Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 4 за 2017 год


Статей в номере: 15

Самый читаемый автор номера: Рарог А. И.

Аннотация:
В статье рассматриваются становление и деятельность специальных су- дебных органов — лагерных судов в СССР во второй половине 1940-х гг. Автор приходит к следующим выводам: специальные лагерные суды создавались в спешном порядке; созна- тельно не была четко определена подсудность лагерных судов; в судебном руководстве имела место кадровая чехарда и «подковерная» борьба. К тому же на деятельность данных органов наложили отпечаток неразбериха и «лик- видационные настроения», которые существовали в Управлении лагерных судов. Дело в том, что народный комиссар юстиции Н. Рычков очень негативно относился к лагерным судам и при любом удобном случае указывал, что они нужны только МВД как их «карман- ные суды», переходя к дискуссии по вопросу о нецелесообразности существования лагер- ных судов, что «дезорганизовало их работу». Следует отметить, что в руководящем аппарате Управления имела место кадровая не- разбериха. Формирование специальных лагерных судов было достаточно длительным и не вполне соответствовало планам руководства. Обеспечение деятельности лагерных судов и быта их сотрудников целиком зависело от руководителей мест заключения, что нарушало конституционный принцип независимо- сти судебной власти и не способствовало эффективной работе данных специальных су- дов. Кроме того, на деятельности специальных лагерных судов явно негативно сказыва- лось ее чрезмерное засекречивание. Доля обжалованных и опротестованных приговоров лагерных судов была достаточно высокой, что явно говорит о низкой квалификации судей специальных лагерных судов. Так, Судебной коллегией по делам лагерных судов Верховного Суда СССР было отменено в 1947 г. 18 % приговоров по делам, рассмотренным в кассационном порядке. По официаль- ным данным Верховного Суда СССР, из числа обжалованных и опротестованных приговоров лагерных судов оставлены в силе в 1948 г. 69,9 % ; в 1949 г. — 68,1 % ; в первом полугодии 1950 г. — 66,5 % .


Автор: Шкаревский Д. Н.


Рубрика:
Теория права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.209-213


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена проблемным вопросам уголовно-правовой оценки принуж- дения к изъятию органов человека для трансплантации тканей, а также торговли людь- ми в целях изъятия органов у потерпевшего. Существуют сложности применения статьи 120 Уголовного кодекса Российской Феде- рации, обусловленные несовершенством законодательной конструкции. Так, в науке не- однозначно решается вопрос о потерпевшем в принуждении к изъятию органов и (или) тканей человека для трансплантации. Исходя из буквального толкования нормы, можно сделать вывод, что им в указанном преступлении будет не тот, у кого орган или ткань собираются изымать, а тот, кто должен произвести такую операцию, т.е., как прави- ло, врач, осуществляющий трансплантацию. Законодатель же преследовал иную цель: он пытался предоставить уголовно-правовую охрану в первую очередь тем, кого понуждают безвозмездно отдать свои органы или ткани для пересадки иному лицу или же заключить противоречащую закону коммерческую сделку, связанную с распоряжением ими. При рассмотрении способов принуждения к изъятию органов и тканей человека иссле- дуется вопрос о границах психического принуждения как одного из конструктивных при- знаков состава преступления, указанного статьей 120 Уголовного кодекса Российской Федерации. Поднимается вопрос о возможности признания психическим принуждением угрозу применения насилия в отношении близких лиц принуждаемого. В связи теоретиче- скими проблемами толкования признаков состава преступления, закрепленного в статье 120 Уголовного кодекса Российской Федерации, отмечается ее недостаточная «работо- способность». Предлагается новая редакция статьи 120 Уголовного кодекса Российской Федерации. Определяется соотношение цели трансплантации органов и тканей человека и цели изъятия органов и тканей человека. В рамках анализа признаков состава преступления, закрепленного в пункте «ж» части 2 статьи 127.1 Уголовного кодекса Российской Федера- ции, исследуется вопрос о конкуренции целей: эксплуатации человека и изъятия органов и тканей человека. О такой конкуренции можно говорить лишь в отношении деяний, со- стоящих в вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве и получении. Анализируются правила квалификации торговли людьми, соединенной с последующим изъятием органов и (или) тканей человека для дальнейшего использования. Отмечается, что использование органов и (или) тканей не охватывается составом преступления, закрепленного в пун- кте «ж» части 2 статьи 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, что обуслов- ливает необходимость установления уголовной ответственности за торговлю и иные сделки с органами и тканями человека, независимо от цели совершения таких действий.


Автор: Герасимова Е. В.


Рубрика:
Научные сообщения


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.203-208


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена исследованию признаков состава злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о цен- ных бумагах, непосредственным объектом которого выступают общественные отноше- ния, основанные на принципе информационной прозрачности корпоративного управления. В целях обеспечения транспарентности деятельности корпорации обязательному рас- крытию подлежат общедоступная корпоративная информация и инсайдерская информа- ция, а предоставлению — информация служебного характера, к которой имеет доступ только определенный круг лиц. Делается вывод, что предметом преступления, предусмо- тренного ст. 185.1 УК РФ, является корпоративная информация двух видов: 1) информация, определенная законодательством РФ о ценных бумагах, подлежащая обя- зательному раскрытию; 2) информация, определенная законодательством РФ о ценных бумагах, подлежащая пре- доставлению. Отмечается, что в зависимости от предмета объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется двумя видами деяния: в отношении информации первого вида законодатель устанавливает ответственность за бездействие в виде злостно- го уклонения от ее раскрытия или предоставления, а в отношении информации второго вида — за действие в виде предоставления заведомо неполной или ложной информации. Анализируется понятие уклонения как специального вида неисполнения обязанностей, налагаемых на лицо в рамках определенных правовых отношений. Определяется соотно- шение между признаками «злостность», «неоднократность» и «систематичность». При этом предлагается в ст. 185.1 УК РФ отказаться от указания на злостность уклонения, заменив его на неоднократность, т.е. совершение деяния лицом, подвергнутым админи- стративному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда оно считается подвер- гнутым административному наказанию. Кроме того, сопоставляется содержание таких действий, как предоставление, распространение и раскрытие информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах. Высказывается мнение об изменении конструк- ции состава злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, опре- деленной законодательством РФ о ценных бумагах, путем исключения из его обязатель- ных признаков общественно опасного последствия в виде крупного ущерба. В заключение формулируется новая редакция ст. 185.1 УК РФ. © Юрченко И. А., 2017 * Юрченко Ирина Александровна, кандидат юридических наук


Автор: Юрченко И. А.


Рубрика:
Научные сообщения


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.188-202


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Возрождение мировой юстиции в новых субъектах РФ — в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе обусловило необходимость обращения к исто- рико-правовому опыту становления и развития института мировых судей по Судебной ре- форме 1864 г., организационного обеспечения их деятельности. В статье рассматривают- ся вопросы финансового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судов и съездов мировых судей в Таврической губернии в результате реализации положений Судебных уставов в 60—80-е гг. XIX в. Установлено, что мировая юстиция губернии полно- стью находилась на содержании уездных земств, а расходы на судебные мировые учреж- дения относились к числу обязательных земских повинностей. На основе анализа сметной документации денежных расходов и доходов уездных земств изучены статьи финансиро- вания деятельности мировых судебных учреждений Таврической губернии, выявлены роль и материальные возможности уездных земств губернии в вопросах их денежного содержания. Местные земские учреждения обязывались ежегодно в сметах расходов из земских сборов выделять ассигнования на жалование участковым мировым судьям, содержание съезда ми- ровых судей, обустройство и содержание помещений для подвергаемых аресту по пригово- рам мировых судей, обеспечение арестантов. Выявлено, что на содержание участковых ми- ровых судей уездными земствами тратилось в среднем от 6 000 до 13 200 руб. в год; съездов мировых судей — от 1 190 до 8 450 руб. в год; на содержание арестных домов и обеспечение продовольствием заключенных по приговорам мировых судей — от 600 до 3 788 руб. в год. Больше всего на содержание судебных мировых учреждений выделялись земским собранием Феодосийского уезда (в среднем 24 300 руб. в год), а меньше всего средств на содержание мировой юстиции выделялось Евпаторийским уездным земством (7 600 руб. в год). На содер- жание мировых судов уездные земства Крыма выделяли в среднем 15,3 % денежных средств из расходной части уездного бюджета. В числе факторов, которые влияли на денежные расходы на судебно-мировой институт, выделены следующие: количество судебно-мировых единиц в уезде, численность проживающего населения в качестве плательщиков уездных земских сборов, развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли, что обеспечи- вало соответствующий доход уездных земств. При этом обозначены некоторые проблемы финансового обеспечения судебно-мировой юстиции, которые имели объективные причины. В процессе исследования было установлено, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в губернии находилось в прямой зависимости от источников дохода земских бюджетов, рациональное распределение которых влияло на эф- фективность их работы.


Автор: Хутько Т. В.


Рубрика:
История государства и права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.179-187


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье поднимается проблема качества уголовно-правовых норм, предна- значенных противодействовать террористической угрозе. В основе формирования уго- ловно-правового механизма противодействия террористической деятельности должны лежать научно выверенные определения терроризма и террористической деятельности. В статье предлагается рабочее (как материал для дальнейшей шлифовки) определение терроризма как социального явления. Подчеркивая генетическую связь экстремизма и терроризма, автор высказывает мысль о целесообразности создания в Уголовном ко- дексе РФ самостоятельной главы, объединяющей нормы об экстремистской и террори- стической деятельности. Многократные попытки законодателя улучшить качество уго- ловно-правовой нормы о террористическом акте, к сожалению, не имели полного успеха. Отмечая имеющиеся недостатки этой нормы, автор вносит предложения о дальнейшем улучшении ее качества: включить в число субъективных признаков террористического акта его совершение по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в от- ношении какой-либо социальной группы; исключить из числа квалифицирующих признаков неосторожное, а из числа особо квалифицирующих признаков — умышленное причинение смерти. С учетом недостаточной научной необоснованности противоречивости более поздних «антитеррористических» норм и непоследовательности вносимых в них изме- нений в статье обосновываются предложения об изменении их редакции, а также об ис- ключении статьи 205.5 из УК РФ и о перенесении нормы, закрепленной в ст. 205.6 УК РФ, в главу о преступлениях против правосудия.


Автор: Рарог А. И.


Рубрика:
Противодействие преступности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.155-178


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье анализируются отдельные положения проекта федерального за- кона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"». Данный законопроект направлен на совершенствование пра- вовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, наделенных отдельными госу- дарственными или иными публичными полномочиями. Принятие в 2014 г. Федерального закона «Об основах общественного контроля в Россий- ской Федерации» стало важным этапом не только в развитии общественного контроля, но и на пути становления гражданского общества в Российской Федерации. — пробелов и коллизий с другими федеральными законами. Законодательными новеллами следует признать предложения разработчиков: о расшире- нии состава субъектов общественного контроля за счет включения в соответствующий перечень отдельных граждан и их объединений; о введении в законодательный оборот кате- гории «общественные интересы как цель общественного контроля»; об установлении обя- занности органов и организаций, деятельность которых по осуществлению возложенных на них государственных или иных публичных полномочий является объектом общественно- го контроля, учитывать результаты общественного контроля; о создании федеральной государственной информационной системы (системы электронной демократии), обеспечи- вающей сбор, обработку, накопление, хранение, поиск и передачу информации о деятельно- сти субъектов общественного контроля и лиц, деятельность которых по осуществлению возложенных на них государственных или иных публичных полномочий является объектом общественного контроля; о введении открытых лицензий, на основании которых предлага- ется осуществлять распространение информации об общественном контроле. В статье указанные предложения подвергнуты критическому анализу, отмечены положи- тельные и негативные стороны законопроекта, предложены пути гармонизации право- вого регулирования отношений в сфере общественного контроля.


Автор: Зубарев С. М.


Рубрика:
Обсуждаем законопроект


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.145-154


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению социально-обеспечительного предостав- ления как одной из ключевых и наименее исследованных категорий в праве социального обеспечения. Актуальность темы объясняется ее непосредственной связью с качествен- ными и количественными аспектами прав граждан на социальное обеспечение при явном несовершенстве соответствующего отраслевого юридического инструментария как в теоретическом, так и в прикладном смысле. В работе подчеркиваются значение и ин- тегративные свойства социально-обеспечительного предоставления для системы права социального обеспечения и его понятийного аппарата. На основе анализа современного законодательства, а также нормативных правовых актов прошлых лет автор делает вывод, что общие качества социально-обеспечительных предоставлений во многом схо- жи, в том числе в разные исторические эпохи и в разных государствах, обладают едиными свойствами. В работе посредством моделирования, логического, системно-структурного методов обосновывается, что эти факторы, включая принципы функционирования и раз- вития данного явления в праве социального обеспечения, обусловлены определенными за- кономерностями. Качественные же свойства социально-обеспечительного предоставле- ния устойчивы и находятся в имманентной зависимости от его внутреннего строения. Этим объясняется объективная ограниченность мер государственного воздействия на состояния нуждаемости. При этом в социально-обеспечительном предоставлении за- ключены свойства самого социального обеспечения как системы более высокого порядка. Автором предлагается определение понятия социально-обеспечительного предоставле- ния, анализируются элементы структуры этого явления, а также обращается внимание на необходимость законодательного закрепления на федеральном уровне соответству- ющей правовой конструкции. В работе приводится модель нормативно сложившейся со- временной системы социально-обеспечительных предоставлений. Высказывается мнение о том, что социально-обеспечительное предоставление включается в структуру субъек- тивного права нуждающегося лица и, как следствие, требует совершенствования суще- ствующей системы его защиты. В частности, отмечается, что специфика отраслевого механизма правового регулирования, выраженная в сочетании элементарных процедурной и материальной правовых связей субъектов, делает необходимым нормативную фикса- цию комбинированного (сложного) способа защиты права нуждающегося лица. Этому спо- собу свойственно соединение требований о признании права с одновременным обязанием органа социального обеспечения совершить конкретные фактические действия при об- ращении лица в юрисдикционный орган.


Автор: Агашев Д. В.


Рубрика:
Обсуждаем законопроект


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.133-144


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье представлен анализ экономико-правовой структуры национальной хозяйственной модели гитлеровской Германии. Придя к власти, Гитлер не отменил Вей- марскую конституцию. С помощью ряда нормативных правовых актов он «подключил» к ней свою нацистскую конституцию: политическую и экономическую. Основой первой стал Закон о чрезвычайных полномочиях, юридической базой экономической конституции явился Закон о подготовке органического построения народного хозяйства. Он включал в себя определенный относительно однородный набор институтов, инструментов и их интерпретаций, который применяется в рамках рыночной, социалистической и пере- ходных экономических моделей для их конституционного оформления. Конституционная модель экономики нацистской Германии складывается из совокупности важнейших черт, принципов и признаков экономического порядка Третьего рейха. Автор доказывает, что нацистское государство не превратилось в «нотариуса», юридически закреплявшего ре- шения крупного монополистического капитала Германии. Оно сделало себя собственни- ком средств производства, единолично определявшим промышленную политику, целью которой была подготовка к мировой войне.


Автор: Баев В. Г.


Рубрика:
Экономика и право


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.120-132


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
С развитием общественных отношений в отечественном правоведении меняются взгляды о роли и месте отдельных форм права в системе источников права. Эволюция форм права свидетельствует о замене одних форм права другими. В частно- сти, правовые обычаи стали вытесняться законодательством и иными нормативными правовыми актами. В результате чего рассматриваемые источники права приобрели суб- сидиарный характер. Данные тенденции многие ученые-правоведы сводят к естественному процессу, видя в этом элементы прогресса. Вместе с тем автор пытается обратить внимание чита- теля на то, что такие фундаментальные источники права, как обычаи, не утрачивают своего значения по сей день. Представленная статья раскрывает правовые обычаи локального уровня. Предлагается классификация их по территории и сфере экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Автором разделяются производственные и корпоративные обычаи организации. Про- изводственные обычаи регулируют отношения, связанные с осуществлением производ- ственно-хозяйственной деятельности, включая непосредственное производство и ре- ализацию продукции (товаров, работ и услуг). Корпоративные же обычаи определяют вопросы участия в корпоративных организациях или управления ими. Предлагается выделять следующие признаки локальных обычаев: рассчитаны на неодно- кратное применение; сфера их применения ограничивается рамками деятельности кон- кретного хозяйствующего субъекта; адресованы неопределенному кругу лиц, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью организации и корпоративными от- ношениями; универсальны и формируются поведением участников отношений, а также адаптированы к конкретному хозяйствующему субъекту; санкционированы и обеспечива- ются государством; должны соответствовать положениям законодательства. В статье дается обзор мнений по данной проблематике в дореволюционной России, совет- ском правоведении, а также современных ученых. При исследовании указанной формы права разбирается соотношение правовых обычаев с деловыми обыкновениями и заведенным по- рядком. В результате указанные понятия разграничиваются. Так, обычаи являются формой права, а деловые обыкновения и заведенный порядок — сложившимися правилами исполне- ния обязательств (договорных либо корпоративных) участниками правоотношения. Проведенный анализ помогает выстроить целостную картину источников права, регули- рующих предпринимательские отношения в России.


Автор: Лаптев В. А.


Рубрика:
Экономика и право


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.110-119


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В первой части статьи анализируется субъектно-территориальная струк- тура федеративных государств на основе российских и зарубежных, в первую очередь не- мецких, материалов о территориальном устройстве существующих в современном мире федераций (Индии, Канады, Нигерии, России, США, ФРГ, Швейцарии и др.), а также некото- рых федераций, прекративших свое существование в ХХ—ХХI вв. (Германского рейха, СССР, Судана, СФРЮ, ЧССР и др.). Во второй части исследования рассматриваются зависимость устойчивости субъектно- территориальной структуры и федеративного устройства в целом от особенностей внутреннего территориального деления федераций, а также оцениваются возможности использования территориальной реорганизации в качестве инструмента гармонизации федеративных отношений. Факторами «риска» для федераций являются территориаль- но-структурные модели, предусматривающие существование «выраженно доминирую- щего» субъекта федерации; модели, допускающие существование субъектов с заметно отличающимся уровнем социально-экономического развития; модели, предполагающие отступление границ субъектов федерации от границ «естественного» исторического расселения этноконфессиональных сообществ.


Автор: Княгинин К. Н.


Рубрика:
ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛИЗМА


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.089-109


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье освещается краткий исторический экскурс национального зако- нодательства России, начиная с Судебника 1497 г. и до наших дней, приводятся законо- дательный опыт зарубежных стран, современная судебная практика, результаты со- циологического опроса практических работников, экономические показатели стоимости отдельных уголовно-процессуальных институтов. Институт процессуальных издержек может быть экономическим стимулом для добро- совестного пользования участниками своими процессуальными правами как в уголовном судопроизводстве, так и в правоотношениях, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». В связи с изложенным предлагаются такие законодательные новеллы: 1) статья 11 УПК РФ «Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопро- изводстве» дополнить частью 1.1 следующего содержания: «Участники уголовного судопроизводства должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и не допускать злоупотребления своими правами»; 2) статья 132 УПК РФ «Взыскание процессуальных издержек» дополнить пунктом 6.1 следующего содержания: «При прекращении уголовного дела или уголовного преследо- вания вследствие истечения сроков давности уголовного преследования суд, следова- тель и дознаватель вправе освободить лицо полностью или частично от уплаты про- цессуальных издержек, если лицо добросовестно пользовалось своими процессуальными правами и не препятствовало в любых его формах производству по делу»; 3) в части 2 статьи 131 УПК РФ расшить понятие процессуальных издержек, дополнив ее новым п. 9 следующего содержания: «суммы, израсходованные в связи с розыском по- дозреваемого и (или) обвиняемого, скрывшегося от органа уголовного преследования и (или) суда, а равно понесенные при приводе лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 113 настоя- щего Кодекса»; 4) часть 2 той же статьи 131 Кодекса дополнить новым п. 10 следующего содержания: «суммы, выплачиваемые гражданам, специалистам и адвокатам, участвующим в про- ведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, которые по своей юридической сути идентичны процессуальным издержкам, предусмотренным пунктами 1—4 ча- сти 2 статьи 131 настоящего Кодекса».


Автор: Чуркин А. В.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.074-088


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Одним из основополагающих начал деятельности суда в Российской Федера- ции является его независимость. Только суд, который независим от каких-либо воздей- ствий и влияний, может вынести законное, обоснованное и справедливое решение. Но в современном обществе гарантии независимости суда нуждаются в постоянном совер- шенствовании. Это, в свою очередь, обязывает исследователей обратить внимание на ряд дискуссионных проблем, отмеченных в статье, в частности на независимость суда и процессуальные гарантии ее независимости с учетом международно-правовых стандар- тов осуществления правосудия, государственной защиты судей по уголовным делам, пра- вовых средств противодействия осуществлению рассматриваемого института. Послед- нее обстоятельство обусловлено тем, что в законодательстве отсутствует системное регулирование института независимости суда, содержится большое количество отдель- ных несогласованных норм о полномочиях судов, что создает трудности и препятствия для правоприменения. Информация о внепроцессуальных обращениях к судьям является новым для отечественной правовой системы процессуальным независимым механизмом и дополнительной объективной процессуальной гарантией независимого суда. Однако те- оретический и практический интерес к указанной проблематике обусловлен не только не- достатками правового регулирования, но и низкой степенью изученности данной сферы научным сообществом, отсутствием реального правового механизма обеспечения неза- висимости судей и их защиты. Следовательно, для эффективной реализации указанных мер необходимы их всестороннее прогнозированное изучение, теоретико-правовое обо- снование и разработка соответствующих предложений по совершенствованию действу- ющего законодательства и организации практического применения.


Автор: Гутник О. В.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.067-073


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматривается правовая природа комиссий по кредитным до- говорам с учетом позиции судебных органов. Автором проанализирована судебная прак- тика и сделан вывод о том, что комиссиями называют различные по природе платежи заемщика по кредитному договору. Противоречивая позиция судов обусловлена тем, что в российском законодательстве отсутствует легальное понятие «комиссия по кредит- ным договорам». Кредитор и заемщик могут согласовать любое условие о комиссии в кре- дитном договоре в силу ст. 421 ГК РФ и ст. 29 Федерального закона «О банках и банков- ской деятельности», в связи с чем банки нередко взыскивают комиссии, не обусловленные предоставлением с их стороны какой-либо самостоятельной услуги, например комиссии за открытие ссудного счета либо выдачу кредита. Основываясь на судебной практике, комиссии, взыскиваемые банками с заемщиков по кре- дитным договорам, можно разделить на комиссии, прикрывающие проценты за пользова- ние кредитом, и комиссии, являющиеся платой за дополнительные услуги (имуществен- ное благо, полезный эффект). Отдельные комиссии, такие как комиссия за резервирование и бронирование денежных средств, за изменение условий кредитования, за досрочный возврат кредита, одними судами признаются платой за предоставление заемщику полезного эффекта либо иму- щественного блага, другими судами — убытками. Комиссии, которые уплачиваются пе- риодически и начисляются на остаток задолженности, по правовой природе признаются платежами, прикрывающими проценты за пользование кредитом. У заемщиков в такой ситуации возникает иллюзия, что кредит предоставляется под меньшую процентную ставку, тогда как часть процентного платежа спрятана в комиссии. Вернуть эти комис- сии обратно из банка представляется затруднительным. В работе делается вывод о том, что стороны в кредитном договоре должны согласо- вывать размер комиссии либо порядок его определения, в ином случае взыскание такой комиссии может стать для банка невозможным, что подтверждается судебной прак- тикой.


Автор: Михеева И. Е.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.061-066


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье исследуется вопрос законодательного регулирования практики встраивания механизма контрольной власти в компетенцию законодательного органа. Раскрывается содержание термина «парламент», определяется соотношение понятий «парламентская власть» и «контрольная власть», «власть представительная». При анализе закона «О парламентском контроле» выявлен дисбаланс компетенций палат федерального парламента. Федеральное законодательство устанавливает открытый перечень контрольной функции у законодательных (представительных) органов власти в субъектах РФ. Поэтому региональные парламенты расширяют контрольные полно- мочия собственным законодательством. Практика законодательного регулирования контрольной деятельности законодательных (представительных) органов субъектов РФ порождает проблемы по соответствию функции контроля. Проблемы понимания со- держания сущности парламентского контроля обусловливают принятие субъектами РФ законодательства, указывающего формы контроля, по факту не являющиеся таковыми. Законодательное регулирование парламентского контроля и соответствующей кон- трольной функции деятельности парламентов в субъектах РФ не отвечает требова- ниям контрольной функции парламента как элемента системы власти. Делается вывод о том, что необходимо установить единообразный порядок определения пределов кон- трольной деятельности парламента в правоприменительной практике.


Автор: Фомичева О. А.


Рубрика:
Исследование российской государственности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.052-060


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье исследуется важная и, как представляется, все еще актуальная про- блема имперской государственной формы. В исторической ретроспективе рассматрива- ются главные аспекты и тенденции, свойственные как самой идее имперской формы, так и методам ее реализации. Подробным образом анализируется такой историко-правовой фе- номен, как «номос империи», ее правовая и организационная субстанция и процесс. Римская империя, Священная римская империя германской нации и другие имперские формообразова- ния представляли собой некое единое явление в политической и государственно-правовой истории Европы. В отличие от античного полиса или города-государства, существовав- шего в замкнутом пространстве, империя ориентирована на бесконечность и не желает признавать твердых границ. При этом ее истоки лежали в локализованных территориаль- ных единицах, таких как «семья», «дом», «двор» и т.п., наиболее крупной из которых ста- ло «государство». Территориальный и национальный характер государства стоял на пути беспредельных устремлений империи. Здесь сталкивались два принципа — локальности и экспансии. На правовом уровне это столкновение вылилось в борьбу суверенитетов, им- перия отвергала суверенитеты так же, как и территориальные границы. Имперская идея поднималась над реальными отношениями в политике, демонстрируя мощный волевой им- пульс и пространственную пассионарность. Имперский «номос» не был только формой за- конодательствования, он соединял в себе нормативные черты с элементами деционизма и императивности, и это неизбежно приводило к возрождению авторитарных и диктатори- альных форм властвования: «империя не может быть слабой». Сложность имперского фор- мообразования не позволяет однозначно отнести империю к формам правления, формам государственного устройства или политическим режимам. Тем не менее эта форма и до настоящего времени сохраняет свою актуальность и действенность.


Автор: Исаев И. А.


Рубрика:
Философия права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.125.4.009-051


Читать на сайте журнала Читать статью

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью