Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"Актуальные проблемы российского права" № 3 за 2018 год


Статей в номере: 24

Самый читаемый автор номера: Хабибулин Р. Р.

Аннотация:
В настоящей статье приводится обзор Всероссийской научно-практической кон- ференции «Безопасность в бюджетно-налоговой, таможенной и иных сферах финансовой де- ятельности: экономические и правовые проблемы», проведенной кафедрой финансового, бан- ковского и таможенного права и кафедрой экономики Саратовской государственной юриди- ческой академии, а также кафедрами финансового и налогового права Московского государ- ственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). В статье приводятся основные положения докладов участников данной конференции, анализируются актуальные проблемы финансового права на современном этапе исторического развития России.


Автор: Покачалова Е. В., Петрова И. В


Рубрика:
КОНФЕРЕНЦИИ


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.191-204


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В данной статье анализируется вопрос юридического разделения недвижимо- сти в рамках арендного правоотношения применительно к правопорядкам России и Франции. В частности, особое внимание уделяется французскому институту «superficie», теориям его правовой природы. Автор приходит к выводу, что данный институт, вопреки господству- ющему во французской юриспруденции мнению, представляет собой ограниченное вещное право на земельный участок. На основании данных компаративистики, в том числе иссле- дования superficie, дается попытка разграничения вещного и обязательственного в аренде в целом и аренде для цели строительства в российской системе права. Автор приходит к выводу, что такие вещные элементы, как «право следования», абсолют- ная защита, сами по себе не дают оснований для квалификации аренды в качестве вещного права. Тем не менее особым случаем является аренда для цели строительства, в рамках ко- торой целесообразно признавать существование ограниченного вещного права на земель- ный участок. Данное вещное право должно включать и право собственности на строение, которое возведено на основании аренды для цели строительства, и в целом иметь режим, близкий к праву собственности, в первую очередь в вопросах защиты. Кроме того, концепту- ализация данного института может преобразовать практику по самовольной постройке, внести ясность в другие вопросы теории и практики.


Автор: Ким С. Г.


Рубрика:
Сравнительное правоведение


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.182-190


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена сравнительно-правовому анализу залога прав в России и Гер- мании. Выделяя общее и особенное в правовой регламентации залога прав в двух государ- ствах, автор обращает внимание на различие концептуальных оснований в установлении и прекращении залогового права залогодержателя на право. В отличие от российского права залог прав в ФРГ рассматривается не как обязательственное, а как ограниченное вещное право. Сделан вывод, что правовой режим залога прав по Германскому гражданскому уложе- нию (ГГУ) определяется нормами о залоге движимых вещей. Законодательный прием пере- носа режима вещей на режим прав неслучаен: по германскому праву объектом вещных прав выступают не только вещи, но и права. Такой подход несовместим ни с российским законода- тельным регулированием, ни с господствующими доктринальными представлениями, в ос- нове которых — отрицание легализации конструкции «право на право» и исключение права из объектов вещных прав. Модель залога прав в Германии основана на принципе двухступенчатого оформления дого- ворных отношений, предполагающего заключение обязательственного договора и вещного договора, конструкция которого неизвестна российскому законодательству. Применитель- но к залогу прав речь идет о специфической конструкции вещного договора в ГГУ — договоре об уступке права. Рассматривая особенности правовой регламентации залога прав по ГК РФ, автор обращает внимание на противоречивые положения закона, в частности, предписания ст. 358.6 об ис- полнении обязательства должником залогодателя.


Автор: Василевская Л. Ю.


Рубрика:
Сравнительное право


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.173-181


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассмотрено влияние теории пропорциональности, которая в фило- софии международного права объясняет существование «третьего пространства» между политикой и правом, на интеграцию государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С учетом современной судебной и договорной практики проанализированы вопросы постро- ения единого правового пространства, подготовки юристов по праву ЕАЭС, оценены преи- мущества применения метода «второго режима», рассмотрена роль Суда ЕАЭС и др. Авто- ром выявлены проблемы, которые связаны со строго нормативным пониманием права ЕАЭС, непризнанием за этим правом свойств верховенства и прямого действия, недостаточно активной позицией Суда ЕАЭС, «буксирующей» гармонизацией национального законодатель- ства государств, неразвитым международным сотрудничеством с другими субъектами международного права, препятствующим построению «третьего пространства». Исполь- зуя подходы представителей школы «интеграции через право», предложен ряд решений ука- занных проблем. В частности, предлагается выработать единую концепцию преподавания дисциплины «Право ЕАЭС» и ввести ее в образовательные программы юридических вузов и факультетов не только в России, но и в других государствах ЕАЭС.


Автор: Андриянов Д. В.


Рубрика:
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.163-172


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье исследуется проблема отсутствия научно обоснованных критериев определения особой ценности диких животных для целей криминализации посягательств на них. На основании проведенного анализа делается вывод, что одним из критериев является количество посягательств на указанных животных. Говоря иначе, к категории особо ценных могут быть отнесены те виды животных, которые являются предметом наиболее актив- ного браконьерского промысла. Однако автор считает, что такая задача на сегодняшний день не может быть решена качественно, поскольку в России не организован и не ведется статистический учет количества посягательств на диких животных по их видам. Отме- чается, что отсутствие учета существенно осложняет получение, анализ и использование информации, необходимой для определения особой ценности диких животных, а также ис- следования иных вопросов криминализации в рассматриваемой сфере. В целях разрешения по- ставленной проблемы автором предлагаются практические рекомендации по оптимизации статистического наблюдения за экологической преступностью в стране.


Автор: Гусаренко Д. М.


Рубрика:
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.155-162


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы производства судебных экспертиз новых родов и видов судебных экспертиз. Автор описывает современные варианты подготовки су- дебных экспертов в рамках единой специальности по Федеральному государственному обра- зовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) 40.05.03 «Судебная экспертиза» и путем профессиональной переподготовки. Анализируется процесс возникновения, форми- рования и развития новых классов, родов и видов судебных экспертиз, который идет по двум магистральным направлениям. Во-первых, это процесс укрупнения из вида (подвида) — в род; из рода — в класс. Во-вторых, это процесс разделения из класса — в роды и виды, когда возни- кает необходимость решения комплекса качественно новых общих экспертных задач и появ- ляются в связи с этим новые объекты исследования. Рассмотрены ключевые проблемы для данных ситуаций, связанные с выбором методов экспертного исследования, определением общей и специальной компетенции экспертов, подготовкой экспертных кадров. Предложе- на дорожная карта для оптимизации производства вышеописанных родов (видов) судебных экспертиз.


Автор: Россинская Е. Р.


Рубрика:
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.146-154


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье анализируются направления формирования эффективной контракт- ной системы, регулируемые Законом № 44‑ФЗ. Проводится сравнительный анализ российско- го и американского законодательства в части отдельных правовых механизмов осуществле- ния государственных закупок. Выделяются три основные проблемы, препятствующие эф- фективному протеканию процесса государственных закупок в нашей стране: низкий уровень подготовки специалистов, низкое качество поставляемых товаров, работ, услуг, высокие коррупционные риски осуществления государственных закупок. Особое внимание уделяется разработке рекомендаций по решению этих проблем и совершенствованию государственной контрактной системы. Обосновывается необходимость разработки типовых технических заданий для определенных товарных групп, внедрения механизма частичной централизации закупок и др. В статье используются историко-юридический и сравнительно-правовой мето- ды, а также общенаучные методы исследования — анализ, обобщение, индукция и дедукция.


Автор: Овчаров А. О., Игнатьева Ю. И.


Рубрика:
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.138-145


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Туризм является неотъемлемой частью жизни современного человека. С точки зрения экономики для развития туризма в каждом государстве важным является создание надлежащей инфраструктуры. Туризм объединяет путешествия и сферу услуг, которая со- здана для удовлетворения потребностей людей, совершающих путешествия. Результаты деятельности органов Роспотребнадзора в различных регионах нашей страны свидетельствуют о том, что нарушения прав туристов — не редкость в работе турист- ских компаний. На сегодняшний день весьма актуальными являются вопросы правового ре- гулирования защиты прав потребителей туристских услуг от многочисленных нарушений турфирмами. Определенная часть причин нарушений прав в сфере туризма заключается в недостаточном правовом регулировании прав и обязанностей сторон туристского договора при заключении, исполнении и прекращении правоотношений между туристом и туроператором. Авторами проанализирована судебная и правоприменительная практика по нарушениям в договорной работе с потребителями туристских услуг, отражены недостатки правового регулирования защиты прав потребителей туристских услуг от многочисленных нарушений законодательства профессиональными участниками туристского рынка.


Автор: Отческий И. Е., Володина Д. В.


Рубрика:
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.128-137


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье обосновывается вывод о необходимости законодательного закрепле- ния признания права в качестве способа защиты вещных прав. Появление такого способа защиты вещных прав связано с категорией недвижимости. Сделан вывод о необходимости разграничения сходных с признанием права юридических конструкций. В частности, отме- чается, что следует отличать частные способы признания права собственности, рассма- триваемые в доктрине как признание права, от признания права как способа защиты вещ- ных прав. Обоснован вывод об их различной правовой природе и назначении. Особое внимание уделено правовой конструкции иска о признании права. Рассматривается ряд сложных дис- куссионных вопросов цивилистики: об объекте, условиях предъявления иска о признании пра- ва, о субъектах иска. Сделан вывод, что ответчик должен быть установлен во всех случаях предъявления иска о признании вещного права. При определении условий предъявления иска в работе особо выделяется не только наличие спора о праве, которое требуется признать, но и юридического интереса к судебному подтверждению такого права. Выявлены особенно- сти применения требования о признании вещного права. Аргументирован вывод о том, что гражданско-правовое регулирование отношений по защите вещных прав нуждается в обнов- лении и реформировании.


Автор: Старовойтова А. С.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.120-127


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье отмечается сложившийся в современной российской цивилистике скептический взгляд на правовое значение проблемы сущности юридического лица и научные перспективы его решения. Констатируется широкое распространение формальных теорий юридического лица, игнорирующих данный вопрос. Рассматриваются основные вехи истории философско-правовой мысли о сущности юридического лица. Обращается внимание на доми- нирующее значение в дореволюционной правовой науке теорий олицетворения и реального субъекта. Противоположные результаты данных теорий с позиции общепринятых норм научного исследования определяются как допустимые и оцениваются как положительно ре- шающие проблему сущности юридического лица. При этом отмечается незавершенность данного поиска в отечественной юридической науке. Проблемные аспекты поиска сущности юридического лица связываются с определением области и пределов применения той или иной теории, расстановкой приоритетов между ними или выбором определенной доктри- ны как философской основы толкования и применения законодательства. Делается вывод о том, что дальнейшие исследования сущности юридического лица могут идти в направле- нии решения указанных вопросов.


Автор: Гюлумян В. Г.


Рубрика:
Гражданское и семейное право


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.109-119


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье на основе анализа современного гражданского законодательства, ци- вилистической доктрины и правоприменительной практики проведено исследование, связан- ное с условием о запрете цессии, которое может быть предусмотрено как в первоначальном договоре, так и в отдельном соглашении. Анализируется правовая природа условия о запрете цессии и соглашения о нем, выявлена их организационная правовая природа. Исследуется актуальная правоприменительная практика относительно последствий несо- блюдения условия или соглашения о запрете цессии в рамках различного субъектного соста- ва отношений; в частности, рассматриваются постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. № 310-ЭС17-595 по делу № А36-6801/2015. Автором сделан вывод о том, что современное состояние гражданского законодательства и вступающие в силу изменения значительно сужают сферу практического применения усло- вия либо соглашения о запрете цессии.


Автор: Подузова Е. Б.


Рубрика:
Гражданское и семейное право


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.104-108


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье обосновывается наличие и предпринимается попытка решения тео- ретико-прикладной проблемы концептуально необоснованного и несвоевременного введения или изменения юридических критериев в сфере публичного управления. Юридический крите- рий в сфере публичного управления определяется как формализованное правовое средство (инструмент), используемое для ориентирования правотворческой и правореализацион- ной деятельности в сфере публичного управления с последующей оценкой ее результатов. Юридически значимыми особенностями сферы публичного управления для выбора времени введения или изменения юридических критериев являются ее возможная четко выраженная цикличность, а также обязательное наличие как минимум трех групп участников с само- стоятельными социальными ролями и интересами: субъектов публичного управления, не- посредственных адресатов управленческих решений и тех лиц, на чью жизнь реализация управленческого решения в итоге оказывает свое воздействие. Статья основана на поло- жениях теории социального управления о его стадиях (функциях), представленных с учетом действия нормативных правовых актов во времени, содержит анализ практики введения в действие отдельных нормативных правовых актов и завершается предложениями по обе- спечению своевременности установления и изменения юридических критериев в сфере пу- бличного управления.


Автор: Васильев П. В.


Рубрика:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.096-103


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена проблеме выбора модели правового регулирования ми- грации применительно к отечественному правопорядку. На основе анализа нормативных правовых актов автор приходит к выводу о существовании централизованной модели пра- вового регулирования миграции в системе российского права. В статье рассматривается и иная модель правового регулирования миграции — децентрализованная модель или модель миграционного федерализма. Получившая распространение в системе общего и континен- тального права децентрализованная модель правового регулирования миграции опирается на органы местного самоуправления и субъекты Федерации, которые обладают соответ- ствующими, делегируемыми федеральными органами власти полномочиями по регулирова- нию миграции. Децентрализованная модель правового регулирования миграции учитывает интересы местного населения на определенных территориях, их экономическое развитие и потребности в мигрантах, способствует политике адаптации и интеграции иностран- ных граждан.


Автор: Хабибулин Р. Р.


Рубрика:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.087-095


Читать на сайте журнала

Аннотация:
С 1 января 2017 г. вступил в силу ряд изменений Налогового кодекса РФ. Было введено специальное регулирование в сфере услуг, оказанных в электронной форме. Теперь такие услуги, оказанные на территории Российской Федерации иностранными организация- ми, облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС). Поставщики электронных услуг обязаны зарегистрироваться в российских налоговых органах, ежегодно отчитываться по НДС и уплачивать налог. К сожалению, подробный анализ введенной системы взимания НДС при оказании иностран- ными организациями услуг в электронной форме показывает, что нововведения обладают рядом серьезных недостатков. Их наличие вызвано не единичными ошибками законодателя, а несовершенством всей системы в целом. Такое несовершенство в значительной мере обу- словлено относительной новизной рынка электронных услуг и, следовательно, отсутстви- ем большого опыта регулирования этой сферы в мировой практике. В настоящей статье рассматриваются и исследуются предложенные в науке способы усо- вершенствования системы взимания НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме. Автор анализирует недостатки и достоинства каждого способа и на этой основе делает вывод о том, какому из них следует отдать предпочтение.


Автор: Ем А. В.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.077-086


Читать на сайте журнала

Правовые пределы налогового планирования


Морозова О. С., Кочеткова В. А.

Аннотация:
В настоящее время разработан достаточно обширный внутригосударствен- ный и международный инструментарий по борьбе с уклонением от уплаты налогов и обхо- дом закона. Статья раскрывает действующие в России механизмы через сравнительный анализ (сравнение с другими юрисдикциями), а также инструменты, созданные на между- народном уровне в рамках двустороннего взаимодействия стран и международных органи- заций.


Автор: Морозова О. С., Кочеткова В. А.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.071-076


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье представлен взгляд на развитие налоговых отношений государств — участниц БРИКС с учетом новой расстановки сил на мировом олимпе и политики санкций. Автором анализируется процесс выработки единых подходов в сфере международного на- логообложения, трансфертного ценообразования, предотвращения уклонения от налогообложения и обмена информацией в рамках БРИКС. В работе рассматриваются принципы налогообложения, сформулированные в документах БРИКС, в частности принцип, согласно которому налоги должны взиматься в юрисдикции, в которой осуществляется экономиче- ская деятельность. По итогам проведенного исследования автор заключает, что на сегод- няшний день существует плацдарм в области модернизации действующих правил Модель- ной конвенции и определения подходов в рамках более плотного сотрудничества, в том чис- ле информационного, в рамках администрирования налоговой сферы.


Автор: Арзуманова Л. Л.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.068-070


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Настоящая статья посвящена рассмотрению ряда проблем, связанных с совре- менной бюджетной политикой Российской Федерации. В статье раскрыты понятие и зна- чение бюджетной политики в механизме финансовой деятельности государства, решен во- прос о соотношении понятия «финансовая политика» и «бюджетная политика». На основе проведенного исследования официальных документов (аналитических отчетов, статей) различных международных организаций (Международный валютных фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития) в работе анализируются основные направле- ния бюджетной политики Российской Федерации в период с 2014 по 2017 г., хронологически выделяются периоды существенного падения национальной экономики (2014—2015 гг.) и ее восстановления (2016—2017 гг.). Основываясь на прогнозе социально-экономического раз- вития России, данного в отчетах международных финансовых институтов и документах Министерства экономического развития РФ, в статье исследуются тренды развития эко- номики России и меры правового воздействия государства на экономические процессы, обе- спечивающие это развитие. В ходе проведенного исследования сопоставлены действия Пра- вительства РФ, направленные на регулирование и стабилизацию национальной экономики в условиях кризиса, и результаты примененной государством бюджетной политики, прове- дена их оценка на основе анализа имеющейся статистической информации. Автором сделан общий вывод об эффективности бюджетной политики России в кризисный период и о воз- растающем значении регулирующей функции финансов в системе прямых и обратных связей финансовой деятельности государства.


Автор: Ткаченко Р. В.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.061-067


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Современная долговая политика имеет определяющее значение для функциони- рования государственного долга России, поскольку закладывает основные направления раз- вития долговых отношений, заключающиеся в определении видов займов, состава кредито- ров, усилении кредитного рейтинга государства. В настоящее время в контексте долговых отношений главную роль играет кредитный рей- тинг государства как суверенного заемщика на международном финансовом рынке, который учитывается инвесторами. Традиционно кредитный рейтинг Российской Федерации опре- деляли три ведущих международных кредитных рейтинговых агентства: Fitch, Standard & Poorʼs (S&P) и Moodyʼs. В связи с занижением в последние годы кредитного рейтинга Россий- ской Федерации до низкого уровня было принято решение развивать национальную систему данных агентств и разрабатывать собственную шкалу рейтинга с учетом международного опыта. Из ранее существовавших национальных агентств аккредитацию Банка России на сегодняшний день прошли только два — «ЭкспертРА», Аналитическое кредитное рейтинго- вое агентство (АКРА) и три филиала упомянутых международных организаций. Предлагает- ся рассматривать кредитные рейтинговые агентства в качестве производных (вспомога- тельных) субъектов финансовых правоотношений.


Автор: Цареградская Ю. К.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.056-060


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассмотрены актуальные вопросы установления, введения и взимания обязательных фискальных сборов. Автор указывает на новеллы российского законодатель- ства, в соответствии с которыми в России вводятся сборы, обладающие всеми признака- ми сборов, включенных в действующую систему налогов и сборов РФ, но при этом в нее не включенные. Автором предлагается внесение изменений в НК РФ и включение в него вновь установленного курортного сбора. Аргументируется необходимость для государства со- блюдения конституционных принципов при введении на территории России новых фискаль- ных платежей и обременения граждан.


Автор: Алимбекова А. С.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.049-055


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Настоящая статья посвящена анализу правового регулирования государствен- ного финансового контроля в Российской Федерации. Автор, не ставя цель рассмотреть все компоненты финансового контроля, остановился только на некоторых недостатках орга- низации и осуществления бюджетного контроля. Так, в публикации исследованы вопросы рас- пределения бюджетных полномочий между органами финансового контроля как различного уровня власти, так и ведомственной принадлежности, взаимодействия и координации планов проведения контрольных мероприятий органов финансового контроля, направления бюджет- ного контроля. Внесены предложения по совершенствованию бюджетного законодательства в рассматриваемой сфере, в частности, предлагается детализировать компетенцию от- дельных органов бюджетного контроля, установить барьеры по дублированию контрольных мероприятий, уточнить формулировки Бюджетного кодекса РФ в части вертикального раз- граничения бюджетных полномочий органов финансового контроля. Исследование основано на анализе финансового контроля в области использования межбюджетных трансфертов.


Автор: Андреева Е. М.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.040-048


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассмотрена проблема возможности возврата субсидии на выполне- ние государственного (муниципального) задания в случае недостаточности средств самой субсидии. По результатам проведенного исследования автор выражает мнение, что поря- док и условия возврата субсидии, в том числе в случае полного использования предоставлен- ных бюджетных средств, следует признать одним из обязательных элементов механизма финансирования государственных (муниципальных) услуг, без которого достижение эффек- тивности и целевого использования бюджетных средств будет недостаточным. При этом в случае возврата средств не за счет непосредственно субсидии, а за счет иных средств уч- реждения речь идет скорее о компенсации возвращаемой части субсидии, нежели о возврате собственно бюджетных ассигнований.


Автор: Яговкина В. А.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.035-039


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена изучению роли планирования в бюджетном процессе Россий- ской Федерации. В работе проведен анализ новой редакции БК РФ, которой введен новый тер- мин «планирование» как стадия бюджетного процесса, охватывающий не только составле- ние проекта бюджета, но и его рассмотрение, и утверждение, а также сводную бюджетную роспись и кассовый план. Анализируются различные точки зрения на сущность планирования, его место в системе финансового права. В статье проводится разграничение стадий бюд- жетного процесса, их соотношение с планированием, рассматривается система докумен- тов бюджетного планирования в свете новой редакции БК РФ.


Автор: Болтинова О. В.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.028-034


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Настоящая статья посвящена исследованию института саморегулирования в аудите. В рамках проведенного исследования анализируется нормативно закрепленное определение саморегулирования. По мнению автора, определение саморегулирования, за- крепленное в ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 № 315‑ФЗ «О саморегулируемых ор- ганизациях» в целом и в некоторых деталях отражает суть саморегулирования, однако его трудно признать безупречным. В нем предпринята попытка раскрыть понятие «саморегу- лирование» через описание направлений деятельности, т.е. функций саморегулируемых ор- ганизаций. Вместе с тем, полагаем, что формулировка данного определения может быть улучшена за счет освобождения от информационного шума — лишних слов (вместо слов «стандартов и правил» достаточно записать «правил», вместо «разработка и установле- ние» — «установление»). В работе также соотносятся саморегулирование и государственное регулирование. Прове- денное исследование показало, что государственное регулирование и саморегулирование яв- ляются звеньями одной цепи или элементами в системе управления обществом. Изучение правовой природы компенсационного фонда дает основание сделать вывод о его пуб- личном характере. Данный факт, в свою очередь, позволяет говорить о саморегулировании в сфере аудиторской деятельности в качестве финансово-правового института.


Автор: Турбанов А. В.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.017-027


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Настоящая статья посвящена изучению вопросов, связанных с применением гражданско-правовых инструментов в бюджетном финансировании. Так, на основе проведен- ного исследования автор приходит к выводу об углубляющейся конвергенции публично-право- вых и частноправовых методов. В качестве примера использования частноправовых инстру- ментов в бюджетном финансировании приводится практика использования казначейского аккредитива в целях хеджирования публичных расходов. С переходом функции внутреннего государственного финансового контроля к Федеральному казначейству использование ак- кредитивной формы государственных расчетов становится ключевым инструментом обес- печения эффективного текущего контроля расходования бюджетных средств. Аккредитив позволяет значительно повысить прозрачность денежных потоков, что способствует со- кращению недобросовестных поставщиков в цепочке соисполнителей. Казначейский аккре- дитив обеспечивает перечисление авансов в сумме фактической потребности. Также в работе анализируется практика использования таких инструментов, как казначей- ское сопровождение и санкционирование финансовых операций, которые являются краеуголь-ным камнем текущего бюджетного контроля. По мнению автора, в ближайшее время мож- но обозначить следующие задачи развития системы казначейского сопровождения с исполь- зованием аккредитивных расчетов. В первую очередь необходима дальнейшая интеграция казначейского и банковского сопровождения, полномасштабное использование казначейского аккредитива при казначейском сопровождении. Особое внимание следует уделить выработ- ке подходов к интеграции казначейского аккредитива в процесс банковского сопровождения государственных контрактов. Необходимо распространить казначейское сопровождение на средства авансовых платежей по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым федеральными бюджетными и автономными учрежде- ниями за счет средств субсидий, предоставляемых из федерального бюджета. Следует ис- пользовать казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг инвестиционных объек- тов, включаемых ежегодно в федеральную адресную инвестиционную программу. При этом казначейское сопровождение должно быть интегрировано в бюджетный мониторинг.


Автор: Шохин С. О.


Рубрика:
Тема номера


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.011-016


Читать на сайте журнала

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью