности и иных вещных прав заключается в применении специальных исков, основанных на доказательствах истца нали- чия у него правового титула. Законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс Рос- сийской Федерации предлагает установление в Кодексе закрытого перечня вещно-правовых способов защиты вещных прав. К числу этих способов относятся виндикационный и негатор- ный иски, а также получившие в последнее время широкое распространение в судебно-арби- тражной практике иск об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) и иск о признании вещного права. Право пользовладения (узуфрукт) занимает самостоятельное место в системе вещных прав, предусмотренных Законопроектом. В статье рассматриваются особенности защиты права пользовладения (узуфрукта) посредством иска о признании права, а именно: раскрыва- ется суть этого иска, определяются его предмет и основания, субъекты (истец и ответ- чик), условия предъявления. Кроме того, на основе анализа судебно-арбитражной практики и законодательства об исковой давности автор приходит к выводу о том, что иск о призна- нии права пользовладения по существу относится к тем требованиям, на которые исковая давность не распространяется.


Автор: Мацакян Г. С.


Рубрика:
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.166-174


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье исследуются актуальные вопросы правового и организационного обес- печения информационной безопасности России в свете Доктрины информационной безопас- ности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 № 646. Детально анализируя такой документ стратегического планирования, авторы указывают на необходимость качественного совершенствования правовой базы и механизма системы обеспечения информационной безопасности с учетом новых угроз и вызовов современного мира. Объективная оценка новеллы законодательства в области обеспечения информацион- ной безопасности Российской Федерации сопровождается рассуждениями авторов о пробле- мах обеспечения информационной безопасности на национальном и международном уровне, ответственность за эффективное разрешение которых во многом возлагается именно на право.


Автор: Молчанов Н. А., Матевосова Е. К.


Рубрика:
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.159-165


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена вопросам привлечения к осуществлению трудовой деятель- ности в Российской Федерации высококвалифицированных специалистов. В условиях перехода экономики России на инновационный путь развития, в статье поднимается вопрос о необхо- димости привлечения к работе научных и образовательных организаций высококвалифици- рованных специалистов из зарубежных стран. Автор дает общую характеристику стату- са высококвалифицированного специалиста, выявляет проблемы в правовом регулировании трудовых отношений с данной категорией работников. Так, проводится анализ процедуры избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности высококвалифицирован- ными специалистами. Кроме того, автором поднимается вопрос о целесообразности прове- дения аттестации на соответствие занимаемой высококвалифицированным специалистом должности. Автором выявлены коллизии правовых норм трудового и миграционного законо- дательства. В целях решения данной проблемы автором предложено введение в Трудовой ко- декс Российской Федерации новой главы, регулирующей особенности привлечения иностран- ных работников к трудовой деятельности на территории России.


Автор: Бочарников Д. А.


Рубрика:
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.152-158


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме трудового права Российской Федера- ции— недостаточному совершенству законодательных основ договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, что приводит к ухудшению правового положения работников. Подобная ситуация определяет необходимость анализа различных форм данной пробле- мы в целях выработки рекомендаций по совершенствованию трудового законодательства в сфере определения целей и задач договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Потребность подобной оптимизации дикту- ется необходимостью достижения оптимального баланса интересов работодателей и ра- ботников. В статье выделяется шесть форм существующей проблемы, а именно: отсутст- вие оптимальной формулировки целей и задач правового регулирования трудовых и иных не- посредственно связанных с ними отношений; несоответствие договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений целям и задачам трудового законодательства; противоречие между целями и задачами трудового законодательства, с одной стороны, и основными принципами правового регулирования трудовых и иных не- посредственно связанных с ними отношений, с другой стороны; недоучет роли и значения письменных договоров о полной материальной ответственности работников; фактическое непризнание того, что ученический договор является формой договорного регулирования; наличие несоответствия статьи 419 ТК РФ «Виды ответственности за нарушение трудо- вого законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права статьям 91 ТК РФ «Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени» и 189 ТК РФ «Дисциплина труда и трудовой распорядок».


Автор: Морозов П. Е.


Рубрика:
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.144-151


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы денежного обращения на примере развития института национальной платежной системы, появившегося с принятием Закона о нацио- нальной платежной системе в 2011 году. Проанализированы положения стратегии развития национальной платежной системы, задачи и цели ее принятия. Дана оценка развивающейся платежной системы Мир и представлены ее международные аналоги. Целью настоящего исследования является анализ действующего российского законодательства на предмет со- вершенствования национальной системы платежных карт.


Автор: Арзуманова Л. Л.


Рубрика:
Финансовое право


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.132-143


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В предлагаемой статье рассматривается влияние процессов глобализации на содержание права на частную жизнь. Автором отмечается, что конституционализацию права на частную жизнь возможно производить путем корректировки содержания консти- туционного права на частную жизнь, модифицируя конституционное негативное право в сложносоставное право, включающее в себя как позитивные так и негативные права. Осо- бую роль занимает в данном случае конституционное правосудие, которое позволит произ- вести такую корректировку без изменения текста самой конституции.


Автор: Кротов А. В.


Рубрика:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.126-131


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматривается порядок принятия законов в России и в мире. По- сле революционной ликвидации абсолютных монархий в демократических странах мира утвердились тезисы: законы государства принимаются не монархом, а парламентом, а парламент — единственный законодательный орган (о законах субъектов федераций и не- которых территориальных автономий тогда речь не шла). Эти положения закреплены во многих конституциях, обосновывается в научных исследованиях, присутствуют в учебниках. В ХVIII—ХIХ вв., когда к конституции включались такое положения, существовали двухпалат- ные парламенты. Однопалатные появились позже. В России парламент двухпалатный, но формулировка такова, что положение о принятии закона как будто сведено к одной палате. Часть 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимает Госу- дарственная Дума. На наш взгляд, ни общее положение о парламенте, ни норма российской Конституции о Государственной Думе не отражают всей сложности процесса принятия за- кона в государстве в изменившихся условиях нашего времени. Текст, принятый парламентом как закон, на деле может не стать им, если его не подпишет глава государства, а тексту, принятому только Государственной Думой, может угрожать еще и вето другой палаты, которое может быть не преодолено. В отдельных зарубежных странах (например, в США), немало случаев, когда законы, принятые парламентом, так и не стали ими, а остались при- нятыми парламентом законопроектами, поскольку парламент не преодолел вето главы го- сударства. Во Франции, Италии других странах были случаи, когда Сенат не подтверждал тексты законопроектов, принятые нижней палатой, и они не стали законами. В России Со- вет Федерации также отклонял тексты, принятые Государственной Думой, и они принима- лись только после согласительной комиссии. Поэтому не всегда сам парламент (и тем более одна палата — Государственная Дума в России) окончательно решает, станет ли его (ее) текст законом. Необходимо уточнить конституционные формулировки о реализации кон- ституционного права принимать законы, и не только в российской Конституции, но и в кон- ституциях других стран мира в современных условиях. В статье говорится лишь о законах государства (помимо них есть законы субъектов федераций и иногда — территориальных автономных образований) и о роли палат парламента и главы государства при принятии закона. Вопросы регламентарного и делегированного законодательства, а также издание законов чрезвычайными органами (военными, революционные советами и другими) в работене рассматриваются. Не говорится и о других органах, принимающих законы в некоторых странах (например, Великая джирга в Афганистане или Народный консультативный конгресс в Индонезии).


Автор: Чиркин В. Е.


Рубрика:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.116-125


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматривается история появления в зарубежной и российской зако- нодательной практике такого юридико-технического приема, как составление отдельной статьи-глоссария. Исследуются современные тенденции в области статей-глоссариев и ка-чества их составления в российском законодательстве, в том числе такие как: применение системы понятий только «в целях настоящего закона»; увеличение объемов статей-глос-сариев; инфляция правовой терминологии; усложнение понятий, определяемых в глоссариях; явление удвоения понятия; введение в статьи-глоссарии неинформативных определений; изменение юридико-технических приемов толкования определений с использованием совре-менных информационных технологий. На основе проведенного анализа прогнозируются три возможных сценария дальнейшего развития ситуации в сфере использования статей-глосса-риев. Предлагается научная концепция совершенствования статей-глоссариев в российском законодательстве.


Автор: Головина А. А.


Рубрика:
ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.104-115


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В настоящей статье рассматривается организация юридического образования в Канаде, выявляются ее особенности. Среди них: отсутствие единых стандартов юридиче- ского образования; многоуровневая система условий и тестов, необходимых для поступления на юридические факультеты в виде опыты учебы, уровень успеваемости в предыдущем вузе, наличие логического мышления и др.; система «кредитов» за каждую учебную дисциплину, по- зволяющая студентам выбирать их самостоятельно; запрет поступления в магистратуру по юридическим специальностям, без наличия базового юридического образования; система оценки знаний студентов, обеспечивающая учет их успеваемости во время всего периода обучения; сочетание теоретического и практического обучения, приоритет конституци- онного права среди других дисциплин, ориентация на изучение примеров реальной защиты прав граждан; диалоговая система обучения, где преподаватель прежде всего стимулирует интерес к знаниям, работу мысли и формированию аргументов; введение системы допуска к профессии, где приобретаются навыки практической работы; сертификация квалификации юристов. Указанные особенности, по мнению автора, позитивным образом сказываются на качестве юридического образования в Канаде, в связи с чем целесообразно рассмотреть воз- можность их применения в России.


Автор: Кабышев С. В.


Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.095-103


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье автор приходит к выводу о соответствии системы образования систе- ме управления обществом и государством в целом. Так, право на образование в социалисти- ческих странах, в которых провозглашается единство власти, основано на единстве науки, образования, воспитания и направлено на интеграцию народа. При этом само образование до сих пор продолжает демонстрировать свою эффективность и высокое качество. Либе- ральная система образования, напротив, является закрытой, предоставляя возможность воспользоваться данным «социальным лифтом» только обеспеченным лицам. Наличие ба- зового, фундаментального образования для широких масс, позволяющего адекватно воспри- нимать действительность, не предусматривается. В этой связи вследствие нарастания внешних и внутренних угроз западная модель образования вряд ли подходит нашей стране. Реформирование образования в России должно осуществляться, прежде всего, с учетом ее общенациональных интересов, исторических, этнонациональных и других особенностей


Автор: Коврякова Е. В.


Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.087-094


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В ряду юридических категорий, которые имеют важное значение в обособлении отраслей российского права, особое место занимает предмет. При этом предмет отрасли права выступает в качестве объекта исследования соответствующей отраслевой юриди- ческой науки и отраслевой юридической дисциплины. Конституционное (государственное) право России как отрасль права имеет также свой предмет регулирования (определенный круг общественных отношений), вокруг которого в советский и постсоветский периоды не стихают дискуссии в научных и преподавательских кругах. При всех особенностях государственной идеологии на каждом из этапов развития российского государства и своеобразии авторских мнений можно обнаружить определен- ную преемственность в понимании сущности, структуры, содержания и значения предмета российского конституционного (государственного) права. В частности, преемственность наблюдается, во-первых, в восприятии категорийного понимания исследуемого явления (утвердилась категория «предмет конституционного (государственного) права» как сово- купность однородных, взаимосвязанных общественных отношений, подлежащих регулиро- ванию нормами конституционного (государственного) права); во-вторых, в выделении базо- вых общественных отношений и конкретных, узко формируемых общественных отношений, регулируемых нормами конституционного (государственного) права; в-третьих, в структу- рировании регулируемых общественных отношений по группам с ориентацией на структуру российской конституции; в-четвертых, в содержании отдельных групп общественных отно- шений, составляющих предмет конституционного (государственного) права России совет- ского и постсоветского периодов; в-пятых, в установлении и обосновании ведущей роли кон- ституционного (государственного) права в ряду иных отраслей российского права, прежде всего в силу своеобразия регулируемых общественных отношений. Выявление некоторой пре- емственности предмета конституционного (государственного) права советского и пост- советского периодов отнюдь не отрицает наполнение предмета правового регулирования новым содержанием на основе обновленной системы общественных ценностей, обновленной системы теории и практики российского конституционализма.


Автор: Невинский В. В.


Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.076-086


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В данной статье рассматриваются особенности и актуальные подходы к пре- подаванию новых отраслей правовой науки на основании положительного опыта, накоплен- ного в Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), где в 2010 году был создан Институт энергетического права (в настоящее время — Институт современного прикладного права), первое и единственное на тот момент учебное заведение в Москве и в России, деятельно- сть которого направлена на подготовку специалистов-юристов именно для энергетической отрасли. Проведен анализ инновационной системы обучения, разработанной для преподавания учебной дисциплины «Конституционно-правовые основы энергетического права» в соответ- ствии с действующим законодательством и учебно-методической литературой. В статье излагаются специфические характеристики учебного курса «Конституцион- но-правовые основы энергетического права», который сформирован таким образом, чтобы в процессе изучения данной дисциплины студент овладел и базовыми знаниями в области конституционного права, и дополнительными, необходимыми для юриста в сфере энерге- тики. Результаты обучения студентов Института во многом определяются приобретае- мыми выпускником компетенциями, его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.


Автор: Пастухова Н. Б.


Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.072-075


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
На современном этапе развития конституционного права междисциплинарные исследования становятся одним из перспективных направлений учебной и научной работы. Существующая в структуре Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) кафедра консти- туционного и муниципального права успешно развивает такое новое направления междис- циплинарных исследований, как конституционные основы энергетического права. В рамках этой работы кафедрой конституционного и муниципального права подготовлены рабочая программа и учебное пособие, планируется к защите диссертация на соискание ученой сте- пени кандидата юридических наук. Обобщается опыт личного участия преподавателей ка- федры в проведении научных и учебных мероприятий совместно с кафедрой энергетического права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).


Автор: Будаев А. М.


Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.067-071


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена исследованию проблем демократизации в системе образова- ния. Демократизация образовательного процесса, по мнению авторов, возможна посредст- вом расширения участия самоуправляющихся ассоциаций и общественных объединений. Ана- лизируются вопросы, связанные с обеспечением участия общественных объединений в сфере образовательной и просветительской деятельности. Проведенный анализ Уставов советов муниципальных образований позволил авторам выделить формы образовательной и просве- тительской деятельности; предложена классификация на общие и особенные. Сделан вывод о значимости и перспективности деятельности союзов, ассоциаций муниципальных обра- зований субъектов Российской Федерации в просветительской деятельности, направленной на повышение правосознания и активности жителей муниципальных образований в решении вопросов местного значения.


Автор: Булаков О. Н., Жумабаева А. А.


Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.061-066


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В представленной статье рассматривается одна из существенных проблем, связанных с влиянием технического прогресса, развитием сети Интернет и использованием электронных ресурсов на способность анализировать изучаемый материал как абитуриен- тов, так и студентов. Автор пишет о необходимости применения разных методик препода- вания для развития способности у студентов анализировать, положительных и негативных аспектах данных методик, влияющих на анализ полученного материала.


Автор: Миерхольд А. А.


Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.057-060


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Предлагаемая читателю статья носит методологический характер. В ней опи- сываются особенности практического применения новых образовательных технологий, та- ких, как использование в качестве контрольных работ экспертных заключений на проекты законов, написание курсовых работ в форме проектов законов, наконец, использование раз- личных вариаций технологии law-and-film. Работа состоит из трех основных частей, помимо введения и заключения. В первой ча- сти даются рекомендации относительно подготовки, проведения и оценки контрольной работы в форме экспертного заключения на законопроекты, разъясняются цели подобных контрольных работ. Вторая часть посвящена особенностям научного руководства студен- тами, выбравшими в качестве курсовой работы подготовку проекта федерального закона, федерального конституционного закона либо закона о поправке к Конституции, причем осо- бое внимание уделяется принципам обоснованности и соразмерности. Наконец, в третьей части приводятся различные примеры использования технологии law-and-film и цели их при- менения — от анализа художественного либо документального фильма на предмет соот- ветствия законодательству о защите детей от информации, приносящей вреди их здоро- вью и развитию до написания эссе и курсовых работ на основе просмотренных произведений кинематографического искусства.


Автор: Заикин С. С.


Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.045-056


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье показаны особенности преподавания учебных дисциплин государствен- но-правового цикла. Особое внимание уделяется применению интерактивных методов обу- чения в преподавании конституционного права. Автор считает, что данные особенности обусловлены, прежде всего, публично-правовым характером учебной дисциплины, сложно- стью предмета познания, идеологическо-патриотической и политической направленно- стью. Фундаментальный характер дисциплин государственно-правового цикла предопре- деляет усвоение базовых норм, ценностей и категорий, имеющих определяющее значение для отраслевых учебных дисциплин. Современные стандарты высшего профессионального образования требуют обязательного использования интерактивных методов в учебном процессе высших учебных заведений. В условиях нарастающих глобализационных и информа- ционных вызовов включение в модель российского юридического образования интерактивных методов обучения как необходимого элемента образовательных технологий становится неизбежным. Необходимо также учитывать, что переход на болонскую систему привел к общему сокращению часов аудиторных занятий для студентов бакалавриата. В этих усло- виях необходим поиск оптимальных методов обучения в условиях ограниченности времени общения преподавателя со студентами в аудитории. Одна из главных задач современного вуза — найти оптимальное соотношение «старого» и «нового», традиционного и инноваци- онного и поддерживать его. Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактив- ное обучение несколько изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, осно- ванные на взаимопонимании и взаимодействии. Показаны общие модели интерактивных занятий и особенности их проведения по дисци- плинам государственно-правового цикла.


Автор: Садовникова Г. Д.


Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.037-044


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье анализируются проблемы подготовки юристов в условиях перехода к компетентностной модели обучения и воспитания. Акцентируется внимание на недопусти- мости снижения уровня теоретических основ правовых дисциплин в программах подготовки бакалавров. Обосновывается тезис о невозможности познания и оценки реальной юридиче- ской действительности, овладения профессиональными навыками юриста без глубоких тео- ретических знаний прежде всего конституционно-правовой теории. Автор подчеркивает значимость непосредственного интенсивного интеллектуального взаимодействия преподавателя со студентами, что прежде всего достигается в аудитор- ных занятиях, проводимых с применением продуктивных технологий, с использованием раз- нообразных видов творческой профессионально ориентированной работы студентов. Опре- деляются показатели результативности применения продуктивных технологий. Отмечается трудозатратность использования творческих методик, однако автор формулирует позицию о том, что большая эффективность таких методик в процессе про- фессиональной подготовки юристов требует от преподавателя самоотверженности, до- бросовестной подготовки к каждому занятию вне зависимости от опыта педагогической деятельности. Автор считает важным для преподавателя разработку домашних заданий для самостоятельной работы студентов на очередном семинаре. При этом необходимо ориентироваться на своевременное обсуждение актуальных проблем. Обращается внимание на обязательность воспитательной составляющей процесса об- разования, ее значимость для будущего юриста.


Автор: Нарутто С. В.


Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.029-036


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Предметом научного исследования настоящей статьи являются вопросы кон- ституционно-правового закрепления принципов и законодательного регулирования образо- вательной деятельности на примере преподавания конституционного права. Автором выполнен сравнительный анализ конституционно-правового закрепления прин- ципов регламентации образовательной деятельности в разных государствах, предложено определение понятия «правовая основа регулирования образовательного процесса». Анализ законодательства и литературы по теме исследования позволил выявить основ- ные недостатки в правовом регулировании образовательного процесса, проблемы выбора и реализации методов преподавания конституционного права, сформулировать конкретные предложения. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что федераль- ное законодательство, регулирующее образовательный процесс, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Основным вкладом, который сделан автором в настоящей статье, яв- ляется раскрытие содержания и роли принципов регулирования образовательной деятельно- сти в Российской Федерации, а также выявление необходимости дальнейшего регулирования федеральным законодателем общественных в указанной сфере в строгом соответствии с правовой основой регулирования образовательного процесса.


Автор: Осавелюк А. М.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.022-028


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена исследованию проблем перехода к уровневой системе в облас- ти юридического образования. Анализируются вопросы, связанные с обеспечением качества образовательных программ бакалавриата, востребованности выпускников на рынке тру- да, перспективами развития федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются используемые критерии эффективности и качества образовательной деятельности, в т.ч. востребованность выпускников на рынке труда. В статье обозначены основные проблемы формирования содержания образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция; сделан вывод о наличии существенных недостатков при разграничении содержания программ бакалавриата и магистратуры. По мнению автора, в образовательной деятельности не произошел переход от дисциплинарно- го принципа формирования образовательной программы к компетентностному. В результа- те, не преодолена отраслевая изолированность, недостаточно внедрены межотраслевые дисциплины, а также происходит дублирование учебного материала. Сформулирован вывод о необходимости поиска новой концепции юридического бакалавриата, основанной на требо- ваниях к профессиональной деятельности юриста.


Автор: Дорошенко Е. Н.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.016-021


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Развитие современного общества, вступление России в Болонский процесс об- условило изменяющиеся требования к подготовке кадров, в том числе в области юриспру- денции. В статье анализируются проблемы подготовки юристов в условиях перехода на Болонскую систему и изменяющихся потребностей к выпускнику юридического вуза. Среди главных требований современности в юридическом образовании — развития специалиста творческого, инициативного, который имеет организаторские навыки и умения внедрения в практику новых достижений научной мысли. Реформируемый образовательный процесс требует изменения в системе оценки полученных студентами знаний, умений и навыков. Высказано предложение отличать практико-ориентированные методики и использование практико-ориентированных элементов в оценочных средствах. Представлено авторское видение системы оценочных средств. Автор приходит к выводу о том, что сегодня формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения; научно-исследова- тельская деятельность студентов — способ выполнения современных требований к образо- вательным результатам выпускников юридических вузов.


Автор: Комарова В. В.


Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА


DOI: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.011-015


Читать на сайте журнала Читать статью

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью