Лазарева В. А.
Аннотация:
Статья представляет собой рецензию на монографическое исследование
Л. А. Шестаковой «Реализация концепции ювенальной юстиции в производстве по делам
несовершеннолетних в Российской Федерации». Актуальность темы рецензируемой моно-
графии обусловлена тем вниманием, которое придается в современном мире обращению
с несовершеннолетними, нарушившими уголовный закон. Международные обязательства
России обусловили необходимость реформирования производства по делам несовершен-
нолетних в направлении создания в Российской Федерации особой модели ювенальной
юстиции, как эффективного доступного механизма защиты прав и интересов несовер-
шеннолетних. Ювенальная юстиция противопоставляется карательному правосудию
с его наказаниями, связанными с изоляцией от общества, мерами условного осуждения,
которые не влекут исправления, а, напротив, способствуют сохранению высоких пока-
зателей уровня рецидивной преступности несовершеннолетних. Международные акты
рекомендуют государствам-участникам формировать модель дружественного к несо-
вершеннолетнему правосудия, которое должно включать в себя неформализованную про-
цедуру рассмотрения дела несовершеннолетнего; широкий арсенал методов воздействия
на правонарушителя; активную воспитательную работу с несовершеннолетним педаго-
гов, психологов, социальных работников; использование альтернативных традиционным
процедур, возмещение вреда, психологическую реадаптацию потерпевшего, воспитатель-
но-коррекционную работу с самим правонарушителем. В международных актах акценти-
руется необходимость применения к несовершеннолетним правонарушителям таких
восстановительных процедур, как предупреждение, трансакция, медиация, семейные кон-
ференции. Однако ни одно из перечисленных средств восстановительного воздействия
на несовершеннолетнего правонарушителя в России не применяется во многом из-за при-
чин доктринального характера. Целью предпринятого автором исследования является
определение направлений развития уголовно-процессуального законодательства, регули-
рующего производство по делам несовершеннолетних с учетом возможности внедрения
в него основанных на компромиссе восстановительных процедур как способа разрешения
уголовно-правовых конфликтов. В монографии показано, что идея внедрения процедуры
медиации в предварительное расследование дел о преступлениях несовершеннолетних
соответствует цели повышения эффективности реализации институтов прекращения
уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ) и применением принуди-
тельной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ).
Автор: Лазарева В. А.
Рубрика:
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.214-218
Читать на сайте журнала Читать статьюАннотация:
Статья посвящена истории юридического образования и науки в Казанском
университете. Первыми преподавателями права в Казанском университете были немецкие
профессора, которые пытались не только вести обучение, но и продолжали заниматься на-
учными исследованиями. В начале XIX в. в стенах Казанского университета реализовывались
идеи создания литературно-юридического общества, прообраза юридической клиники, про-
водились публичные испытания для лиц, стремящихся занять государственные должности.
Был организован испытательный комитет для чиновников по юридическим предметам.
Первым русским профессором по правоведению стал Гавриил Ильич Солнцев. В статье рас-
крыта процедура первой в истории университета защиты диссертации по праву. На при-
мере деятельности профессора Солнцева показан процесс преподавания права, который
соединял в себе два метода — практический и сравнительно-исторический. Солнцеву при-
надлежат первые методические пособия по преподаванию юридических наук, в которых
он выступает против механического процесса чтения лекций. Предложенные им рекомен-
дации не потеряли свою актуальность и сегодня, полезны современным преподавателям.
На примере испытания на степень кандидата правоведения в Казанском университете
раскрыт процесс получения должности преподавателя.
Личность профессора Солнцева была весьма многогранной. Он успешно сочетал научную,
преподавательскую и административную деятельность, в разные годы занимал долж-
ности декана и ректора Казанского университета. Солнцев был настоящим профессором
в самом высоком значении этого слова. В период попечительства над Казанским универ-
ситетом Магницкого между ним и Солнцевым возникают разногласия по поводу мето-
дики преподавания естественного права. В результате состоялся университетский суд
над Солнцевым, на котором обсуждалось содержание его лекций. Солнцев письменно или
устно отвечал на 217 вопросов относительно естественного права и сущности права
в целом. В дальнейшем Солнцев был уволен из университета по собственному желанию
и в течение 20 лет успешно исполнял обязанности Казанского губернского прокурора.
В историю юридической науки Солнцев вошел не только как автор первого учебника по уго-
ловному праву, но и как талантливый профессор, сочетавший теорию права и практику.
Автор: Талан М. В.
Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.206-213
Читать на сайте журнала Читать статьюАннотация:
Статья посвящена вопросам формирования и содержания правовяого поло-
жения сословий в Сибири во второй половине XIX — начале XX в.: дворянства, духовенства,
городских и сельских обывателей (казачества, купечества, мещан, крестьян, инородцев).
Проведен сравнительно-правовой анализ структуры российского и сибирского общества,
правового положения податных и неподатных слоев населения Сибири и России, общерос-
сийского и регионального законодательства национальных окраин.
В результате автор приходит к выводу, что формирование состава сословий и их право-
вое положение в Сибири были связаны с колониальной политикой царского правительства,
направленной на освоение этого региона и подчинение его задачам центра. Проведение
реформ и изменение законодательства во второй половине XIX — начале XX в. были направ-
ленны на подрыв сословно-патриархального общественного строя, способствовали сти-
ранию сословных различий и кардинальному изменению правового положения прежде все-
го податных слоев населения (городских жителей, крестьян, инородцев). Правительство
стремилось ликвидировать сословные привилегии аборигенов по сравнению с крестьянами,
подчинить и тех и других действию общероссийского законодательства. Однако процесс
наделения крестьян и инородцев личными (гражданскими) и имущественными правами в их
полном объеме проходил медленно, так как политика государства намеренно была направ-
лена на сохранение сословных пережитков в правовом положении крестьян и инородцев.
Сравнительный анализ правового положения дворянства и казачества в Сибири и России
показал, что в экономическом и социально-политическом отношениях сибирский вариант
правового статуса указанных социальных групп проигрывал общероссийскому. Сибирское
дворянство не входило в господствующий класс — сословие феодалов, а являлось привиле-
гированной прослойкой общества, примыкающей к правящему классу. Сибирское казачество
выступало специфическим служебно-трудовым слоем; потеряв возможность получать по-
томственное дворянство, вошло в низовые звенья полицейского аппарата, а также на сво-
их 30 десятинах земельного надела казаки могли заниматься сельским хозяйством.
Автор: Горбунова И. В.
Рубрика:
История государства и права
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.195-205
Читать на сайте журнала Читать статьюАннотация:
В статье дается краткая характеристика восточноевропейского пенитен-
циарного типа, для которого характерны поиск сбалансированного подхода к решению ди-
леммы между обеспечением общественной безопасности и соблюдением доктрины прав
человека, подведомственность органов управления пенитенциарными учреждениями со-
ответствующим министерствам юстиции (за исключением Венгрии), достаточно высо-
кий коэффициент заключенных, как правило, минимальное количество иностранных осуж-
денных и незначительное превышение нормативно предусмотренной наполняемости
исправительных учреждений. Реализация проектов государственно-частного партнер-
ства в функционировании тюрем (Албании, Болгарии, Венгрии и Чехии) и ближайшая пер-
спектива частичной тюремной приватизации (Румыния, Словения) сопряжены в первую
очередь с проблемами государственного финансирования пенитенциарных учреждений.
Отмечается, что тюремные учреждения и органы управления данного типа имеют мно-
го общих черт, между ними налажено сотрудничество по линии семейной пенитенциар-
ной юстиции, реализации проектов «Национальная этика научных исследований» (NHREs)
и «Этика отношений и поведения» (EABs).
Общей тенденцией выступает снижение продолжительности лишения свободы, посте-
пенное увеличение тюремных площадей и условий содержания осужденных. Расширяется
практика применяемых средств исправления осужденных в части получения общего обра-
зования и профессионального обучения, применения индивидуальных программ отбывания
наказания и социальной реинтеграции, тренинговых психиатрических технологий, а так-
же особенностей обращения с отдельными категориями заключенных (наркозависимыми,
женщинами, лицами, осужденными за сексуальные преступления и др.)
Обращается внимание, что на фоне активных мероприятий по поддержанию в тюрьмах
прогрессивных стандартов обращения с осужденными в докладах правозащитных органи-
заций и отчетах представителей CPT отмечаются нарушения прав осужденных вплоть
до насилия и жестокого обращения, существенные недостатки в применении средств ис-
правления лиц, отбывающих наказание, либо иные недостатки в организации деятель-
ности исправительных учреждений.
Сформулирован вывод о том, что в условиях неоднозначной реформы отечественной уго-
ловно-исполнительной системы анализ восточноевропейского пенитенциарного типа
обусловливает закономерный научный интерес к дальнейшему типологическому сравни-
тельно-правовому исследованию всей европейской пенитенциарной карты.
Автор: Тепляшин П. В.
Рубрика:
Зарубежное право
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.176-194
Читать на сайте журнала Читать статьюДорфман М. М.
Аннотация:
В статье рассматриваются правовые аспекты содержания под стражей лиц,
незаконно находящихся в Израиле, в целях их депортации из страны. Особый акцент делает-
ся на законодательную базу, которая регламентирует содержание под стражей нелегалов
и изменения, которые произошли в данной области с 90-х гг. прошлого столетия и по сегод-
няшний день. Проводится взаимосвязь между депортацией лиц, которые нарушили визовый
режим, и их содержанием под стражей непосредственно до момента депортации. Объяс-
няются функции инспектора пограничной службы. Подробно рассматриваются обязанно-
сти и полномочия суда по надзору за содержанием под стражей лиц, незаконно находящихся
в Израиле. Также приводятся примеры из судебной практики, в которых суд счел возможным
освободить людей из-под стражи под залог. Автором статьи делается вывод о том, что
освобождение судом лиц в целях их самостоятельного выезда из страны является исключе-
нием из правил. Предлагается внести ряд предложений для совершенствования механизмов
защиты прав лиц, содержащихся в Израиле под стражей, в целях их депортации, так как, по
мнению автора, права таких лиц недостаточно защищены в законодательстве Израиля.
Основные предложения заключаются в следующем. Во-первых, ограничить максимальное
время содержания под стражей до 12 месяцев. Во-вторых, закрепить на законодательном
уровне предоставление бесплатной юридической помощи лицам, содержащимся под стра-
жей. И последнее, добавить альтернативные меры содержанию под стражей, например,
домашний арест под наблюдением особых средств, таких как электронные браслеты.
Автор: Дорфман М. М.
Рубрика:
Зарубежное право
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.167-175
Читать на сайте журнала Читать статьюВалеев А. Т.
Аннотация:
В ходе реализации положений Международного пакта о гражданских и по-
литических правах и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ) и Комитетом по правам человека ООН (КПЧ
ООН) выработаны определенные международные стандарты права на обжалование су-
дебных решений по уголовным делам.
В соответствии с данными стандартами безусловным правом на обжалование судебных
решений по уголовным делам обладает только осужденный. Содержание и пределы права
на обжалование судебных решений по уголовным делам иных участников уголовного судо-
производства, в том числе потерпевшего, определяются национальным законодатель-
ством и не являются частью данных стандартов. Основные отличия последних — до-
пускаемые ограничения права на обжалование, а также требования к форме процедуры
обжалования. В частности, ЕСПЧ предоставляет государствам достаточно широкие
возможности ограничения права на обжалование, устанавливая, что оно может ограни-
чиваться только вопросами права, либо же лицо, желающее обратиться в вышестоящий
суд, должно получить разрешение на апелляцию. Кроме того, в праве на обжалование мо-
гут делаться исключения, если имелись незначительные правонарушения, если лицо было
судимо уже в первой инстанции Верховным судом или осуждено по рассмотрении апелля-
ции против его оправдания.
В своей практике КПЧ ООН придерживается иной точки зрения на допустимость подоб-
ных ограничений, полагая, что пересмотр, который ограничивается формальными или
правовыми аспектами осуждения без какого бы то ни было рассмотрения фактов, явля-
ется недостаточным. Комитет считает недопустимым отказ в праве на обжалование
для незначительных правонарушений, решений, вынесенных Верховным судом по первой
инстанции, а также обвинительных приговоров, вынесенных по результатам рассмотре-
ния апелляции на оправдательный приговор.Комитет не предъявляет каких-либо особых требований к форме процедуры обжалования,
в том числе не требует полного повторного рассмотрения дела. Практика ЕСПЧ в этой
связи представляется несколько непоследовательной. С одной стороны, ЕСПЧ лояльно от-
носится к различным ограничениям права на обжалование, а с другой — он неоднократно
признавал нарушениями положений Конвенции ситуации, когда не осуществлялся полный
пересмотр дела, предусмотренный национальным законодательством.
Автор: Валеев А. Т.
Рубрика:
Теория права
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.154-166
Читать на сайте журнала Читать статьюСтельмах В. Ю.
Аннотация:
Автором рассматриваются вопросы правового регулирования введенного
в 2010 г. в уголовно-процессуальный закон нового следственного действия — получения
информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
В статье 186.1 УПК РФ приведен перечень видов получаемой информации, что необосно-
ванно ограничивает познавательные возможности следственного действия. С учетом
тенденции увеличения параметров соединений, регистрируемых аппаратурой операто-
ров связи, было бы целесообразно предусмотреть в указанной норме получение любых све-
дений о соединениях между средствами электросвязи. Использованный в законе термин
«абонент» неточен, поскольку соединения производятся не между абонентами как тако-
выми, а между используемыми средствами электросвязи. Термин «абонентское устрой-
ство» не совсем применим к компьютерам, функциональное предназначение которых не
исчерпывается передачей сообщений. В связи с изложенным предлагается изменить наи-
менование следственного действия на «получение сведений о соединениях средств элек-
тросвязи», уточнить и закрепить непосредственно в уголовно-процессуальном законе
понятие «средство электросвязи», включив в число таких средств идентификационные
модули (SIM-карты), поскольку с точки зрения законодательства о связи такие устрой-
ства к средствам связи отнесены быть не могут. К соединениям относятся сеансы связи,
в ходе которых передаются и принимается голосовая и неголосовая информация, а также
сигналы вызова, зафиксированные базовой станцией, даже если взаимодействие с вызы-
ваемым абонентским устройством не состоялось. До начала следственного действия
необходимо получить сведения об идентификационном номере средства электросвязи.
Данные сведения истребуются путем направления следователем запроса, без судебного
решения. В настоящее время отсутствует срок исполнения запросов следователя, что
заметно затрудняет процесс назначения следственных действия. Поэтому вносится
предложение об установлении в УПК РФ срока исполнения запроса следователя и о введе-
нии административной ответственности за неисполнение либо несвоевременное испол-
нение запроса. В настоящее время из текста УПК РФ не понятно, допускается ли в рамках
рассматриваемого следственного действия получение сведений о соединениях не толь-
ко конкретных абонентских устройств, но и всех обслуживаемых базовой станцией за
определенный период. Аргументируется тезис о возможности получения таких сведений.
Кроме того, в законе не разделены ретроспективный и перспективный порядки получения
информации, в результате чего остается неясным, распространяется ли установлен-
ный в ст. 186.1 УПК РФ шестимесячный срок на получение сведений о ранее состоявшихся
соединениях. Автором обосновывается, что указанный срок применяется только к полу-
чению сведений в перспективном порядке. В статье утверждается, что результаты рас-сматриваемого следственного действия с точки зрения видов доказательств являются
не вещественными доказательствами, а иными документами. В качестве результата
исследования автором предложены новые формулировки норм уголовно-процессуального
закона, регламентирующих рассматриваемое следственное действие.
Автор: Стельмах В. Ю.
Рубрика:
Совершенствование законодательства
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.141-153
Читать на сайте журнала Читать статьюАннотация:
В основе повышения эффективности функционирования любой сложноор-
ганизованной системы лежит объективная информация о проходящих в ней процессах.
Именно она позволяет своевременно реагировать на возникающие негативные измене-
ния, соответственно принимать правильные управленческие решения, определять на-
правления дальнейшего развития.
Одним из наиболее действенных способов получения такой информации является мони-
торинг. Вот почему вопросам его организации и проведения уделяется повышенное вни-
мание со стороны как руководства страны, так и руководства различных федеральных
органов исполнительной власти, иных структур.
С учетом затратности, многоаспектности, трудоемкости мониторинга представля-
ется необходимым и целесообразным первоначально более детально ознакомиться с его
видами и этапами проведения. Первоначальный этап получения данных непосредствен-
но связан с определением (выработкой) определенного набора критериев и показателей,
являющихся «краеугольным камнем» объективности, достаточности и достоверности
получения информации. Последующий этап — обработка полученной информации. Дан-
ный этап во многом зависит от профессиональной подготовленности лиц, его осущест-
вляющих. Только при понимании того, что мониторинг — это сложный процесс не только
получения некоторой совокупности данных, но и их дальнейшей адекватной обработки,
анализа, интерпретации, перевода из количественной составляющей в качественную,
выработки предложений, может привести к положительному результату.
Представленные в статье теоретические аспекты по организации и проведению мони-
торинга, иллюстрированные конкретными примерами, позволят глубже понять данные
процессы и в дальнейшем реализовать на практике полученные знания.
Приведенные примеры по уголовно-исполнительной системе ФСИН России могут быть по
аналогии рассмотрены и в деятельности других министерств и ведомств федеральных
органов исполнительной власти.
Автор: Антипов А. Н.
Рубрика:
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.133-140
Читать на сайте журнала Читать статьюАннотация:
В статье рассматриваются признаки объективной стороны состава дан-
ного преступления, предусмотренного ст. 282.1 УК РФ, имеющие наибольшее значение
для квалификации. В ходе исследования получил освещение вопрос о юридической природе
указанного преступления и сформулирован вывод, что экстремистское сообщество пред-
ставляет собой специальный вид соучастия в преступлениях экстремистской направлен-
ности, выделенный в самостоятельный состав в рамках Особенной части УК РФ. В рабо-
те представлены основные точки зрения, сложившиеся в доктрине по вопросу о форме
соучастия, в рамках которой существует экстремистское сообщество. В результате
анализа норм уголовного закона и материалов судебной практики выявлены признаки,
используемые судами для установления факта наличия экстремистского сообщества.
Сделан вывод о принадлежности экстремистского сообщества к такой форме соучастия
в преступлении, как преступное сообщество (преступная организация), сформулирова-
но определение понятия «экстремистское сообщество». Исследованы основные формы
общественно опасного деяния, предусмотренного ст. 282.1 УК РФ. Даны рекомендации по
квалификации преступления, предусмотренного в ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ РФ, и разрешению
проблемных вопросов, связанных с данной нормой (конкуренция с предписаниями ч. 1 и ч. 2
статьи). В связи с дополнением уголовного закона ст. 282.3 УК РФ РФ «Финансирование
экстремистской деятельности» разрешен вопрос о соотношении норм, сформулирован-
ных в ч. 2 ст. 282.1 и ст. 282.3 УК РФ РФ, а также сформулированы предложения о квалифи-
кации содеянного в случаях, когда участник экстремистского сообщества осуществляет
его финансирование. Автором разработаны рекомендации по усовершенствованию разъ-
яснений Пленума Верховного Суда РФ, посвященных толкованию норм об ответственно-
сти за организацию экстремистского сообщества по ст. 282.1 УК РФ РФ.
Автор: Клименко Ю. А.
Рубрика:
Вопросы правоприменения
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.123-132
Читать на сайте журнала Читать статьюАннотация:
Законодательно-текстологический подход к уголовному закону, в отличие
от традиционного языкового подхода, держится на понимании того, что конечным ре-
зультатом законотворческой деятельности является текст уголовного закона. Законо-
дательная текстология имеет два направления практического применения: конструиро-
вание уголовно-правовых предписаний и интерпретация текстов уголовного закона.
Первое направление практического применения законодательной текстологии позволяет
выявить текстуальные признаки уголовного закона, установить динамику изменений ста-
тей Общей и Особенной частей УК РФ, провести анализ структурной организации текста
уголовного закона, выявить минимальные, оптимальные и сверхобъемные тексты статей,
провести дифференциацию уголовно-правовых предписаний в соответствии с их компози-
ционно-графическими особенностями и дать практические рекомендации по совершенство-
ванию архитектоники статей УК РФ, рассмотреть проблему качества уголовного закона
применительно к его адресатам, установить текстуальные особенности заголовков ста-
тей Особенной части УК РФ, разработать практические рекомендации по применению по-
ложений законодательной текстологии при конструировании примечаний, выявить новые
конструкции составов преступлений с рестриктивными (ограничительными) признаками.
Законодательно-текстологическая интерпретация как второе направление практиче-
ского применения законодательной текстологии дает возможность осуществить анализ
текста уголовного закона, включая его стрктурные, конструктивные и концептуальные
особенности, выработать алгоритм законодательно-текстологической интерпрета-
ции, обеспечивающий пошаговое толкование текста уголовного закона.
Методологические основы законодательной текстологии составляют как традицион-
ные методы познания (метод исторической рефлексии, сравнительно-правовой, логиче-
ский, социологический, статистический методы, метод экспертных оценок), так и новые
подходы к исследованию текста уголовного закона (дискурсивный, текстоцентрический,
коммуникативный и метод структурного анализа).
Автор: Ситникова А. И.
Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.106-122
Читать на сайте журнала Читать статьюМитюков М. А.
Аннотация:
На основе документальных источников (стенограмм Съездов народных де-
путатов, Верховного Совета и Конституционной комиссии России) и иных материалов
автор, член Конституционной комиссии и председатель Комитета по законодательству
бывшего Верховного Совета, исследует особенности соотношения Конституции и Феде-
ративного договора (ФД), затрагивает отдельные аспекты политико-правовых дискус-
сий вокруг него в период инкорпорации в прежнюю Конституцию 1978 г. (с изменениями
и дополнениями) до прекращения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного
Совета РФ. Показывает, что акцент полемики между сторонниками и противниками ФД
сосредоточился на проблемах трактовки места договора в Конституции, его правовой
природы и реализации. Первые полагали, что ФД нуждается в соответствующих меха-
низмах, процедурах, дополнительной конкретизации принципов осуществления тех или
иных норм. Оппоненты возражали против законодательной регламентации реализации
ФД, опасаясь, что он таким образом подменит Конституцию и сделает ее «ненужным
документом». Не воспринята ими и идея создания нового Совета Федерации в качестве
предполагаемого механизма реализации ФД.
В статье впервые анализируется противоречивая практика 1992—1993 гг. по примене-
нию ФД органами законодательной и исполнительной власти. Отмечается, что особый
конфронтационный накал проблема соотношения Конституции и ФД получила в ракурсах
осуществления конституционной реформы в субъектах РФ (Башкирия, Якутия, Тува и др.),
обсуждения проекта новой Конституции, составленного рабочей группой Конституци-
онной комиссии, подготовки основных положений этой Конституции, а также проекта
«конституционного соглашения» по выходу из политического кризиса.
К концу лета в околопарламентских кругах сложилось три взаимоисключающих мнения:
1) использовать полностью потенциал ФД и «не вступать в конституционную гонку»
(В. Б. Исаков);
2) отказаться от «апологетики Федеративного договора» и ускорить принятие парла-
ментского проекта повой Конституции (О. Г. Румянцев);
3) поддержать Конституционное совещание по доработке президентского проекта Кон-
ституции (М. А. Митюков и др.).
Особо, с определенной критичностью, автор останавливается на некоторых теоретиче-
ских и юридико-технических изысканиях руководства и экспертов Конституционной комис-
сии в области соотношения Конституции и ФД: о «истинном соотношении» этих актов;разделении текста договора на декларативное и нормативно-правовое содержание; струк-
турном и совокупном вариантах инкорпорации ФД в будущей новой Конституции и др.
В завершение подведены итоги исследования первого периода в развитии соотношения
Конституции и ФД.
Автор: Митюков М. А.
Рубрика:
Исследование российской государственности
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.089-105
Читать на сайте журнала Читать статьюКондрашев А. А.
Аннотация:
В статье исследуется концепция «правового государства» и дается автор-
ское определение понятия «правовое государство» — это организация публичной власти,
формируемая обществом на основе принципов свободных выборов, разделения властей,
независимости судебной власти в целях реализации и защиты прав и свобод каждого
гражданина, подконтрольная институтам гражданского общества. Автором проведена
классификация подходов к понятию правового государства, существующих в науке кон-
ституционного права. Автором выделен ряд признаков правового государства:
1) формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления
на основе свободных выборов;
2) формирование высших органов власти без участия президента;
3) гарантированность реализации прав и свобод личности — как политических, так
и экономических и социальных;
4) реальная и гарантированная государством свобода выражения мнений, воплощенная
в наличии свободы слова, свободы проводить различные публичные мероприятия и сво-
боды объединения в общественные ассоциации;
5) законодательное установление реальных механизмов полноценного возмещения госу-
дарством вреда, причиненного гражданину;
6) наличие стабильной системы законодательства и неполитизированного правоприме-
нения;
7) наличие справедливого и независимого суда;
8) обеспечение реального народовластия посредством активного и последовательного
использования различных механизмов прямой демократии.
Автором анализируются соотношение правового государства и организации государ-
ственной власти в России, правового государства и закона, правового государства и су-
дебной власти, правового государства и гражданского общества. Автор приходит к вы-
воду о том, что на текущий момент теория правового государства в России является
весьма противоречивой. И конституционная формула о признании России правовым го-
сударством является на сегодняшний день лишь неким заимствованным лозунгом, вы-
ражающим своего рода бессодержательную политическую декларацию. В работе сде-
лан основной вывод: для того, что концепция правового государства прочно укоренилась
в отечественной правовой системе, стала ориентиром фактических конституционно-
правовых отношений, требуется радикальная и качественная модернизация ключевых
институтов государства и общества. Кроме того, необходимо изменение правосозна-ния большинства россиян: с патриархального типа с опорой на милость государства,
которое предоставляет те или иные блага, на индивидуально-правовое, когда каждый
гражданин должен требовать реализации принадлежащих ему прав, используя судебные
способы защиты, и активно контролировать эффективность работы государственных
институтов
Автор: Кондрашев А. А.
Рубрика:
Исследование российской государственности
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.074-088
Читать на сайте журнала Читать статьюАннотация:
В статье исследуется важный для политико-правовой истории аспект —
формирование и истоки такого феномена, каким являлась политическая утопия. Ее клас-
сическим образцом была «политейя» Платона, которая формировалась в борьбе с идео-
логией и концепциями греческих софистов и политических демагогов. Актуальность темы
непреходяща, поскольку вся последующая политическая история Европы протекала под
знаком этой платоновской утопии. В качестве модели она была воспринята как демо-
кратическими, так и тоталитарными идеологами современного мира. В греческом «фан-
томном» государстве диалектически сочетались черты широкой демократии и тирании.
Полис представлял собой одновременно территориальное, пространственное образова-
ние и духовно-символическое единство, своеобразную «матрицу», из которой позже рож-
далась современная государственность. Мифологическое мышление придавало полисной
политике элементы трансцендентального и сакрального существования. В тех условиях
рождалось то, что позже назовут политической мифологией или политической теологи-
ей. Диалектика сосуществования двух миров, агрессивности «империи зла», темных хто-
нических сил — все это в интерпретированном виде будет воссоздано в идеологических
войнах более позднего времени. Платону удалось создать идеальную модель государства,
задающую стиль и питавшую дух государственности и политики как в эпоху Средневеко-
вья, так и особенно в эпоху Возрождения. Именно в это время утопическая модель Плато-
на получила вполне современную интерпретацию.
Номос или закон был неотъемлемой частью воображаемого полисного государства, ко-
торое нередко с ним отождествлялось. Важнейшие категории правовой и политической
науки, такие как справедливость, истина, закон, вина, равенство и др., рассматриваются
в данной работе в широком культурном контексте, играя важную роль как в рамках ре-
ального полисного устройства, так и в воображаемом государстве Платона. Свой вклад
в исследование и разработку проблемы вносили такие мыслители, как Ф. Ницше, А. Шо-
пенгауэр, В. Дильтей, Ю. Эвола, К. Шмитт, Э. Юнгер и многие другие философы, право-
веды и историки. В статье много внимания уделено анализу их позиций и предположений.
Главное внимание обращается на анализ такой категории, как закон, и его роли в форми-
ровании государства-полиса. При этом одинакова важна роль, отводимая как реальному
действию закона, так и его идеальной значимости. Автор статьи обращает внимание
на категорию «воображаемого», столь характерную для мифопоэтического восприятия,
которым отличалось политическое и правовое сознание в древности. При этом он под-
черкивает и актуальность этой категории — без фактора воображения невозможны ни
активная политическая деятельность, ни продуктивное законодательствование. Грече-
ские мотивы до сих пор звучат и в современной политической жизни.
Автор: Исаев И. А.
Рубрика:
История правовой мысли
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.029-073
Читать на сайте журнала Читать статьюАннотация:
Статья посвящена вопросам эпистемологических и социокультурных осно-
ваний развития юриспруденции. Концептуальная история дисциплины выходит за рам-
ки существующей традиции изложения эволюции политических и правовых идей, учений
и доктрин. Изучение вопроса предполагает анализ изменений собственно систем юриди-
ческих знаний или предмета, структуры и языка дисциплины в контексте социокультур
определенных исторических эпох, их формирования и развития.
Концептуальная перспектива в изучении юридической науки как социокультурного фено-
мена составляет новое научное направление и подход в юридических исследованиях. Ее те-
оретическая разработка позволяет расширить границы междисциплинарных контактов
с другими общественными науками, обеспечить движение от формата догматической
к формату культурно-исторической юриспруденции или юриспруденции поэтики юриди-
ческого текста — его исторического словаря, семантики и стилистики. Концептуальную
историю юридической науки дополняет ее институциональная история, составляющая
общую историю развития и права, и науки права.
Автор: Веденеев Ю. А.
Рубрика:
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.124.3.009-028
Читать на сайте журнала Читать статью