Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 7 за 2017 год


Статей в номере: 15

Самый читаемый автор номера: Палий В. В.

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы реформирования системы высшего об- разования второй половины XIX в. Автор анализирует Общий устав императорских рос- сийских университетов, принятый в период правления императора Александра III. Данный Устав пришел на смену Общему уставу императорских российских университетов 1863 г. В статье рассматривается система управления университетами, ее внутренние и внеш- ние составляющие. Устав провозгласил, что «Университеты состоят под особым покро- вительством Его Императорского Величества и именуются императорскими». Общие положения Устава закрепили принципы иерархии в системе управления университета- ми. Высшими должностными лицами являлись министр и попечитель, представляющие внешнее управление. Внутреннее управление, непосредственное и постоянное, должен был осуществлять ректор. Общие положения закрепили принципы единоначалия и колле- гиальности, назвав те органы, на которые ректор должен опираться при осуществлении своих полномочий. Устав определил, что «непосредственное управление Университетом принадлежит ректору, при участии в подлежащих случаях: а) Совета, б) Правления, в) со- браний и деканов факультетов и г) инспектора студентов с его помощниками». В статье анализируется субъектный состав учебной и научной деятельности университета, пра- вовой статус преподавателей и студентов, включая их аттестацию. Устав 1884 г. за- крепляет классическую структуру российских университетов и определяет, что «каждый университет состоит из факультетов, представляющих собой составные части одного целого». Все преподаваемые в университете науки распределялись по факультетам: исто- рико-филологический, физико-математический, юридический, медицинский и факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета. Факультеты включали в себя кафедры как основные научные и учебно-методические подразделения. Концептуальные основы Общего устава императорских российских университетов 1884 г. содержали ряд нововведений, что отвечало требованиям своего времени. Генезис государственной об- разовательной политики и университетского законодательства представляет большой научный интерес и требует дальнейших историко-правовых исследований, основным ис- точником которых, несомненно, является Общий устав императорских российских уни- верситетов 1884 г.


Автор: Зайцева Л. А.


Рубрика:
История государства и права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.207-226


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В современных условиях решающее значение приобретает поиск новых концептуальных подходов к проблеме урегулирования наследственных отношений, что влечет за собой необходимость пересмотра базовых юридических концепций и теорий, выбор новых для современной России основ правового регулирования наследственных от- ношений, что, в свою очередь, влечет пересмотр стратегии и определение существенных черт процесса зарождения и развития этих отношений. Институт наследования получил широкое освещение в российской цивилистике, однако исторические исследования процессов зарождения и развития наследственных отноше- ний являются достаточно редкими. И одним из дискуссионных вопросов в истории на- следственного права является определение места договоров Руси и Византии в системе источников наследственного права. Указанной проблеме и посвящена данная статья.


Автор: Трифонов С. Г.


Рубрика:
История государства и права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.186-194


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Развитие правовой лингвистики, взаимодействие языка и права вызывает необходимость повышения уровня профессиональной подготовки будущих юристов. В свя- зи с этим работа с юридическими текстами приобретает особое значение. Поиск инфор- мации в огромном потоке иноязычной литературы требует от специалиста владения навыками чтения. В статье обосновывается необходимость знания фонетической транскрипции, правил чтения, умение работать со словарем, правильно произносить слова, поскольку они лежат в основе работы с текстом. Рассматриваются способы достижения понимания содержа- ния иностранного текста. Для успешного перевода текста юридического характера не- достаточно в совершенстве знать терминологию той или иной юридической тематики. Необходимо применять знания по специальным и общеюридическим предметам в качестве основы смысловой и языковой догадки. Обращается особое внимание на невозможность выполнения адекватного перевода без знания лексических, грамматических особенностей перевода, поскольку при переводе с одного языка на другой зачастую происходит перестрой- ка предложения, т.е. изменение порядка слов, что вызвано рядом причин лексико-грамма- тического характера, например, связанных с центром высказывания в предложении. Рас- сматриваются сложности перевода атрибутивных сочетаний, которые представляют серьезную проблему, так как в большинстве случаев также требуют изменения порядка слов. Уделяется внимание обучению переводу на русский язык названий организаций или уч- реждений, которых нет в справочниках, и способам их перевода. В этой связи необходимо изучать лексические соответствия, терминологические словосочетания, обозначающие реалии, «не свойственные русскоязычной юридической практике», лексику безэквивалент- ных юридических терминов, идиомы, обогащающие юридический текст и создающие при переводе исходного текста по возможности образность и общую стилистическую окраску. Показано, что обучение студентов-юристов работе с текстом требует от преподава- теля специальных познаний в соответствующей области права, владения специальной лексикой и знания особенностей использования иностранной юридической терминологии в конкретном контексте.


Автор: Шкарлат Л. П.


Рубрика:
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.177-185


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Проблематика государственного суверенитета в информационно-теле- коммуникационной сфере обусловлена как объективными свойствами Сети (трансгра- ничный характер правоотношений и т.д.), так и субъективными факторами эволюцион- ного развития управления системой доменных имен и ее технической инфраструктуры (концентрация соответствующих полномочий в интернет-корпорации по присвоению имен и номеров). Значимыми являются выявление признаков конфликтогенности между принципами стабильности, отказоустойчивости и свободы распространения информа- ции в сети Интернет, а также государственного суверенитета и т.д., сохранение одно- полярной квазимонополии на средства и механизмы управления Интернетом, которые создают предпосылки для выработки на основе норм международного права новых орга- низационных форм управления им. В статье, во-первых, дан анализ основных проблем и тенденций в развитии доктриналь- ных представлений о природе, средствах обеспечения киберпространственного сувере- нитета государств и их юридической ответственности за деятельность пользовате- лей сети Интернет в пределах как традиционных сфер территориальной юрисдикции, так и в «пятом домене» суверенного господства. Во-вторых, показана проблема госу- дарственного суверенитета в киберпространстве, которая должна рассматривать- ся комплексно и системно, прежде всего с учетом интересов охраны прав и законных интересов человека и гражданина (суверенитет личности), интересов развития граж- данского общества и обеспечения обороны и безопасности государства. Проведенное исследование расширяет научные представления о природе и назначении государствен- ного суверенитета в сети Интернет; на основе анализа большого массива правовой информации выявлены основные реперные точки, которые позволят зафиксировать в Конституции РФ, в международно-правовых документах и в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации границы государственного суверенитета в кибер- пространстве.


Автор: Даниленков А. В.


Рубрика:
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.154-165


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматриваются эволюция представлений об административ- ной ответственности и тенденции развития данного вида юридической ответствен- ности. В советском и современном российском праве под административной ответ- ственностью понимаются различные правовые явления — административный порядок привлечения к ответственности, ответственность за административные правонару- шения и общая юридическая ответственность за правонарушения, характеризующиеся сущностными отличиями. Так, административный порядок привлечения к ответствен- ности характеризуется назначением наказания в упрощенных процедурах администра- тивным органом, действующим вне поля судебного контроля, и имеет своим предна- значением оперативное обеспечение исполнения нормативных предписаний органов местной и центральной власти посредством карательных мер. В статье отмечается, что начиная с 60-х гг. XX в. в законодательстве предусматривается судебный порядок назначения отдельных взысканий (исправительные работы, административный арест, выселение в специально отведенные местности и др.), устанавливается судебный кон- троль над административными органами при назначении штрафа и определяется при- знак виновности противоправного деяния как основания для ответственности. Тем самым ограничивается применение административного порядка привлечения к ответ- ственности, создаются условия для появления нового механизма — ответственности за административные правонарушения, которая окончательно формируется с систе- матизацией законодательства и принятием Основ законодательства Союза ССР и со- юзных республик об административных правонарушениях и КоАП РСФСР 1984 г. Автор анализирует ключевые понятия, связанные с административной ответственностью, и приходит к выводу о том, что смысловое отождествление советским законодате- лем понятия «административное правонарушение» с понятием «правонарушение», воспринятое в КоАП РФ 2001 г., стало системной ошибкой, которая привела к утрате пределов и критериев регулирования и со временем превратила ответственность за административные правонарушения в общую юридическую ответственность за право- нарушения. Такие изменения деформировали механизмы юридической ответственности и превратили законодательство об административных правонарушениях в платформу для широкого применения несоразмерных санкций. В статье исследуются возможности решения указанной проблемы и выявляется необходимость существенного пересмотра всего законодательства, в том числе уголовного, на основе принципа соразмерности на- казаний.


Автор: Гюлумян В. Г.


Рубрика:
ТОЧКА ЗРЕНИЯ


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.139-153


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Предметом настоящего исследования является соотношение объявленно- го целеполагания и реальных результатов российской уголовной политики 2009—2017 гг. в части усиления уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступле- ния в состоянии опьянения. Анализируются и критически оцениваются законодательные новеллы в данном направлении и практика их реализации. Общий вывод, к которому приходит автор, неутешителен: объявленный нашим государ- ством уголовно-политический курс на усиление уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения, характеризуется целым рядом системных недостатков, что с учетом «вклада» всех форм реализации уголовной поли- тики — законотворчества, правоприменительной деятельности и праворазъяснитель- ной практики Конституционного и Верховного судов РФ — приводит к парадоксальным результатам, основными из которых являются следующие: 1. Криминализация в 2014 г. такого деяния, как управление механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, представляющего собой, по сути, деликт опасности (ст. 264.1 УК РФ), осуществлена на фоне проводимой с 2003 г. декри- минализации более общественно опасных деяний с точки зрения ценности объектов уго- ловно-правовой охраны, к тому же она дает существенное приращение количества лиц, имеющих судимость за преступления небольшой тяжести, что не согласуется с тенден- цией уголовной политики в части ее направленности на сокращение количества лиц, име- ющих судимость за преступления небольшой тяжести, причем тоже более общественно опасных. 2. Политика «усиления» носит фрагментарный характер, что проявляется в установ- лении квалифицирующего признака «совершение преступления в состоянии опьянения» (ст. 264 УК РФ) только в одном составе преступления, в результате за ее рамками оста- ются равные и даже более опасные деяния. 3. Допускаемая уголовным законом и реализуемая на практике возможность освобожде- ния от уголовной ответственности по основаниям, установленным ст. 75 и 76 УК РФ, лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 264 и 264.1 УК РФ, нивелирует цель усиления уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения. 4. Введение в ст. 63 УК РФ такого обстоятельства, отягчающего наказание, как «совер- шение преступления в состоянии опьянения», не дает масштабного реального усиления наказания лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения.


Автор: Кострова М. Б.


Рубрика:
Противодействие преступности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.125-138


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы соотношения понятий «преступление» и «проступок», свойства общественной опасности данных явлений. Сформулирован вы- вод, что различие между проступком и преступлением заключается прежде всего в степе- ни их опасности для общества. Дается понятие проступка, определяются его виды и при- знаки. Особое внимание уделяется исследованию признаков юридического проступка, так как иные проступки не обладают общественной опасностью. Дана оценка мнений ученых о возможности возвращения в отечественное уголовное законодательство категории уголовных проступков. Критикуется точка зрения авторов, согласно которой проступок занимает «промежуточное» положение между преступлением и административным правонарушением. Результат анализа норм уголовного закона, предусматривающих пре- ступления с административной преюдицией, также показал недопустимость отнесения таких деяний к уголовным проступкам. В статье исследованы различные позиции отече- ственных юристов о возможности расширения сферы уголовного права. Автор поддержи- вает мнение о необходимости рассмотрения уголовного права в «широком смысле», так как существование административной ответственности приводит к размыванию гра- ниц уголовной репрессии и противоречит практике Европейского Суда по правам человека. В связи с дополнением УК РФ ст. 204.2 «мелкий коммерческий подкуп» и ст. 291.2 «мелкое взяточничество» обосновывается точка зрения о недопустимости включения в уголов- ный закон преступлений, в наименовании которых законодатель употребляет термин «мелкий». Рассмотрены предложенные в юридической литературе различные варианты деления преступлений на классы (категории). Анализ ст. 15 УК РФ показал, что законода- тель не относит ни к одной из категорий деяния, за которые в Кодексе предусмотрено менее строгое наказание, чем лишение свободы. Сделан вывод о необходимости выделе- ния в УК РФ категории «преступления наименьшей тяжести», которая должна исполь- зоваться для обозначения деяний, менее вредных по характеру и степени общественной опасности, чем преступления небольшой тяжести. Показано уголовно-правовое значение более подробной категоризации преступных деяний в зависимости от их тяжести.


Автор: Палий В. В.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.112-124


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье проводится анализ основных научных подходов к проблеме осу- ществления административной юстиции (административного судопроизводства) в Рос- сийской Федерации. С вступлением в силу Кодекса административного производства РФ фактически сформировалась новая отрасль права с присущим особым предметом и ме- тодом правового регулирования. В то же время анализ ряда научных трудов позволил сделать вывод о том, что действующее административно-процессуальное законода- тельство в основном состоит из процессуальных норм, заимствованных в гражданском судопроизводстве. Кроме того, основываясь на изучении опыта становления и осущест- вления административной юстиции в Республике Крым в период ее вхождения в состав Украины, а также изучении научных трудов, содержащих статистические данные о ко- личестве рассматриваемых судами общей юрисдикции дел, подпадающих в настоящее время под действие норм КАС РФ, приходят к выводу о нецелесообразности в настоящее время создания в России отдельной специализированной системы административных су- дов, при этом не исключая возможности в будущем, в случае изменения общественных отношений, развития административно-процессуальной науки, изменения подсудности определенных категорий дел, а также основываясь на результатах деятельности судов по применению КАС РФ, вернуться к обсуждению данного вопроса. Констатируя факт ор- ганизации в России административного судопроизводства, авторы полагают, что для становления самостоятельной науки административного процесса еще потребуются дальнейшие исследования теоретических проблем в данной сфере, анализ практики при- менения уже существующих административно-процессуальных норм, последующие до- полнения и усовершенствования КАС РФ.


Автор: Старицын А. В., Еремеев Д. В.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.103-111


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье проводится сравнительный анализ некоторых утративших силу и ныне действующих постановлений Пленума Верховного Суда РФ по применению трудо- вого законодательства, в частности, исследуются спорные вопросы, возникающие в пра- воприменительной практике в связи с прекращением трудового договора по инициативе работника и работодателя. В действующих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ выражены два фактически разных подхода к вопросу о дате увольнения работника в слу- чае ликвидации организации. Представляется, что дата увольнения работников должна совпадать с днем утверждения промежуточного баланса. Определенные сложности вы- зывают вопросы, связанные с несоблюдением работодателем сроков, предусмотренных в ТК РФ в отношении предупреждения работника о предстоящем прекращении трудового договора (двухмесячного срока при увольнении по сокращению численности или штата и трехдневного в случае истечения срока трудового договора). В статье исследуется неоднозначная судебная практика по вопросу о признании прогулом отсутствия работника на работе более 4 часов подряд, анализируются достоинства и недостатки п. 20 (касающегося расторжения трудового договора по инициативе ра- ботника), 35 и 39 (разъясняющих порядок расторжения трудового договора за виновные нарушения работником трудовых обязанностей) постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2, а также вопросы, связанные с материальной ответствен- ностью работника за ущерб, причиненный работодателю не при исполнении трудовых обязанностей. Проблема заключается в том, правомерно ли взыскивать в данном случае убытки с работника по нормам гражданского законодательства. Ранее этот вопрос был решен в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1987 г. № 8. В публикации указывается на то, что незамедлительного разъяснения требует новая глава ТК РФ, касающаяся особенностей регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала).


Автор: Цыпкина И. С.


Рубрика:
Вопросы правоприменения


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.078-087


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье формулируется концепция участия граждан в обеспечении оборо- ны страны и безопасности государства в Российской Федерации. Проанализировано содер- жание современных военных угроз безопасности государства, раскрыты закономерности рассматриваемого правового института, на основании чего определены направления раз- вития полномочий государственных органов в сфере привлечения граждан к участию в обе- спечении обороны страны и безопасности государства и охарактеризован правовой статус личности как субъекта данных правоотношений. По мнению автора, участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства является высшей формой на- родовластия, определяющей существование государства и государственной власти вне зависимости от формы правления и политического режима. Концепции участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства должна соответствовать требованиям демократического, правового и социального государства, а также защите демократических институтов, таких как выборы, общественная инициатива, от деструк- тивного влияния. Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государ- ства основывается, во-первых, на реализации долга и обязанности по защите Отечества исходя из патриотических убеждений и, во-вторых, необходимости защиты от массовых и грубых нарушений прав и свобод человека и гражданина, защиты от агрессии противника, что обусловливает применение новых форм и видов участия граждан в обеспечении обо- роны страны и безопасности государства в соответствии с динамикой общественных от- ношений и военных угроз, изменением характера военных конфликтов. Привлечение граж- дан к участию в обеспечении обороны страны и безопасности государства предполагает применение правовых средств ограничения прав и свобод человека и гражданина и усиление контрольной функции уполномоченных органов. Гражданин как участник правоотношений по обеспечению обороны страны и безопасности государства наделен соответствующи- ми правами и обязанностями, что дает основание для применения комплекса правовых средств ограничений, наивысшей в иерархии которых выступает наделение полномочиями, что предполагает введение обязанностей, ограничений пределов реализации прав, уста- новление контроля, мер ответственности и способов защиты прав и свобод.


Автор: Федотова Ю. Г.


Рубрика:
Исследование российской государственности


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.063-077


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье в научный оборот вводится особый теоретический конструкт — генетический код правовой культуры. Опираясь на работы философов, социологов, антро- пологов, автор раскрывает правовую культуру социума как многоуровневую целостную развивающуюся систему, которая имеет уникальный генетический код. Генетический код правовой культуры представляется в форме молекулы ДНК, в которой природные (био- логические) и культурные (мировоззренческие) универсалии переплетаются, связываются между собой различными способами мышления. В первой составляющей закреплены всеоб- щие принципы и идеалы, обеспечивающие выживание и совершенствование человечества. Как бы ни различались правовые культуры различных социумов, сохранение и передача из по- коления в поколение этих всеобщих принципов и идеалов (взаимопомощь, самосохранение, общинный характер жизнедеятельности, забота о потомстве, необходимость общения, саморегуляция и др.) предопределяет общность культур различных социумов и их разви- тие в общем потоке человеческой истории. Культурные (мировоззренческие) универсалии обусловлены социальной природой человека. Они включают в себя не только социально осознанные явления (правовые традиции, ценности, ритуалы, обряды, церемонии, спосо- бы воспитания, правовые отношения, образцы поведения и т.д.), но и социально бессозна- тельные (поведенческие реакции: жесты, манера общения и др.). Биологическую и социаль- ную природу человеческого сообщества связывают в гармоническом единстве различные типы мышления и деятельности. Правовое мышление — это способ познания, выражения (артикуляция) и понимания (мироощущение) правовой реальности. Этот процесс смысло- образования или понимания права протекает в единстве различных видов (способов) осво- ения социальной реальности — чувственного, интуитивного и рационального. При помощи осознания и обретения смыслов биологические универсалии «преобразуются» в культурные универсалии, что находит отражение в языке и в ментальности народа. Наличием генокода в правовой культуре социума объясняется их дискретность и структурно-функциональное единство, раскрываются единство (природные универсалии) и уникальность (мировоззрен- ческие универсалии). В результате проведенного анализа автор статьи приходит к выво- ду, что при помощи генетического кода можно обосновать типологическую уникальность правовой культуры социума в общемировом культурном пространстве.


Автор: Сокольская Л. В.


Рубрика:
Философия права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.051-062


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье исследуется важный аспект политико-правовой теории — гене- зис и структурные особенности гипотетических или воображаемых форм государства и права. На историческом материале делаются обобщения, касающиеся вопросов как эволюционного, так и мутационного развития политических и правовых форм. Аристо- телевская ретроспектива государственно-правовых трансформаций сменялась теорией «двух градов» Августина, которая играла важную роль в политических доктринах Сред- невековья. Смешение политических форм казалось наиболее оптимальным методом для формиро- вания идеальной модели государственности. В XVIII—XIX вв. сложилось устойчивое пред- ставление об «абсолютном» политическом пространстве, в рамках которого вызревала особая форма — национальная государственность. Долгий исторический путь проделала в своем развитии политическая (государственная) форма, закладывая основы для многих разновидностей и аспектов, как политических, так и правовых, и для становления современных государственных образований. Много внимания в статье уделяется анализу двух важных принципов государственной организации: принципу тождества и принципу репрезентации. Правовые идеи и институции, наполнявшие эти в значительной мере только вообража- емые пространства, придавали им существенный элемент реальности. Даже в условиях революционных изменений, когда старая государственная форма отмирала, право оста- валось формообразующим элементом. Идеальные модели государственных форм, часто превращавшихся в политические и идеологические утопии, требовали для своей реализа- ции правопорядка и нормированности, продолжавших существовать уже после исчезно- вения породившей их политической среды.


Автор: Исаев И. А.


Рубрика:
Философия права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.030-050


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Позитивное право, согласно материалистической теории права, способно выступать в качестве действительного права не в любом акте проявления правотвор- ческой воли, а лишь там и постольку, где и поскольку оно соответствует всеобщим прин- ципам объективного права: взаимосвязи, равенства, эквивалентности, свободы воли. Эти принципы в своей совокупности образуют сущность правовой формы исторически первого экономического отношения обмена и всех современных производственных, рас- пределительных и потребительных экономических отношений. Современное право, как и право на всех предшествующих ему стадиях исторического развития, является действительным при том непременном условии, что оно обладает всеми сущностными признаками правовой формы экономических отношений. В против- ном случае позитивное частное право представляет собой превращенную форму права. Общество, его члены отказываются выполнять всякий закон, представляющий собой пре- вращенную форму права, препятствующую им удовлетворять свои интересы, и создают новые правовые нормы. Нормы права, созданные обществом, образуют предпозитивное право — совокупность норм действительного частного права, формируемых в целях восполнения пробелов дей- ствующего законодательства и реализуемых в конкретных правоотношениях до момен- та закрепления этих норм позитивным правом. Чтобы всемерно демократизировать за- конодательный процесс и ускорить перевод норм предпозитивного права в позитивное, по нашему мнению, необходимо значительно расширить институты непосредственной демократии, создать надлежащие условия для того, чтобы сам народ определял свой строй, правопорядок и пути дальнейшего развития гражданского общества и построе- ния правового государства.


Автор: Сырых В. М.


Рубрика:
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.009-029


Читать на сайте журнала Читать статью

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью