Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 9 за 2017 год


Статей в номере: 15

Самый читаемый автор номера: Панокин А. М.

Аннотация:
В статье освещены результаты работы II Интерактивного круглого стола, посвященного актуальным проблемам правового регулирования и практики деятельно- сти субъектов малого и среднего предпринимательства. Представлена палитра мнений ведущих в данной сфере экспертов, а также выводов и рекомендаций, направленных на создание благоприятного предпринимательского климата, формирование образователь- ной среды подготовки кадров для малого и среднего бизнеса. Обнародованы результаты анкетирования, проведенного в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и показавше- го, что у студентов и аспирантов имеется потенциал для самостоятельного осущест- вления предпринимательской деятельности, однако необходима дополнительная рабо- та для привлечения учащихся к сфере малого предпринимательства. Учет результатов проведенных опросов позволит совершенствовать содержательное наполнение учебных дисциплин, связанных с правовым регулированием малого предпринимательства, а также методику их преподавания. Сделан вывод о том, что закрепленные в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года принципы правового регулирова- ния в сфере малого и среднего предпринимательства в целом социально справедливы, но их реализация будет весьма затруднительной. Обращено внимание на то, что в России создана солидная инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринима- тельства, соответствующая мировому уровню и включающая в себя несколько институ- тов развития. Вместе с тем большинство проблем, в основном финансового характера, не устранено. В этой связи предложено сместить акцент с государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России на поддержку диверсифи- кации экономики, которая во многом достигается за счет создания прослойки крепкого малого и среднего бизнеса. Подчеркнуто, что задача поддержки малых и средних предпри- ятий не должна ограничиваться поддержкой отдельных субъектов предпринимательской деятельности, это задача построения сильной самодостаточной экономики России.


Автор: Ершова И. В.


Рубрика:
Научные мероприятия


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.156-186


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Центральной частью очерка является установление соотношения границ экзистенциального «я» человека и права в свете философии экзистенциализма. При этом обращено внимание на сложившееся к настоящему времени различие между jus и lex. Для философии экзистенциализма это важно, потому что она исследует essential и existential. Точнее – бытие человека, его сущность и существование. Применительно к этому поставлен вопрос о том, существуют ли общезначимые и обязательные основа- ния права или оно есть выражение силы и традиций. С этой целью предпринят краткий экскурс в историю правовой мысли, начиная с античной Греции до наших дней. Философия экзистенциализма — весьма сложный феномен в общей линии познания. В очер- ке дается авторское понимание этого направления. Важное место выделено для харак- теристики феномена свободы. Подчеркивается ограниченный характер интерпретации свободы как познанной необходимости, культивировавшейся в советское время и все еще применяемой и сейчас. Человек, осуществляя свое экзистенциальное «я», реализует собственную свободу, совер- шает поступки, в ходе которых наталкивается на различные барьеры. Стремясь преодо- леть их, человек может причинить вред другим людям. Здесь-то и вступает в действие lex (закон), очерчивающий границы, пределы поступкам.


Автор: Завьялов Ю. С.


Рубрика:
ТОЧКА ЗРЕНИЯ


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.148-155


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена определению понятия «экологическое преступление», являющегося дискуссионным. Автором подробно рассматриваются все имеющиеся в ли- тературе подходы к установлению сущности указанного деяния, выявлению его типич- ных признаков и формулированию соответствующей дефиниции. Раскрыто содержание видового объекта преступления, в качестве которого предлагается признавать эколо- гическую безопасность — совокупность общественных отношений, характеризующих функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антро- погенных объектов, естественных элементов среды обитания (условий существования) человека, исключающее причинение вреда его здоровью, собственности и иным жизненно важным интересам. Экологическая безопасность характеризует благоприятную окружа- ющую среду, не испытывающую на себе негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Исходя из этого, экологическое преступление определяется как общественно опасное, виновное, уголовно наказуемое деяние, которое посягает на экологическую безопасность (благопри- ятную окружающую среду) и влечет (или создает угрозу наступления) предусмотренные уголовным законом последствия. В статье также рассматриваются спорные вопросы предмета экологического преступления. Автор приходит к выводу, что предметом эко- логического преступления выступает окружающая среда как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропо- генных объектов. Признание в качестве такового жизненно важных интересов человека, правил охраны окружающей среды, встречающееся в литературе, ошибочно, что влечет за собой как искажение сути указанных обстоятельств, так и их значения в составе пре- ступления вообще и экологического в частности.


Автор: Голубев С. И.


Рубрика:
Дискуссионная трибуна


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.134-147


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье анализируются теоретические, практические и компаративист- ские особенности правовой защиты при обжаловании ограничительных мер Европейского Союза. Рассматриваются правовые основы применения ограничительных мер и отдель- ные специфические правовые положения. Уделяется внимание отдельным механизмам и способам правовой защиты третьими странами от применения ограничительных мер со стороны Европейского Союза.


Автор: Слепак В. Ю., Трубачева К. И.


Рубрика:
Европейское право


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.127-133


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматривается важный теоретический вопрос, который явля- ется отправным и касается подхода к пониманию права евразийской интеграции с точки зрения международно-правовой науки и его места в системе международного права. Нераз- рывно связана с этим и проблема форм институционализации евразийской интеграции. Ос- новной предстает дилемма: является ли современное интеграционное объединение между- народной организацией в ее «классическом» очертании или это специфическое образование, которое не может быть поставлено в один ряд с международными межгосударственными организациями. На первый план в таком ракурсе выступает вопрос о наличии либо отсут- ствии у интеграционных объединений международной правосубъектности. Особый акцент в данной связи получают взгляды, выраженные на этот счет в отечественной доктрине.


Автор: Ануфриева Л. П.


Рубрика:
Международное публичное право


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.116-126


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Согласно официальным статистическим данным сегодня в России ежегодно в среднем около 60 % преступлений расследуются, а затем и рассматриваются судами с при- менением форм уголовного судопроизводства, предполагающих компромисс сторон обви- нения и защиты. Содержание норм, регламентирующих такие формы судопроизводства и особенности их реализации в практической деятельности, дают основания многим пред- ставителям юридического сообщества отмечать снижение качества расследования и су- дебного разбирательства, обращать внимание на связанные с этим нарушения прав и закон- ных интересов участников уголовного судопроизводства. Обращается внимание на то, что применение рассматриваемых форм уголовного производства зачастую ведет к нарушению прав и законных интересов участников процесса. Указывается, что подобного рода обсто- ятельства обусловлены не столько конструкцией норм, регламентирующих правопримени- тельную деятельность в порядке гл. 32.1, 40, 40.1 УПК РФ, но и практикой их применения. Отмечается, что, несмотря на длительный период существования уголовно-процессу- альных институтов, предполагающих компромиссные процедуры, исследователи не уде- ляют достаточно внимания криминалистическому обеспечению рассматриваемых форм судопроизводства. Автор указывает, что именно криминалистика может повысить ка- чество расследования по рассматриваемым категориям уголовных дел путем создания со- ответствующих прикладных рекомендаций. Акцентируется внимание на необходимости криминалистического обеспечения реализации следователем прав и законных интересов потерпевшего по уголовным делам с перспективой рассмотрения судом в особом порядке. Обосновывается необходимость создания криминалистических рекомендаций по преодоле- нию имеющегося и прогнозируемого противодействия уголовному преследованию путем достижения компромисса между сторонами обвинения и защиты на основе норм уголовно- процессуального, а также уголовного закона. Предлагается авторское определение принци- па компромисса, аргументируется необходимость включения его в число принципов реали- зации криминалистических методик. Утверждается, что криминалистическое обеспечение компромиссных процедур может способствовать повышению качества расследования, обе- спечению реальной защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроиз- водства, в связи с чем является перспективным направлением научных исследований.


Автор: Попова Е. И.


Рубрика:
Вопросы правоприменения


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.107-115


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье анализируется соотношение апелляционного и кассационного про- изводства по уголовным делам. Проводится сопоставление объекта и предмета апел- ляционного и кассационного пересмотра. Автором выделяются критерии, в том числе установленные ЕСПЧ и Конституционным Судом РФ, позволяющие отграничить апелля- ционный порядок рассмотрения уголовного дела от кассационного пересмотра. Рассма- триваются особенности возбуждения апелляционного и кассационного производства, а также их влияние на эффективность пересмотра судебных решений. Анализируются особенности организации судебной системы, обеспечивающие кассационный пересмотр судебных решений. Выделяются факторы, которые позволят Верховному Суду РФ в боль- шей степени обеспечить единство судебной практики и законности. Отмечается значе- ние для системы контрольно-проверочных стадий уголовного процесса принципа правовой определенности как основы истинности судебного решения. В качестве границы между апелляционным и кассационным производством определяются возможность отдельной проверки фактических обстоятельств уголовного дела и правовых вопросов, воздействие указанных факторов на участие в заседании судов апелляционной и кассационной инстан- ций осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено; основания отмены или изменения судебного решения; процедура пересмотра судебных решений; принимаемые судами апелляционной и кассационной инстанций решения. Про- водится сравнительный анализ особенностей поворота к худшему в суде апелляционной и кассационной инстанций. Рассматриваются соотношение сроков апелляционного и кас- сационного обжалования, а также влияние последнего на оценку ЕСПЧ российского касса- ционного производства в качестве неэффективного средства правовой защиты. В резуль- тате эффективным средством правовой защиты, подлежащим исчерпанию на основании п. 1 ст. 35 ЕКПЧ, признается апелляционный пересмотр судебных решений. Исследуются специальные полномочия Председателя Верховного Суда РФ и его заместителя при касса- ционном пересмотре судебных решений (ч. 3 ст. 401.8 УПК РФ). Выделяются признаки кас- сационного производства, указывающие на его экстраординарность, которая позволяет обеспечить правовую стабильность и правовую определенность.


Автор: Панокин А. М.


Рубрика:
Теория права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.093-106


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Судебный штраф характеризуется не только уголовно-правовыми особен- ностями как мера уголовно-правового характера и процессуальным порядком возложения, но также специальными правилами исполнения. В статье на основе Федерального закона «Об исполнительном производстве» анализируются функции судебного пристава-испол- нителя и лица, освобожденного от уголовной ответственности на основании ст. 76.2 УК РФ. С привлечением материалов судебной практики рассматриваются правила уста- новления срока уплаты судебного штрафа. Делается вывод о том, что с учетом срока для вступления постановления суда в законную силу и для обеспечения возможности его обжалования срок должен устанавливаться не предельной датой, а количеством дней, исчисляемых со дня вступления постановления суда в законную силу. Анализируются от- личия судебного штрафа от штрафа — уголовного наказания. Предлагается в постанов- лении или определении суда сначала разъяснять освобождаемому лицу обязанность пред- ставления сведений об уплате судебного штрафа, а затем — последствия неуплаты. На основе условного характера данного вида освобождения от уголовной ответственности рассматривается конструкция уклонения от уплаты судебного штрафа. Утверждается, что неуплата судебного штрафа должна безусловно, независимо от причин уклонения, влечь отмену решения об освобождении от уголовной ответственности. Предложено регулировать исполнение судебного штрафа не Законом «Об исполнительном производ- стве», а Уголовно-исполнительным кодексом РФ.


Автор: Борисова О. В.


Рубрика:
Вопросы правоприменения


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.086-092


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье рассматривается проблема правоприменения в силу высокой степени пробельности в системе процедурных правовых норм в Трудовом кодексе Рос- сийской Федерации, в частности в нормах об ответственности работника за неиспол- нение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей. В рамках отрасли трудового права виды ответственности работника объединяет их трудоправовой характер. Основанием для привлечения к ней выступает единый для материальной и дисциплинарной ответственности работника дисциплинарный проступок, за неко- торыми исключениями. Однако независимо от институционального закрепления норм об ответственности работника перед работодателем трудовое законодательство очень неподробно описывает процедуру привлечения работника к такой ответствен- ности, в связи с чем возникает множество, иногда довольно незначительных на первый взгляд, но в совокупности существенных для разрешения конкретного спора, проблем правоприменения. Делая анализ норм трудового законодательства, научной лите- ратуры и судебной практики, можно выявить достаточно большое количество про- блем, возникающих при привлечении работника к трудоправовой ответственности, наличие многочисленных оценочных понятий, процедурных ошибок работодателей. В связи с этим ставится вопрос о пересмотре действующего законодательства с це- лью объединения в рамках одного института норм об ответственности работника перед работодателем и включения в него понятия «процедура привлечения работника к трудоправовой ответственности» либо «процедура привлечения работника к от- ветственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обя- занностей», установления также единой или общей процедуры проведения дисципли- нарного (служебного) расследования с формированием доказательственной базы (дела) в письменной форме. Единая процедура привлечения работников к ответственности в сфере трудовых отношений должна выйти за пределы одной или двух статей. В Тру- довом кодексе Российской Федерации следует создать главу или группу норм, содер- жащих процедурные принципы и правила, детально регламентирующие привлечение работников к трудоправовой ответственности.


Автор: Обухова Г. Н.


Рубрика:
Совершенствование законодательства


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.073-085


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Анализируется современное российское законодательство в сфере адапта- ции и интеграции мигрантов. Показаны проблемы адаптации и интеграции трудовых мигрантов в современной России, разрешение которой позволит оптимизировать происходящие правовые и социально-эко- номические процессы, будет содействовать более глубокому изучению правовой, экономи- ческой, социальной, культурной структуры современного российского общества, выраба- тыванию грамотной миграционной политики с учетом современных реалий. Проведен теоретико-методологический анализ понятия «интеграция». Указывается, что использование интеграционной модели взаимодействия трудовых ми- грантов и принимающего государства является наиболее оптимальным. Признается не- обходимость расширения участников интеграционных процессов за счет включения не только государства, но и активно негосударственных образований. Исследуются вопросы разграничения полномочий между различными территориальными уровнями осуществления публичной власти в сфере адаптации и интеграции. Предлагается принять федеральный закон о социальной и культурной адаптации и инте- грации мигрантов, который бы определил систему органов, регулирующих данные отно- шения и полномочия каждого из них. Существенным вектором развития законодательного регулирования считается необхо- димость более четкого разграничения полномочий органов публичной власти в области адаптации и интеграции трудовых мигрантов. В заключение для эффективного функционирования института адаптации и интеграции трудовых мигрантов предлагается принять ряд мер.


Автор: Казарян К. В.


Рубрика:
Совершенствование законодательства


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.064-072


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
На примере транспортных правонарушений в Уголовном кодексе Республики Казахстан 2014 г. автор констатирует необъективный подход законодателя к разграни- чению административных и уголовно-правовых деяний в процессе правовой реформы. От- мечается, что ряд транспортных правонарушений был ошибочно отнесен к уголовным проступкам без учета способа их совершения, характера вредных последствий и других значимых юридических признаков. Обосновывается вывод о том, что главным критерием разграничения преступлений, уголовных проступков и административных правонаруше- ний являются степень и характер их общественной опасности. Данный критерий должен лежать в основе законодательного определения об административном правонарушении (ст. 25 КоАП Республики Казахстан) и учтен при построении системы транспортных уго- ловных правонарушений. Существование в административном законодательстве деликтов в сфере семейно-бы- товых отношений, общественного порядка и нравственности, прав и свобод несовер- шеннолетних, обеспечения безопасности движения транспорта, охраны труда и дру- гих административных проступков привело к забвению их уголовно-правовой природы, неверной оценке различного характера и степени общественной опасности правона- рушений и ошибкам в правоприменительной деятельности. В этой связи предлагает- ся разработать Кодекс «мелких» правонарушений или малозначительных проступков, который наряду с Уголовным кодексом должен быть признан источником уголовного права.


Автор: Бакишев К. А.


Рубрика:
Совершенствование законодательства


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.056-063


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Статья посвящена анализу существующего в ряде субъектов РФ правового института государственной регистрации нормативных правовых актов исполнитель- ных органов государственной власти субъектов РФ. Раскрываются истоки его формиро- вания, содержание и порядок реализации в тех субъектах РФ, где он был внедрен. В статье оцениваются положительные и отрицательные аспекты применения данного института, раскрываются его значение для правовой системы субъекта РФ и роль в обе- спечении единства правового пространства Российской Федерации. Автор рассматривает проблему перспектив сохранения института государственной ре- гистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной вла- сти субъектов РФ с учетом тенденции к унификации законодательства в целом, необхо- димости учета специфики отраслевого правотворчества, направленной на сокращение промежутка времени между принятием акта и началом его вступления в силу, а также в связи с развитием механизмов федерального конституционного контроля и надзора, в том числе практики усиления роли прокуратуры и органов юстиции в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Приведены примеры воз- никающих нормативных коллизий, затрудняющих возможность функционирования ука- занного правового инструмента, обобщены встречающиеся в юридической литерату- ре точки зрения относительно способов предупреждения возможности опубликования, вступления в силу и реализации незаконных нормативных правовых актов органов госу- дарственной власти субъектов РФ. На основе анализа теоретического и нормативного материала автором внесены пред- ложения по разрешению указанных в статье проблем, возникающих в практической деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. В частности, обосновы- вается целесообразность рассмотрения вопроса о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и испол- нительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части закрепления норм о государственной регистрации нормативных правовых актов испол- нительных органов государственной власти субъектов РФ и соотношении с официаль- ным опубликованием и вступлением в силу указанных актов.


Автор: Акчурина А. В.


Рубрика:
Совершенствование законодательства


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.047-055


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
В статье поднята проблема субъективных ограничений принципа «свободы торговли», провозглашенного в Российской империи во второй половине XIX в. Хроноло- гические рамки статьи охватывают 1880-е гг., когда на смену либерализму Алексан- дра II, пришел реакционный курс Александра III, направленный на укрепление самодер- жавия и обеспечение общественной безопасности. Представленные документальные обоснования официальных лиц, формировавших государственную политику в период политической реакции и «контрреформ» Александра III, — Н. Х. Бунге, Н. П. Игнатьева, Д. А. Толстого, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте — дают представления о мотивах ужесточения законодательных ограничений в отношении лиц иудейского вероиспове- дания. Автор показал, что в отличие от средневековых гонений на евреев по причинам религиозного характера, в конце XIX в. этому народу стали предъявлять претензии нравственного и, как следствие, — экономического и политического порядка. Помимо расширения законодательных ограничений в отношении лиц иудейского вероиспове- дания, ведущих торговый промысел как в черте общей еврейской оседлости, так и во внутренних губерниях Российской империи, ограничения повсеместно усиливались и на уровне реализации действовавшего законодательства. Решение вопросов о торговых правах лиц иудейского вероисповедания все более смещалось из законодательной сферы к административному регулированию.


Автор: Жолобова Г. А.


Рубрика:
Из истории государства и права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.036-046


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
С момента учреждения в России прокуратуры Петром I в 1722 г. прокуроры, в отличие от ранее созданной фискальной службы, были нацелены не столько на выявле- ние нарушений законов, сколько на их предупреждение. В дальнейшем прокуратура пере- живала разные времена, менялись структура прокуратуры и компетенция прокурорских работников, а также степень влияния прокуратуры на состояние законности в госу- дарстве. Тем не менее деятельность прокуратуры практически всегда была направле- на в том числе на недопущение нарушений законов. При этом слова о предупреждении (предотвращении, профилактике и т.п.) нарушений в законодательстве о прокуратуре, как правило, прямо не указывались, но предупредительная направленность ее деятель- ности вытекала из возложенных на прокуроров обязанностей, суть которых как раз и за- ключалась в обеспечении следования поднадзорными им органами и лицами требовани- ям законов. В настоящей статье со ссылками на конкретные положения нормативных правовых актов исследуются вопросы истории деятельности российской прокуратуры по предупреждению нарушений законов с момента ее учреждения до наших дней. При этом отмечается, что в последнее время данная направленность деятельности прокуратуры становится все более востребованной. Автором также предлагается нормативно за- крепить приоритетность такого подхода в Федеральном законе «О прокуратуре Россий- ской Федерации».


Автор: Гальченко А. И.


Рубрика:
Из истории государства и права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.022-035


Читать на сайте журнала Читать статью

Аннотация:
Рассмотрена проблема различия социологического и юридического правопони- мания, выявлены объективный характер такого различия и одновременно необходимость минимального понятийного консенсуса для развития социологии права (социологической юриспруденции). Показано, что такой консенсус возможен на базе рассмотрения права как должного и сущего, диалектического подхода к праву, выделения юридического и иного социального права, рассмотрения сущности права. Промежуток между «правом в книгах» и «правом в жизни» может быть освоен с помощью системы координат (формальные нормы (должное) — социальные институты (сущее); юридическое право — иное социальное право). Такая схема отвечает как предмету ин- тересов социологов, так и практическим потребностям юристов. Она соответствует стремлению к пониманию родства, взаимозависимости различных регуляторов (социаль- ных институтов), выявлению социальных аспектов юридической деятельности, степени эффективности права, взаимосвязи юриспруденции с другими гуманитарными науками. Эту схему можно дополнить еще одной координатой, в рамках которой отражается сте- пень достижения в праве формального равенства субъектов.


Автор: Бирюков С. В.


Рубрика:
Теория права


DOI: 10.17803/1729-5920.2017.130.9.009-021


Читать на сайте журнала Читать статью

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью