Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 3 за 2017 год


Статей в номере: 14

Самый читаемый автор номера: Антипов А. Н.

Аннотация:
Статья представляет собой рецензию на монографическое исследование Л. А. Шестаковой «Реализация концепции ювенальной юстиции в производстве по делам несовершеннолетних в Российской Федерации». Актуальность темы рецензируемой моно- графии обусловлена тем вниманием, которое придается в современном мире обращению с несовершеннолетними, нарушившими уголовный закон. Международные обязательства России обусловили необходимость реформирования производства по делам несовершен- нолетних в направлении создания в Российской Федерации особой модели ювенальной юстиции, как эффективного доступного механизма защиты прав и интересов несовер- шеннолетних. Ювенальная юстиция противопоставляется карательному правосудию с его наказаниями, связанными с изоляцией от общества, мерами условного осуждения, которые не влекут исправления, а, напротив, способствуют сохранению высоких пока- зателей уровня рецидивной преступности несовершеннолетних. Международные акты рекомендуют государствам-участникам формировать модель дружественного к несо- вершеннолетнему правосудия, которое должно включать в себя неформализованную про- цедуру рассмотрения дела несовершеннолетнего; широкий арсенал методов воздействия на правонарушителя; активную воспитательную работу с несовершеннолетним педаго- гов, психологов, социальных работников; использование альтернативных традиционным процедур, возмещение вреда, психологическую реадаптацию потерпевшего, воспитатель- но-коррекционную работу с самим правонарушителем. В международных актах акценти- руется необходимость применения к несовершеннолетним правонарушителям таких восстановительных процедур, как предупреждение, трансакция, медиация, семейные кон- ференции. Однако ни одно из перечисленных средств восстановительного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя в России не применяется во многом из-за при- чин доктринального характера. Целью предпринятого автором исследования является определение направлений развития уголовно-процессуального законодательства, регули- рующего производство по делам несовершеннолетних с учетом возможности внедрения в него основанных на компромиссе восстановительных процедур как способа разрешения уголовно-правовых конфликтов. В монографии показано, что идея внедрения процедуры медиации в предварительное расследование дел о преступлениях несовершеннолетних соответствует цели повышения эффективности реализации институтов прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ) и применением принуди- тельной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ).


Автор: Лазарева В. А.


Рубрика:
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.214-218


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена истории юридического образования и науки в Казанском университете. Первыми преподавателями права в Казанском университете были немецкие профессора, которые пытались не только вести обучение, но и продолжали заниматься на- учными исследованиями. В начале XIX в. в стенах Казанского университета реализовывались идеи создания литературно-юридического общества, прообраза юридической клиники, про- водились публичные испытания для лиц, стремящихся занять государственные должности. Был организован испытательный комитет для чиновников по юридическим предметам. Первым русским профессором по правоведению стал Гавриил Ильич Солнцев. В статье рас- крыта процедура первой в истории университета защиты диссертации по праву. На при- мере деятельности профессора Солнцева показан процесс преподавания права, который соединял в себе два метода — практический и сравнительно-исторический. Солнцеву при- надлежат первые методические пособия по преподаванию юридических наук, в которых он выступает против механического процесса чтения лекций. Предложенные им рекомен- дации не потеряли свою актуальность и сегодня, полезны современным преподавателям. На примере испытания на степень кандидата правоведения в Казанском университете раскрыт процесс получения должности преподавателя. Личность профессора Солнцева была весьма многогранной. Он успешно сочетал научную, преподавательскую и административную деятельность, в разные годы занимал долж- ности декана и ректора Казанского университета. Солнцев был настоящим профессором в самом высоком значении этого слова. В период попечительства над Казанским универ- ситетом Магницкого между ним и Солнцевым возникают разногласия по поводу мето- дики преподавания естественного права. В результате состоялся университетский суд над Солнцевым, на котором обсуждалось содержание его лекций. Солнцев письменно или устно отвечал на 217 вопросов относительно естественного права и сущности права в целом. В дальнейшем Солнцев был уволен из университета по собственному желанию и в течение 20 лет успешно исполнял обязанности Казанского губернского прокурора. В историю юридической науки Солнцев вошел не только как автор первого учебника по уго- ловному праву, но и как талантливый профессор, сочетавший теорию права и практику.


Автор: Талан М. В.


Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.206-213


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена вопросам формирования и содержания правовяого поло- жения сословий в Сибири во второй половине XIX — начале XX в.: дворянства, духовенства, городских и сельских обывателей (казачества, купечества, мещан, крестьян, инородцев). Проведен сравнительно-правовой анализ структуры российского и сибирского общества, правового положения податных и неподатных слоев населения Сибири и России, общерос- сийского и регионального законодательства национальных окраин. В результате автор приходит к выводу, что формирование состава сословий и их право- вое положение в Сибири были связаны с колониальной политикой царского правительства, направленной на освоение этого региона и подчинение его задачам центра. Проведение реформ и изменение законодательства во второй половине XIX — начале XX в. были направ- ленны на подрыв сословно-патриархального общественного строя, способствовали сти- ранию сословных различий и кардинальному изменению правового положения прежде все- го податных слоев населения (городских жителей, крестьян, инородцев). Правительство стремилось ликвидировать сословные привилегии аборигенов по сравнению с крестьянами, подчинить и тех и других действию общероссийского законодательства. Однако процесс наделения крестьян и инородцев личными (гражданскими) и имущественными правами в их полном объеме проходил медленно, так как политика государства намеренно была направ- лена на сохранение сословных пережитков в правовом положении крестьян и инородцев. Сравнительный анализ правового положения дворянства и казачества в Сибири и России показал, что в экономическом и социально-политическом отношениях сибирский вариант правового статуса указанных социальных групп проигрывал общероссийскому. Сибирское дворянство не входило в господствующий класс — сословие феодалов, а являлось привиле- гированной прослойкой общества, примыкающей к правящему классу. Сибирское казачество выступало специфическим служебно-трудовым слоем; потеряв возможность получать по- томственное дворянство, вошло в низовые звенья полицейского аппарата, а также на сво- их 30 десятинах земельного надела казаки могли заниматься сельским хозяйством.


Автор: Горбунова И. В.


Рубрика:
История государства и права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.195-205


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье дается краткая характеристика восточноевропейского пенитен- циарного типа, для которого характерны поиск сбалансированного подхода к решению ди- леммы между обеспечением общественной безопасности и соблюдением доктрины прав человека, подведомственность органов управления пенитенциарными учреждениями со- ответствующим министерствам юстиции (за исключением Венгрии), достаточно высо- кий коэффициент заключенных, как правило, минимальное количество иностранных осуж- денных и незначительное превышение нормативно предусмотренной наполняемости исправительных учреждений. Реализация проектов государственно-частного партнер- ства в функционировании тюрем (Албании, Болгарии, Венгрии и Чехии) и ближайшая пер- спектива частичной тюремной приватизации (Румыния, Словения) сопряжены в первую очередь с проблемами государственного финансирования пенитенциарных учреждений. Отмечается, что тюремные учреждения и органы управления данного типа имеют мно- го общих черт, между ними налажено сотрудничество по линии семейной пенитенциар- ной юстиции, реализации проектов «Национальная этика научных исследований» (NHREs) и «Этика отношений и поведения» (EABs). Общей тенденцией выступает снижение продолжительности лишения свободы, посте- пенное увеличение тюремных площадей и условий содержания осужденных. Расширяется практика применяемых средств исправления осужденных в части получения общего обра- зования и профессионального обучения, применения индивидуальных программ отбывания наказания и социальной реинтеграции, тренинговых психиатрических технологий, а так- же особенностей обращения с отдельными категориями заключенных (наркозависимыми, женщинами, лицами, осужденными за сексуальные преступления и др.) Обращается внимание, что на фоне активных мероприятий по поддержанию в тюрьмах прогрессивных стандартов обращения с осужденными в докладах правозащитных органи- заций и отчетах представителей CPT отмечаются нарушения прав осужденных вплоть до насилия и жестокого обращения, существенные недостатки в применении средств ис- правления лиц, отбывающих наказание, либо иные недостатки в организации деятель- ности исправительных учреждений. Сформулирован вывод о том, что в условиях неоднозначной реформы отечественной уго- ловно-исполнительной системы анализ восточноевропейского пенитенциарного типа обусловливает закономерный научный интерес к дальнейшему типологическому сравни- тельно-правовому исследованию всей европейской пенитенциарной карты.


Автор: Тепляшин П. В.


Рубрика:
Зарубежное право


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.176-194


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматриваются правовые аспекты содержания под стражей лиц, незаконно находящихся в Израиле, в целях их депортации из страны. Особый акцент делает- ся на законодательную базу, которая регламентирует содержание под стражей нелегалов и изменения, которые произошли в данной области с 90-х гг. прошлого столетия и по сегод- няшний день. Проводится взаимосвязь между депортацией лиц, которые нарушили визовый режим, и их содержанием под стражей непосредственно до момента депортации. Объяс- няются функции инспектора пограничной службы. Подробно рассматриваются обязанно- сти и полномочия суда по надзору за содержанием под стражей лиц, незаконно находящихся в Израиле. Также приводятся примеры из судебной практики, в которых суд счел возможным освободить людей из-под стражи под залог. Автором статьи делается вывод о том, что освобождение судом лиц в целях их самостоятельного выезда из страны является исключе- нием из правил. Предлагается внести ряд предложений для совершенствования механизмов защиты прав лиц, содержащихся в Израиле под стражей, в целях их депортации, так как, по мнению автора, права таких лиц недостаточно защищены в законодательстве Израиля. Основные предложения заключаются в следующем. Во-первых, ограничить максимальное время содержания под стражей до 12 месяцев. Во-вторых, закрепить на законодательном уровне предоставление бесплатной юридической помощи лицам, содержащимся под стра- жей. И последнее, добавить альтернативные меры содержанию под стражей, например, домашний арест под наблюдением особых средств, таких как электронные браслеты.


Автор: Дорфман М. М.


Рубрика:
Зарубежное право


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.167-175


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В ходе реализации положений Международного пакта о гражданских и по- литических правах и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ) и Комитетом по правам человека ООН (КПЧ ООН) выработаны определенные международные стандарты права на обжалование су- дебных решений по уголовным делам. В соответствии с данными стандартами безусловным правом на обжалование судебных решений по уголовным делам обладает только осужденный. Содержание и пределы права на обжалование судебных решений по уголовным делам иных участников уголовного судо- производства, в том числе потерпевшего, определяются национальным законодатель- ством и не являются частью данных стандартов. Основные отличия последних — до- пускаемые ограничения права на обжалование, а также требования к форме процедуры обжалования. В частности, ЕСПЧ предоставляет государствам достаточно широкие возможности ограничения права на обжалование, устанавливая, что оно может ограни- чиваться только вопросами права, либо же лицо, желающее обратиться в вышестоящий суд, должно получить разрешение на апелляцию. Кроме того, в праве на обжалование мо- гут делаться исключения, если имелись незначительные правонарушения, если лицо было судимо уже в первой инстанции Верховным судом или осуждено по рассмотрении апелля- ции против его оправдания. В своей практике КПЧ ООН придерживается иной точки зрения на допустимость подоб- ных ограничений, полагая, что пересмотр, который ограничивается формальными или правовыми аспектами осуждения без какого бы то ни было рассмотрения фактов, явля- ется недостаточным. Комитет считает недопустимым отказ в праве на обжалование для незначительных правонарушений, решений, вынесенных Верховным судом по первой инстанции, а также обвинительных приговоров, вынесенных по результатам рассмотре- ния апелляции на оправдательный приговор.Комитет не предъявляет каких-либо особых требований к форме процедуры обжалования, в том числе не требует полного повторного рассмотрения дела. Практика ЕСПЧ в этой связи представляется несколько непоследовательной. С одной стороны, ЕСПЧ лояльно от- носится к различным ограничениям права на обжалование, а с другой — он неоднократно признавал нарушениями положений Конвенции ситуации, когда не осуществлялся полный пересмотр дела, предусмотренный национальным законодательством.


Автор: Валеев А. Т.


Рубрика:
Теория права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.154-166


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Автором рассматриваются вопросы правового регулирования введенного в 2010 г. в уголовно-процессуальный закон нового следственного действия — получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. В статье 186.1 УПК РФ приведен перечень видов получаемой информации, что необосно- ванно ограничивает познавательные возможности следственного действия. С учетом тенденции увеличения параметров соединений, регистрируемых аппаратурой операто- ров связи, было бы целесообразно предусмотреть в указанной норме получение любых све- дений о соединениях между средствами электросвязи. Использованный в законе термин «абонент» неточен, поскольку соединения производятся не между абонентами как тако- выми, а между используемыми средствами электросвязи. Термин «абонентское устрой- ство» не совсем применим к компьютерам, функциональное предназначение которых не исчерпывается передачей сообщений. В связи с изложенным предлагается изменить наи- менование следственного действия на «получение сведений о соединениях средств элек- тросвязи», уточнить и закрепить непосредственно в уголовно-процессуальном законе понятие «средство электросвязи», включив в число таких средств идентификационные модули (SIM-карты), поскольку с точки зрения законодательства о связи такие устрой- ства к средствам связи отнесены быть не могут. К соединениям относятся сеансы связи, в ходе которых передаются и принимается голосовая и неголосовая информация, а также сигналы вызова, зафиксированные базовой станцией, даже если взаимодействие с вызы- ваемым абонентским устройством не состоялось. До начала следственного действия необходимо получить сведения об идентификационном номере средства электросвязи. Данные сведения истребуются путем направления следователем запроса, без судебного решения. В настоящее время отсутствует срок исполнения запросов следователя, что заметно затрудняет процесс назначения следственных действия. Поэтому вносится предложение об установлении в УПК РФ срока исполнения запроса следователя и о введе- нии административной ответственности за неисполнение либо несвоевременное испол- нение запроса. В настоящее время из текста УПК РФ не понятно, допускается ли в рамках рассматриваемого следственного действия получение сведений о соединениях не толь- ко конкретных абонентских устройств, но и всех обслуживаемых базовой станцией за определенный период. Аргументируется тезис о возможности получения таких сведений. Кроме того, в законе не разделены ретроспективный и перспективный порядки получения информации, в результате чего остается неясным, распространяется ли установлен- ный в ст. 186.1 УПК РФ шестимесячный срок на получение сведений о ранее состоявшихся соединениях. Автором обосновывается, что указанный срок применяется только к полу- чению сведений в перспективном порядке. В статье утверждается, что результаты рас-сматриваемого следственного действия с точки зрения видов доказательств являются не вещественными доказательствами, а иными документами. В качестве результата исследования автором предложены новые формулировки норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих рассматриваемое следственное действие.


Автор: Стельмах В. Ю.


Рубрика:
Совершенствование законодательства


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.141-153


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В основе повышения эффективности функционирования любой сложноор- ганизованной системы лежит объективная информация о проходящих в ней процессах. Именно она позволяет своевременно реагировать на возникающие негативные измене- ния, соответственно принимать правильные управленческие решения, определять на- правления дальнейшего развития. Одним из наиболее действенных способов получения такой информации является мони- торинг. Вот почему вопросам его организации и проведения уделяется повышенное вни- мание со стороны как руководства страны, так и руководства различных федеральных органов исполнительной власти, иных структур. С учетом затратности, многоаспектности, трудоемкости мониторинга представля- ется необходимым и целесообразным первоначально более детально ознакомиться с его видами и этапами проведения. Первоначальный этап получения данных непосредствен- но связан с определением (выработкой) определенного набора критериев и показателей, являющихся «краеугольным камнем» объективности, достаточности и достоверности получения информации. Последующий этап — обработка полученной информации. Дан- ный этап во многом зависит от профессиональной подготовленности лиц, его осущест- вляющих. Только при понимании того, что мониторинг — это сложный процесс не только получения некоторой совокупности данных, но и их дальнейшей адекватной обработки, анализа, интерпретации, перевода из количественной составляющей в качественную, выработки предложений, может привести к положительному результату. Представленные в статье теоретические аспекты по организации и проведению мони- торинга, иллюстрированные конкретными примерами, позволят глубже понять данные процессы и в дальнейшем реализовать на практике полученные знания. Приведенные примеры по уголовно-исполнительной системе ФСИН России могут быть по аналогии рассмотрены и в деятельности других министерств и ведомств федеральных органов исполнительной власти.


Автор: Антипов А. Н.


Рубрика:
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.133-140


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматриваются признаки объективной стороны состава дан- ного преступления, предусмотренного ст. 282.1 УК РФ, имеющие наибольшее значение для квалификации. В ходе исследования получил освещение вопрос о юридической природе указанного преступления и сформулирован вывод, что экстремистское сообщество пред- ставляет собой специальный вид соучастия в преступлениях экстремистской направлен- ности, выделенный в самостоятельный состав в рамках Особенной части УК РФ. В рабо- те представлены основные точки зрения, сложившиеся в доктрине по вопросу о форме соучастия, в рамках которой существует экстремистское сообщество. В результате анализа норм уголовного закона и материалов судебной практики выявлены признаки, используемые судами для установления факта наличия экстремистского сообщества. Сделан вывод о принадлежности экстремистского сообщества к такой форме соучастия в преступлении, как преступное сообщество (преступная организация), сформулирова- но определение понятия «экстремистское сообщество». Исследованы основные формы общественно опасного деяния, предусмотренного ст. 282.1 УК РФ. Даны рекомендации по квалификации преступления, предусмотренного в ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ РФ, и разрешению проблемных вопросов, связанных с данной нормой (конкуренция с предписаниями ч. 1 и ч. 2 статьи). В связи с дополнением уголовного закона ст. 282.3 УК РФ РФ «Финансирование экстремистской деятельности» разрешен вопрос о соотношении норм, сформулирован- ных в ч. 2 ст. 282.1 и ст. 282.3 УК РФ РФ, а также сформулированы предложения о квалифи- кации содеянного в случаях, когда участник экстремистского сообщества осуществляет его финансирование. Автором разработаны рекомендации по усовершенствованию разъ- яснений Пленума Верховного Суда РФ, посвященных толкованию норм об ответственно- сти за организацию экстремистского сообщества по ст. 282.1 УК РФ РФ.


Автор: Клименко Ю. А.


Рубрика:
Вопросы правоприменения


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.123-132


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Законодательно-текстологический подход к уголовному закону, в отличие от традиционного языкового подхода, держится на понимании того, что конечным ре- зультатом законотворческой деятельности является текст уголовного закона. Законо- дательная текстология имеет два направления практического применения: конструиро- вание уголовно-правовых предписаний и интерпретация текстов уголовного закона. Первое направление практического применения законодательной текстологии позволяет выявить текстуальные признаки уголовного закона, установить динамику изменений ста- тей Общей и Особенной частей УК РФ, провести анализ структурной организации текста уголовного закона, выявить минимальные, оптимальные и сверхобъемные тексты статей, провести дифференциацию уголовно-правовых предписаний в соответствии с их компози- ционно-графическими особенностями и дать практические рекомендации по совершенство- ванию архитектоники статей УК РФ, рассмотреть проблему качества уголовного закона применительно к его адресатам, установить текстуальные особенности заголовков ста- тей Особенной части УК РФ, разработать практические рекомендации по применению по- ложений законодательной текстологии при конструировании примечаний, выявить новые конструкции составов преступлений с рестриктивными (ограничительными) признаками. Законодательно-текстологическая интерпретация как второе направление практиче- ского применения законодательной текстологии дает возможность осуществить анализ текста уголовного закона, включая его стрктурные, конструктивные и концептуальные особенности, выработать алгоритм законодательно-текстологической интерпрета- ции, обеспечивающий пошаговое толкование текста уголовного закона. Методологические основы законодательной текстологии составляют как традицион- ные методы познания (метод исторической рефлексии, сравнительно-правовой, логиче- ский, социологический, статистический методы, метод экспертных оценок), так и новые подходы к исследованию текста уголовного закона (дискурсивный, текстоцентрический, коммуникативный и метод структурного анализа).


Автор: Ситникова А. И.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.106-122


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
На основе документальных источников (стенограмм Съездов народных де- путатов, Верховного Совета и Конституционной комиссии России) и иных материалов автор, член Конституционной комиссии и председатель Комитета по законодательству бывшего Верховного Совета, исследует особенности соотношения Конституции и Феде- ративного договора (ФД), затрагивает отдельные аспекты политико-правовых дискус- сий вокруг него в период инкорпорации в прежнюю Конституцию 1978 г. (с изменениями и дополнениями) до прекращения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Показывает, что акцент полемики между сторонниками и противниками ФД сосредоточился на проблемах трактовки места договора в Конституции, его правовой природы и реализации. Первые полагали, что ФД нуждается в соответствующих меха- низмах, процедурах, дополнительной конкретизации принципов осуществления тех или иных норм. Оппоненты возражали против законодательной регламентации реализации ФД, опасаясь, что он таким образом подменит Конституцию и сделает ее «ненужным документом». Не воспринята ими и идея создания нового Совета Федерации в качестве предполагаемого механизма реализации ФД. В статье впервые анализируется противоречивая практика 1992—1993 гг. по примене- нию ФД органами законодательной и исполнительной власти. Отмечается, что особый конфронтационный накал проблема соотношения Конституции и ФД получила в ракурсах осуществления конституционной реформы в субъектах РФ (Башкирия, Якутия, Тува и др.), обсуждения проекта новой Конституции, составленного рабочей группой Конституци- онной комиссии, подготовки основных положений этой Конституции, а также проекта «конституционного соглашения» по выходу из политического кризиса. К концу лета в околопарламентских кругах сложилось три взаимоисключающих мнения: 1) использовать полностью потенциал ФД и «не вступать в конституционную гонку» (В. Б. Исаков); 2) отказаться от «апологетики Федеративного договора» и ускорить принятие парла- ментского проекта повой Конституции (О. Г. Румянцев); 3) поддержать Конституционное совещание по доработке президентского проекта Кон- ституции (М. А. Митюков и др.). Особо, с определенной критичностью, автор останавливается на некоторых теоретиче- ских и юридико-технических изысканиях руководства и экспертов Конституционной комис- сии в области соотношения Конституции и ФД: о «истинном соотношении» этих актов;разделении текста договора на декларативное и нормативно-правовое содержание; струк- турном и совокупном вариантах инкорпорации ФД в будущей новой Конституции и др. В завершение подведены итоги исследования первого периода в развитии соотношения Конституции и ФД.


Автор: Митюков М. А.


Рубрика:
Исследование российской государственности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.089-105


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье исследуется концепция «правового государства» и дается автор- ское определение понятия «правовое государство» — это организация публичной власти, формируемая обществом на основе принципов свободных выборов, разделения властей, независимости судебной власти в целях реализации и защиты прав и свобод каждого гражданина, подконтрольная институтам гражданского общества. Автором проведена классификация подходов к понятию правового государства, существующих в науке кон- ституционного права. Автором выделен ряд признаков правового государства: 1) формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе свободных выборов; 2) формирование высших органов власти без участия президента; 3) гарантированность реализации прав и свобод личности — как политических, так и экономических и социальных; 4) реальная и гарантированная государством свобода выражения мнений, воплощенная в наличии свободы слова, свободы проводить различные публичные мероприятия и сво- боды объединения в общественные ассоциации; 5) законодательное установление реальных механизмов полноценного возмещения госу- дарством вреда, причиненного гражданину; 6) наличие стабильной системы законодательства и неполитизированного правоприме- нения; 7) наличие справедливого и независимого суда; 8) обеспечение реального народовластия посредством активного и последовательного использования различных механизмов прямой демократии. Автором анализируются соотношение правового государства и организации государ- ственной власти в России, правового государства и закона, правового государства и су- дебной власти, правового государства и гражданского общества. Автор приходит к вы- воду о том, что на текущий момент теория правового государства в России является весьма противоречивой. И конституционная формула о признании России правовым го- сударством является на сегодняшний день лишь неким заимствованным лозунгом, вы- ражающим своего рода бессодержательную политическую декларацию. В работе сде- лан основной вывод: для того, что концепция правового государства прочно укоренилась в отечественной правовой системе, стала ориентиром фактических конституционно- правовых отношений, требуется радикальная и качественная модернизация ключевых институтов государства и общества. Кроме того, необходимо изменение правосозна-ния большинства россиян: с патриархального типа с опорой на милость государства, которое предоставляет те или иные блага, на индивидуально-правовое, когда каждый гражданин должен требовать реализации принадлежащих ему прав, используя судебные способы защиты, и активно контролировать эффективность работы государственных институтов


Автор: Кондрашев А. А.


Рубрика:
Исследование российской государственности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.074-088


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье исследуется важный для политико-правовой истории аспект — формирование и истоки такого феномена, каким являлась политическая утопия. Ее клас- сическим образцом была «политейя» Платона, которая формировалась в борьбе с идео- логией и концепциями греческих софистов и политических демагогов. Актуальность темы непреходяща, поскольку вся последующая политическая история Европы протекала под знаком этой платоновской утопии. В качестве модели она была воспринята как демо- кратическими, так и тоталитарными идеологами современного мира. В греческом «фан- томном» государстве диалектически сочетались черты широкой демократии и тирании. Полис представлял собой одновременно территориальное, пространственное образова- ние и духовно-символическое единство, своеобразную «матрицу», из которой позже рож- далась современная государственность. Мифологическое мышление придавало полисной политике элементы трансцендентального и сакрального существования. В тех условиях рождалось то, что позже назовут политической мифологией или политической теологи- ей. Диалектика сосуществования двух миров, агрессивности «империи зла», темных хто- нических сил — все это в интерпретированном виде будет воссоздано в идеологических войнах более позднего времени. Платону удалось создать идеальную модель государства, задающую стиль и питавшую дух государственности и политики как в эпоху Средневеко- вья, так и особенно в эпоху Возрождения. Именно в это время утопическая модель Плато- на получила вполне современную интерпретацию. Номос или закон был неотъемлемой частью воображаемого полисного государства, ко- торое нередко с ним отождествлялось. Важнейшие категории правовой и политической науки, такие как справедливость, истина, закон, вина, равенство и др., рассматриваются в данной работе в широком культурном контексте, играя важную роль как в рамках ре- ального полисного устройства, так и в воображаемом государстве Платона. Свой вклад в исследование и разработку проблемы вносили такие мыслители, как Ф. Ницше, А. Шо- пенгауэр, В. Дильтей, Ю. Эвола, К. Шмитт, Э. Юнгер и многие другие философы, право- веды и историки. В статье много внимания уделено анализу их позиций и предположений. Главное внимание обращается на анализ такой категории, как закон, и его роли в форми- ровании государства-полиса. При этом одинакова важна роль, отводимая как реальному действию закона, так и его идеальной значимости. Автор статьи обращает внимание на категорию «воображаемого», столь характерную для мифопоэтического восприятия, которым отличалось политическое и правовое сознание в древности. При этом он под- черкивает и актуальность этой категории — без фактора воображения невозможны ни активная политическая деятельность, ни продуктивное законодательствование. Грече- ские мотивы до сих пор звучат и в современной политической жизни.


Автор: Исаев И. А.


Рубрика:
История правовой мысли


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.029-073


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена вопросам эпистемологических и социокультурных осно- ваний развития юриспруденции. Концептуальная история дисциплины выходит за рам- ки существующей традиции изложения эволюции политических и правовых идей, учений и доктрин. Изучение вопроса предполагает анализ изменений собственно систем юриди- ческих знаний или предмета, структуры и языка дисциплины в контексте социокультур определенных исторических эпох, их формирования и развития. Концептуальная перспектива в изучении юридической науки как социокультурного фено- мена составляет новое научное направление и подход в юридических исследованиях. Ее те- оретическая разработка позволяет расширить границы междисциплинарных контактов с другими общественными науками, обеспечить движение от формата догматической к формату культурно-исторической юриспруденции или юриспруденции поэтики юриди- ческого текста — его исторического словаря, семантики и стилистики. Концептуальную историю юридической науки дополняет ее институциональная история, составляющая общую историю развития и права, и науки права.


Автор: Веденеев Ю. А.


Рубрика:
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.009-028


Читать на сайте журнала Читать статью

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью