Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 10 за 2017 год


Статей в номере: 14

Самый читаемый автор номера: Акчурин А. Р.

Аннотация:
Статья посвящена анализу и перспективам совершенствования действую- щих процедур формирования органов государственной власти в Российской Федерации, служащих механизмом наделения полномочиями и легитимации таких органов как на вну- тригосударственном уровне, так и на международной арене и выступающих первичной ступенью для функционирования институтов опосредованной демократии. Нестабиль- ность конституционно-правового регулирования и практики свидетельствует об актив- ном поиске оптимальных путей развития в данной сфере. Автором отмечается наличие в современной правовой действительности различных видов процедур выборов (в зави- симости от используемой избирательной системы), назначений (с учетом сопутствую- щих процедур отбора, согласования, утверждения и т.п.) и их гибридных сочетаний, при этом основной проблемой выступают отсутствие системы и единых стандартов в их использовании, возможность выработки ситуативных форм наделения государственно- властными полномочиями, что чревато не только недостатками в работе создавае- мых органов, но и подрывом доверия населения к публичным институтам. К проблемам правового регулирования существующих процедур относятся также их излишняя урегу- лированность, сложность, наличие пробелов, дублирующих норм, иных коррупциогенных факторов, что не позволяет реализовать процедуру, значительно затрудняет ее либо создает возможности для злоупотреблений при формировании государственных орга- нов. В российском праве встречается и отсутствие процедур, предполагающее деклара- тивный характер соответствующих им материальных правовых норм. С учетом указан- ной проблематики в статье рассматриваются отдельные избирательные процедуры, процедуры формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ и органов испол- нительной власти в Российской Федерации. Автором предлагается разработка теоре- тической основы, которая позволила бы систематизировать процедуры формирования государственных органов, выработать единые принципы их применения, стадии, основы взаимодействия участвующих в них субъектов, что позволит исключить негативные элементы в их использовании (узурпация власти, неопределенная дискреция полномочий, конъюнктурные политические предпосылки и пр.) и в конечном итоге позволит повысить эффективность деятельности публичных органов в реализации интересов источника власти, направить конституционно-политическое развитие государства в определен- ное русло.


Автор: Акчурин А. Р.


Рубрика:
Дискуссионная трибуна


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.187-195


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Реализация новой экономической политики вызвала преобразования в сфере местного управления. Они оцениваются как реформы, но отмечается их незавершен- ный характер. Выделяются следующие направления реформ: изменение организационной структуры советских учреждений; административно-территориальное переустрой- ство; демократизация избирательного законодательства; признание муниципализиро- ванной собственности и имущественных прав местных советов; формирование сбалан- сированных местных бюджетов. Единая концепция реформ отсутствовала, хотя все преобразования были синхронизиро- ваны. Пик реформ приходится на 1924—1926 гг., и, несмотря на позитивные результаты, они не получили дальнейшего развития. Политическое руководство не обозначило четко цели реформ, местные руководители не всегда понимали их содержание и цели. Созданные в результате административно-территориальной реформы края и области потенциально могли развиваться как экономически самодостаточные субъекты. Районы, города и иные селения были максимально приближены к нуждам населения. Реализация реформы затянулась и привела к корректировке однозначной линии на укрупнение адми- нистративно-территориальных единиц. Организационная перестройка заключалась в упрощении и удешевлении местного аппа- рата. Уточнялись полномочия и подведомственности отдельных учреждений. Признава- лись имущественные права местных советов. Они обладали значительным объемом му- ниципализированной собственности. Могли выбирать способы ее эксплуатации. Большая часть таких объектов сдавалась в аренду или объединялась в тресты. Создание мест- ных бюджетов на всех уровнях (кроме сельского) обеспечивало финансовую устойчивость местной власти. Наиболее системными были преобразования в отношении низовых органов — сельских и волостных советов. Провозглашалась политика «нового курса». Ее реализацию можно считать отдельной реформой. Вместо волостей создавались районы. Районным органам передавались значимые полномочия. Формировался районный бюджет. Либерализация избирательного законодательства позволяла привлечь в депутатский корпус крестьян, пользующихся доверием и уважением населения. В политике «нового курса» проявились проблемы и противоречия, типичные для других направлений реформ. Законодательство формулировало нормы, которые открывали возможность самостоятельных действий местных советов. При наступлении первых серьезных признаков такой самостоятельно- сти (итоги выборов, хозяйственная деятельность, бюджетная обеспеченность) власть принимала ограничительные меры.


Автор: Ящук Т. Ф.


Рубрика:
Из истории государства и права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.171-186


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Ипотечное кредитование сельского хозяйства в России было тесно связано с решением внутренних проблем государства. В первые пореформенные десятилетия ос- лабление дворянства проявилось прежде всего в сокращении дворянского землевладения. Очевидно, что учреждение правительством Дворянского банка с целью поддержания дво- рянства было вынужденной мерой. В Уставе Дворянского банка закреплялось, что Банк имеет целью поддержание землевла- дения потомственных дворян посредством выдачи ссуд под залог принадлежащих им зе- мель. Открытие отделения Банка 21 декабря 1885 г. в Тамбовской губернии сразу вызвало ажиотажный спрос на кредит. В 1889—1890 гг. заемщикам Дворянского банка были предо- ставлены дополнительные льготы. Указом от 12 октября 1889 г., а затем новым Уста- вом Банка, утвержденным 12 июня 1890 г., в деятельность Дворянского банка вносились коррективы. В итоге операции Дворянского банка по выдаче ссуд развивались в Тамбовской губернии наиболее успешно. Определенным испытанием как для Дворянского банка, так и для его заемщиков являлись последствия неурожая 1891 г. во многих регионах России.В этой ситуации император 10 января 1892 г. распорядился предоставить советам Дво- рянского банка и особого его отдела право рассрочить платежи по ходатайствам за- емщиков на срок от 6 до 20 полугодий. Благодаря предоставленным льготам процент назначенных в продажу имений по Тамбовской губернии был низким. Государственная власть продолжала политику льготного ипотечного кредитования зем- ли потомственного дворянства. В Манифесте Николая II от 14 ноября 1894 г. объявлялось о понижении процентной ставки по ссудам Дворянского банка с 4½ до 4 %. Результаты этого не замедлили сказаться: в 1895 г. количество заложенной земли заметно увеличи- лось. В целом с 1895 до 1900 г. объемы ссудных операций в Тамбовской губернии ежегодно нарастали. Между тем развитие ипотечного кредитования земли сельскохозяйственно- го назначения в конце XIX в. не привело к существенному росту сельского производства. Первоначально накопленного капитала для перевода на машинные рельсы всей российской экономики оказалось недостаточно. Процесс переоснащения промышленности был пре- рван революцией 1917 г.


Автор: Баев В. Г., Фролов С. А.


Рубрика:
Из истории государства и права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.158-170


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье раскрываются криминологические показатели наркопреступности в России. Отмечается высокая степень латентности преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, что отражает весьма глубокое проникновение явления наркотиза- ции вглубь общества. Указываются регионы с наибольшим и наименьшим удельным весом наркопреступлений в общей структуре преступности. Обращается внимание на особенности организованной и транснациональной нарко- преступности, маршруты поступления в Россию кокаина из стран Латинской Америки и героина из Афганистана как двух планетарных центров наркопроизводства, факты поставки в страну синтетических наркотиков из КНР. Указывается на наличие крими- нальной сети сбыта данных наркотиков через бесконтактный сбыт «тайниково-за- кладочным» способом с использованием сети Интернет либо каналов международной почтовой связи. Обосновывается, что введение в действие системы реабилитации на федеральном уров- не и активизация государственно-частного партнерства способны повысить потенциал реализуемых и готовых к реализации программ реабилитации в субъектах РФ. Рассматривается сотрудничество МВД России c компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, которое, несмо- тря на санкции западных стран в отношении Российской Федерации и попытки междуна- родной изоляции, активно развивается как в рамках двустороннего взаимодействия, так и в многостороннем формате. Реализуются антинаркотические мероприятия и секто- ральная система международного сотрудничества по противодействию обороту нарко- тиков в рамках председательства Российской Федерации в ШОС и БРИКС, участия в каче- стве государства — члена в ОДКБ. Приводятся основные тенденции наркоситуации, среди которых отмечается механизм наркоиндустрии, отражающий четыре основных группы факторов, посредством которых анализируются экономический, социокультурный и технологический аспекты наркоугрозы: 1) наркопроизводство; 2) наркобизнес; 3) социальная пораженность наркотиками; 4) крими- нальная наркотехнология. Сформулирован вывод о том, что основными факторами, влияющими на осложнение нар- коситуации, являются афганская наркоэкспансия, силовое сопровождение наркотрафика, активная пропаганда немедицинского потребления наркотиков со стороны наркобизне- са, активное использование Интернета для приобретения наркотиков, распространение синтетических наркотиков преимущественно бесконтактным способом через сеть мел- корозничных сбытчиков, которые вовлекают в этот процесс в основном молодежь.


Автор: Тепляшин П. В.


Рубрика:
Противодействие преступности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.147-157


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье на основе анализа вопросов уголовно-правовой квалификации ряда составов коррупционных преступлений сформулированы криминалистически значимые признаки «преступлений, связанных с коррупционным посредничеством». Так, анализируются отдельные сведения о типичных преступниках, способы преступле- ний; отмечаются две важные и практически значимые закономерности коррупционного посредничества: а) оно в основном совершается серийно, неоднократно; б) при квалифи- кации чаще всего подпадает под признаки различных, порой сложных совокупностей (ре- альных и идеальных) составов преступлений. В криминалистическом значении, т.е. для нужд предварительного расследования, данная группа общественно опасных посягательств представляется значительно более широ- кой, чем совокупность деяний, ответственность за которые предусмотрена ст. 291.1 и 204.1 УК РФ. Особое внимание уделено криминалистически значимым аспектам мнимого посредниче- ства, когда, например, предмет взятки «под должностное лицо» и без ведома последнего принимает (просит, вымогает) мошенник. Эти преступления широко распространены, высоколатентны и представляют повышенную общественную опасность. Анализируемые общественно опасные посягательства в криминалистическом значении определяются как предусмотренные рядом норм уголовного закона (ст. 291.1, 204.1, 159 УК РФ и иные смежные) общественно опасные деяния, являющиеся частью криминальной коррупционной деятельности, совершаемые с участием коррупционных посредников или мнимых посредников (мошенников) с использованием ряда типичных способов: непосред- ственная передача взятки (предмета коммерческого подкупа) или ее части по поручению дающего или получающего; иное способствование указанным лицам в достижении либо реализации соглашения между ними; обещание или предложение коррупционного посред- ничества; хищение путем обмана предмета взятки (подкупа) или его части. На основе предложенного понятия и признаков предлагается сформировать методику расследования анализируемых преступлений.Кроме того, предлагается охватывать криминалистическими рекомендациями по рас- следованию и уголовные дела о преступлениях, при квалификации подпадающих под при- знаки составов, которые в контексте настоящего исследования предлагается называть «смежными».


Автор: Гармаев Ю. П., Степаненко Р. А.


Рубрика:
Противодействие преступности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.131-146


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматриваются правовые проблемы, связанные с экстремаль- но большими выплатами руководящим работникам при увольнении — так называемы- ми «золотыми парашютами». Автор делает вывод о том, что законодательное огра- ничение максимального размера (три месячных заработка) таких выплат приемлемо только для контролируемых государством юридических лиц, как в настоящее время и предусмотрено законом. Тем не менее нынешняя судебная практика фактически на- лагает аналогичные ограничения и на частные компании. Формулируется вывод о том, что в частном бизнесе законодательные ограничения, касающиеся выплат при увольне- нии руководящих работников, должны быть связаны не с фиксированным максимальным размером, а с конкретными механизмами злоупотребления правом при установлении и осуществлении таких выплат. Это не значит, что никаких правовых рамок на такие выплаты не должно налагаться вообще. Автор приходит к выводу о необходимости установления на уровне постановления Пленума Верховного Суда РФ признаков злоупо- требления правом в каждом конкретном случае крупных выплат увольняемым руково- дящим работникам. К признакам злоупотребления правом в таких ситуациях можно отнести включение условия о выплате в трудовой договор незадолго до увольнения, отсутствие привязки к реальным финансовым показателям работодателя, сильное превышение масштаба выплаты по сравнению с принятыми выплатами в компаниях сопоставимого масштаба и другие примеры, основанные на наиболее распространен- ных случаях злоупотреблений. Крупные выплаты при увольнении руководящим работникам в странах с развитой ры- ночной экономикой зачастую делаются в обмен на обязательство работника не вести конкурирующую деятельность по отношению к своему бывшему работодателю. Такие соглашения называются договорами или пактами о неконкуренции. В статье говорится о незаконности таких соглашений по российскому праву и формулируется вывод о том, что они должны быть легализованы, однако при соблюдении существенного ряда ограни- чений, связанных со сроком таких соглашений, кругом работников, с которыми такие со- глашения могли бы заключаться, и условием о компенсации заработной платы, теряемой при этом работником.


Автор: Лютов Н. Л.


Рубрика:
Вопросы правоприменения


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.123-130


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена определению основных подходов к выполнению тре- бований УЕФА к национальному законодательству принимающего государства в свя- зи с организацией и проведением на его территории чемпионата Европы по футболу. В статье авторами рассмотрены основные особенности и виды таких требований, а также опыт в данной сфере таких государств, как Франция и Польша. Авторами сфор- мулированы выводы относительно возможных проблем, связанных с имплементацией таких требований, и потенциальных путей их решения. В работе указывается, что основные сложности, связанные с имплементацией требований УЕФА в национальное законодательство, могут быть связаны с потенциальным противоречием некоторых таких требований национальным публичным интересам или, в некоторых аспектах, пу- бличному порядку или принципам правовой системы конкретного государства. В этом случае возможен отказ государства от выполнения таких требований с акцентом на более эффективное и детальное выполнение иных требований УЕФА на примере опыта Франции. Подчеркивается, что наиболее целесообразным является принятие системы нормативных правовых актов, устанавливающих временный правовой режим для реа- лизации определенных видов деятельности. Ряд предложений направлены на регламен- тацию особенностей въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с осущест- влением мероприятий UEFA Евро-2020, которые предполагают особый правовой режим в отношении соответствующих лиц. В дополнение к вышеизложенному предложены особый порядок осуществления трудовой деятельности в рамках мероприятий UEFA Евро-2020, учет особенностей обеспечения безопасности в связи с осуществлением мероприятий и мероприятий UEFA Евро-2020, особенности осуществления валютных операций и таможенного регулирования, транспортного обеспечения, защиты и реа- лизации имущественных прав, требований, касающихся обеспечения добросовестной конкуренции, развития связи и информационных технологий, а также множества иных аспектов, напрямую связанных с подготовкой и проведением чемпионата Европы UEFA Евро-2020.


Автор: Шевченко О. А., Понкин И. В., Рогачев Д. И., Понкина А. И.


Рубрика:
Сравнительное правоведение


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.115-122


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Перевозка сырой нефти и продуктов ее переработки традиционно относят- ся к разряду затратных и опасных мероприятий. Страхование таких грузов испытывает большие сложности. С одной стороны, требуется объединение капиталов владельцев судов. В то же время вина за наступление страхового случая, как правило, возлагается на фактического перевозчика. Страховая платежеспособность основывается на расхо- дах, предшествующих формированию страховых выплат, тогда как калькуляцию страхо- вой стоимости проще поручить консолидированной группе страховщиков. Только в этом случае ограничения ответственности безупречны, а характер рисков соответствует максимальному уровню страховой защиты. В итоге пределы ответственности устой- чивы к любому из убытков. Однако взаимное страхование заключается в создании новых страховых продуктов, где компенсация и защита прочно связаны между собой. Появле- ние могущественного финансового траста приводит к кумуляции активов и их адресным распределениям. В результате преодолевается крайняя разобщенность показателей опе- рационного риска. Заключаемые срочные контракты приближают начало выплаты ком- пенсаций по одному только первичному риску. Гарантии предстоящего покрытия уста- навливаются свободно, а рисковое обязательство инкорпорируется в прямые затраты по страховой премии. Фонды IOPC увеличивают ликвидность активов.


Автор: Скачков Н. Г.


Рубрика:
Международное частное право


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.103-114


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Современное мироустройство под воздействием процессов глобализации существенно видоизменилось, что приводит к парадигмальному сдвигу в праве, к серьез- ному смещению концепций правопонимания, обусловившему методологический кризис современной теории права. Новая правовая действительность XXI в., преобразованная глобализацией и исследуемая в контексте юридической антропологии, рисует новое бу- дущее права, над созданием которого работают не только государственно-властные образования, но и частные акторы: мировое бизнес-сообщество, или бизнес-элиты в лице транснациональных и мультинациональных организаций, надгосударственных структур. Дисциплинарная матрица международного частного права также претерпевает суще- ственные изменения, находясь в авангарде происходящих преобразований. И если система международного частного права все еще, исходя из постулатов позитивистской юридиче- ской науки, не вмещает в себя нормы негосударственного регулирования, то современная парадигма международного частного права уже немыслима без соответствующих норм. Юридический инструментарий, используемый для целей регулирования трансграничных отношений, ядром которого служат правовые нормы, значительно обогащается сегодня не столько новыми, сколько осовремененными квазиправовыми (неправовыми) средства- ми. Значимое место в соответствующем юридическом инструментарии принадлежит нормам негосударственного регулирования, которые в контексте настоящего исследова- ния квалифицируются как собирательное и наиболее «нейтральное» видовое обозначение норм негосударственного происхождения, регулирующих трансграничные отношения. Начавшийся в области трансграничной торговли процесс активного применения норм негосударственного регулирования распространился практически на все виды трансгра- ничных частноправовых отношений, хотя и с совершенно разной степенью проникновения и признания соответствующих норм, а также с разными допустимыми функциональными возможностями. Живая, гибкая, адаптивная, самоорганизующаяся, мобильная норматив- ная среда формируется, вытесняя, подменяя, видоизменяя, обогащая традиционные право- вые регуляторы. Особенно важно и в недалекой перспективе может привести к глобаль- ным последствиям то, что нормы негосударственного регулирования формируют особуюрегулятивную систему не идеально-абстрактного вакуумного типа, служащую целям моделирования будущего правовых систем, а с очевидно прикладной целью — в качестве «применимого права» в условиях сформированного и широко признанного на международ- ной сцене дестинатора этой системы — международного коммерческого арбитража.


Автор: Мажорина М. В.


Рубрика:
Международное частное право


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.088-102


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Идущий уже более 25 лет процесс распространения международных судов привел к появлению весьма обширных эмпирических данных, которые позволяют не только оценить корректность тех или иных теорий и концепций, пытающихся объяснить это яв- ление, но и подвести некоторые итоги деятельности международных судов, выявить их общую специфику, а также обосновать появление некоторых новых тенденций в между- народном правосудии. Автор исходит из того, что хаотичный характер процесса появле- ния международных судов является следствием объективных реалий современного меж- дународного права, вызванных отсутствием единого мирового законодателя и наличием вместо него суверенных государств со своими динамично меняющимися приоритетами и интересами. Сегодня представляются более чем утопичными любые предложения вы- строить централизованную систему международных судов, аналогичную национальной судебной системе, либо хотя бы некое подобие судебной иерархии среди международных судов во главе с Международным Судом ООН. На практике конкретный международный суд создается только тогда, когда для создающих его государств баланс тех выгод и пре- имуществ, которые они получат от его создания, перевешивает (как им кажется) те минусы и ограничения, которые появляются после создания этого суда. При этом процесс создания судов не поддается формализации, и в каждом конкретном случае государства действуют путем проб и ошибок, используя для контроля судов уже апробированный на практике набор мер. Среди государств меняется отношение к конкуренции юрисдикций международных судов и приходит понимание, что эту конкуренцию нужно поощрять. Конкуренция международных судов является частью механизма сдержек и противовесов, который стихийно складывается сейчас на международном уровне. В этой конкуренции каждый суд действует сам за себя, а ожидаемое многими глобальное сообщество судей так и не появилось. Концептуально и фактически неверно называть цитирование одни- ми судами решений других судов диалогом, так как на самом деле в абсолютном боль- шинстве случаев это одностороннее цитирование региональными, малоизвестными или только что созданными судами решений наиболее известных и авторитетных судов, и не в целях обмена мнениями, а преимущественно для усиления легитимности своих решений в глазах их адресатов.


Автор: Исполинов А. С.


Рубрика:
Международное публичное право


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.058-087


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Своевременные исследования ведущих правоведов эколого-правового направ- ления в области прогнозирования государственной экологической политики позволили после принятия в 2014 г. Федерального закона «О стратегическом планировании в Россий- ской Федерации» оперативно сформировать достаточно полноценный пакет докумен- тов стратегического планирования, необходимый для планирования развития механизма правового регулирования в экологической сфере, в том числе документы стратегического планирования верхнего уровня и документы, из них вытекающие (подчиненные), а также документы различного срока действия — долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. В то же время, как показал проведенный в статье анализ, указанные документы страте- гического планирования зачастую дублируют друг друга и их содержание больше касается планирования мероприятий в сфере охраны окружающей среды. Анализ документов стратегического планирования в экологической области и сфере го- сударственного регулирования миграционной деятельности в Российской Федерации по- казывает, что, предусматривая большой объем проведения конкретных мероприятий по совершенствованию эколого-правового регулирования и улучшению миграционной де- ятельности России, принятые документы не предполагают создания механизма право- вого регулирования перемещения и переселения населения из районов экологических ката- строф природного или техногенного характера или из районов экологических бедствий, где нарушается конституционное право человека и гражданина на благоприятную окру- жающую среду. Для исправления сложившейся ситуации, по мнению автора, необходимо принятие соответствующего федерального документа стратегического планирования в сфере развития экологической безопасности Российской Федерации, план предполага- емых мероприятий которого должен быть увязан с соответствующими пунктами до- кумента стратегического планирования в сфере государственного регулирования мигра- ционной деятельности в Российской Федерации. В предлагаемых к принятию документах стратегического планирования должны быть определены этапы создания эффективногомеханизма правового регулирования перемещения и переселения населения, в том числе добровольного, из районов, где нарушается конституционное право человека и граждани- на на благоприятную окружающую среду (экологическую миграцию).


Автор: Шпаковский Ю. Г., Евтушенко В. И.


Рубрика:
Совершенствование законодательства


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.047-057


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Настоящая статья посвящена отдельным проблемам теории и практики протоколирования следственных действий как требования, обусловленного историче- скими традициями национального судопроизводства и общими принципами континен- тальной (романо-германской) правовой системы. Автор особо заостряет внимание на правовом значении протоколирования следственных действий как на несомненном до- стоинстве российской модели предварительного расследования, которое делает ее зна- чительно превосходящей соответствующие механизмы, используемые в странах Запада, в первую очередь в Соединенных Штатах Америки. Первая часть статьи посвящена доктринальным, нормативно-правовым и прикладным аспектам процедуры составления протоколов. В частности, автор выражает скепти- цизм по поводу регламентации на «высоком» законодательном уровне сугубо технических правил протоколирования следственных действий, превращающих федеральный закон в пошаговую инструкцию для неграмотных и бескультурных следователей. Кроме того, предлагается новая прикладная технология ознакомления участников следственных дей- ствий с содержанием протоколов, основанная на режиме максимальной комфортности, отвечающая подлинно правовому значению процессуальной формы и предполагающая надлежащий уровень профессионализма, правосознания и ответственности следствен- ных работников. Вторая часть статьи посвящена доказательственному значению протоколов след- ственных действий при установлении обстоятельств, имеющих значение для уго- ловного дела. Методологически отталкиваясь от сформированной ранее концепции «невербального» способа процессуального познания, принимая во внимание правовую неопределенность ст. 83 УПК РФ, автор приходит к выводу о существовании серьезной доктринальной и законодательной ошибки, заключающейся в нарушении логического единообразия применительно к результатам различным следственных и иных процессу- альных действий. По мнению автора, в одних случаях под доказательством понимается познавательный результат, а в других — сам протокол как форма фиксации такого результата. В этой связи предлагается использование единых методологических подходов как к ре- зультатам следственных действий, так и к соответствующим протоколам. А доказа- тельства, предусмотренные ст. 83 УПК РФ, по мнению автора, следует впредь называть результатами невербальных следственных (судебных) действий.


Автор: Россинский С. Б.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.036-046


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В Российской Федерации активно обсуждается концепция индивидуального пенсионного капитала, которая имеет своих сторонников и противников. Аналогичный механизм давно с успехом применяется в законодательстве зарубежных государств, сни- мая тем самым существенную нагрузку с государства, особенно в Великобритании и Но- вой Зеландии. Внедрение индивидуального пенсионного капитала за рубежом предполага- ет закрепление на законодательном уровне преференций для вкладчиков (потенциальных пенсионеров) и работодателей. Изучение иностранного опыта позволяет выявить пре- имущества применения лучших практик на российской правовой ниве. Приведенные данные приобретают особую актуальность на фоне демографических и эко- номических преобразований Российской Федерации, которые свидетельствуют о необхо- димости совершенствования пенсионной системы с целью последующего обеспечения на- селения пожилого возраста средствами для проживания. Рассмотренные в статье пенсионные системы имеют как схожие, так и отличитель- ные особенности. К числу последних можно отнести: размер коэффициента замещения, который показывает, до какой степени пенсионные системы направлены на сохранение индивидуального уровня жизни работника, переходящего в категорию пенсионеров; опре- деление роли государственного или частного сектора в пенсионном обеспечении. Рассмотренные примеры из зарубежной практики демонстрируют, что системы ИПК ак- тивно внедрены и используются в рамках государственной пенсионной системы и пользу- ются спросом у трудоспособных граждан.


Автор: Арзуманова Л. Л., Белова Л. Г.


Рубрика:
Право и экономика


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.027-035


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Исследуются государственно-правовые аспекты категории «народ» в кон- тексте творческого наследия классического евразийского учения. Евразийский подход к народу и другим социальным общностям в качестве соборных, симфонических лично- стей, а не механической суммы отдельных индивидуумов дает возможность по-новому осмыслить природу и механизм реализации конституционной правосубъектности на- рода, сформулировать тезис о перспективном характере разработки категории «права народа» в единстве с идеей прав человека, показать значимость конструкции права на- рода — права и обязанности человека и гражданина — права и обязанности государства и его органов для обеспечения юридической сбалансированности содержания Конститу- ции России. Выдвинут и обоснован тезис о конституционно-правовом значении народа не только как совокупности ныне живущих граждан, но и как будущего поколения россиян, интересы ко- торых подлежат учету при принятии политических решений в экономической и социаль- ной сферах. Большое внимание уделено исследованию евразийцами этической составляющей катего- рии «народ». Акцентировано внимание на исторически оправданном прогнозе евразийцев относительно того, что классовая солидарность и диктатура пролетариата не смогут сохранить единство Союза ССР, не в состоянии противостоять развитию националисти- ческих и сепаратистских стремлений населяющих его народов. Важен их вывод, что для создания прочного Российского многонационального государства необходимо формирова- ние этнического (национального) субстрата. В контексте этого вывода рассматривается современная проблема дальнейшего разви- тия национальных отношений в Российской Федерации. Анализируя материалы дискуссии, начавшейся в связи с предложением Президента РФ В. В. Путина о целесообразности раз- работки и принятия специального закона о российской нации, поддерживая данное пред- ложение, автор акцентирует внимание на тех условиях, при соблюдении которых дан- ный закон может стать эффективным инструментом национальной политики. Нельзя впадать в правовой идеализм и считать, что закон сам по себе может сформировать российскую нацию. Формирование нации — это объективный исторический процесс, а с по- мощью закона и других мер государственного регулирования можно лишь его ускорить или замедлить.Также с известной долей осторожности должен быть использован зарубежный опыт для формирования национального субстрата Российского государства. Концепция «плавиль- ного котла», заимствованная главным образом у США, не может быть применима к Рос- сии в силу исторических особенностей становления государственности в наших странах. Россия — не страна мигрантов, переселенцев, которые, как в США, создали новое государ- ство. В России народы сохранили историческую связь со своей территорией и объедини- лись в одно государство не как отдельные личности, а как этнические территориальные общности, одна из задач которых состоит в сохранении своей национальной самобыт- ности. Обобщение (даже весьма неполное) евразийских исследований категории «народ» сви- детельствует об их несомненной актуальности. Коллективная, «симфоническая» лич- ность — российский народ (многонародная российская нация) — не только лежит в основе большинства евразийских теоретических конструкций, но и рассматривается как веду- щий субъект реальной политики, социальное и духовное самочувствие которого и опреде- ляет судьбу российской государственности и будущего Евразии.


Автор: Скуратов Ю. И.


Рубрика:
Исследование российской государственности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.009-026


Читать на сайте журнала Читать статью

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью