Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"Актуальные проблемы российского права" № 5 за 2018 год


Статей в номере: 25

Самый читаемый автор номера: Колесникова Н. С.

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности понятийного аппарата охраны окру- жающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами в законо- дательстве РФ и зарубежных стран. По результатам исследования формулируются отли- чия в подходах к определению ключевых понятий в указанной сфере общественных отноше- ний в законодательстве России и зарубежных стран, определяется необходимость надлежа- щего законодательного определения содержания таких понятий, как «охрана окружающей среды», «обеспечение экологической безопасности», «экологически опасная деятельность». Доказывается, что четкое представление о содержании и пределах использования указанных понятий является необходимым условием наиболее эффективного правового регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании не- драми.


Автор: Агафонов В. Б., Игнатьев Д. А.


Рубрика:
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.221-235


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Рассматривается понятийно-категориальный аппарат правового регулирова- ния перемещения (переселения) населения из пострадавших районов при чрезвычайных ситу- ациях природного и техногенного характера — понятие «временное отселение», предусмо- тренное Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», и понятие «эвакуационные мероприятия», проведение которых предусмотрено Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Несмотря на сходство правовых механизмов регулирования процессов, кото- рые определяют данные понятия, делается вывод об их различии. Среди основных отличий выделены следующие: решение о проведении временного отселения и эвакуационных меро- приятий принимается в соответствии с правовыми нормами различных по уровню своей значимости законодательных актов; уровень угрозы для жизни и здоровья людей в районах, где введено чрезвычайное положение, как правило, значительно выше, чем в зонах чрезвы- чайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем временно отселенные в безопасные районы пребывают в зоне временного отселения более продолжительный про- межуток времени и, соответственно, появляется необходимость создания более приспосо- бленных к временному проживанию условий. Также в статье дается авторское определение понятия «временное отселение».


Автор: Шпаковский Ю. Г., Евтушенко В. И.


Рубрика:
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.214-220


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена сравнению элементов юридического состава налогов в Ре- спублике Корея и Российской Федерации. Автор анализирует четыре основных элемента налогообложения, которые выделяются в науке налогового права Республики Корея — на- логоплательщики, объект налогообложения, налоговая ставка и налоговая база. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что в настоящее время в Республике Корея отсутствуют обобщающие нормы, закрепляющие перечень и определение элементов юридического состава налогов — данные элементы закрепляются в законах, устанавливаю- щих отдельные налоги. Представляется, что это влечет за собой снижение уровня право- вых гарантий соблюдения прав корейских налогоплательщиков. В связи с этим, по мнению автора, опыт Российской Федерации в рассматриваемой сфере может быть использован для совершенствования налогового законодательства Республики Корея.


Автор: Чо Ын Джин


Рубрика:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.209-213


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Настоящая статья подготовлена ввиду актуальности вопроса совершенство- вания функций и контрольных полномочий Счетной палаты Российской Федерации. Исследо- вание правового положения Счетной палаты Французской Республики с использованием ме- тода сравнительного правоведения позволяет более полно оценить процессы, происходящие в области государственного контроля в этой стране. Данный опыт может быть исполь- зован при обновлении системы финансового контроля в России. В статье рассматривают- ся организационная структура и основные полномочия счетных палат в Российской Феде- рации и Французской Республике, а также современное законодательство в области госу- дарственного финансового контроля. Данная статья может быть интересна слушателям курса финансового права, налогового права, бюджетного права, в особенности — системы государственного контроля (надзора). Кроме того, статья может быть интересна науч- ным сотрудникам и иным лицам, непосредственно занимающимся развитием процедур и го- сударственных инструментов, с помощью которых осуществляется регулирование сферы государственных финансов.


Автор: Мигачев А. Ю.


Рубрика:
Сравнительное правоведение


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.202-208


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье предпринята попытка отразить проблемные аспекты современных тенденций развития ювенальной юстиции в Кыргызской Республике в контексте принятия Кодекса о детях и УПК. Авторами была поставлена задача провести контент-анализ позиций ученых стран СНГ относительно вопросов дифференциации уголовного процесса; отразить основные принципы ювенальной юстиции в странах СНГ, в том числе Кыргызстане; прове- сти анализ принятого Кодекса о детях, касающегося вопросов ювенальной юстиции. В целом в статье проведено комплексное исследование теоретических и прикладных проблем диф- ференциации уголовно-процессуальной формы производства по делам несовершеннолетних в условиях реформирования УПК в странах СНГ в целом и в Кыргызстане в частности. Подни- маются проблемы, связанные с развитием уголовно-процессуальной формы производства по делам несовершеннолетних (УПФПДН) и на основе сравнительно-правового анализа развития института ювенальной юстиции в странах СНГ, выработаны теоретические положения по совершенствованию данного института в Кыргызстане. В исследовании отражены суще- ствующие недостатки действующего законодательства, препятствующие развитию юве- нальной юстиции в Кыргызской Республике, а также сформулированы рекомендации по совер- шенствованию Кодекса о детях с целью достижения поставленной ее разработчикам цели.


Автор: Исаева К. А., Жээналиева А. Ж., Камалова Л. Н.


Рубрика:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.193-201


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В рамках конституционной реформы, проведенной в Казахстане в 2017 г., про- изошло перераспределение власти между Президентом, Парламентом и Правительством. Однако и в дальнейшем следует продолжить работу по обеспечению баланса полномочий высших органов власти, повышению роли законодательной ветви власти. Нуждаются в со- вершенствовании нормы конституционного законодательства, регулирующие статус и полномочия Президента (о требованиях по стажу государственной службы для кандидата в Президенты, об основаниях и процедуре досрочного прекращения полномочий Президента, осуществлении консультаций с Конституционным Советом при введении чрезвычайного и военного положений, закреплении механизма обращений к Президенту других субъектов с ходатайством, о сокращении срока вынесения итогового решения Конституционного Сове- та и критериях срочного рассмотрения им вопросов). В целях обеспечения реальной многопартийности и на этой основе полноценного осущест- вления Парламентом контроля за деятельностью Правительства необходимо снизить за- градительный барьер в распределении мандатов для партий, участвовавших в выборах Ма- жилиса, с 7 до 2—3 %, предоставить высшему представительному органу непосредственно, без участия Президента Республики, применять к членам Правительства меры конституци- онно-правовой ответственности, совершенствовать процедуры выражения доверия и не- доверия Правительству, исключить ответственность председателей палат за законность актов, принимаемых Парламентом.


Автор: Жанузакова Л. Т.


Рубрика:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.185-192


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Российско-европейское сотрудничество в области исследования и использования космического пространства строится на основе долгосрочных и многоуровневых отноше- ний. Изменения в компетенции ЕС, внесенные Лиссабонским договором в 2009 г., не повлия- ли на структуру данных отношений в целом. Основной практической стороной отношения России со структурами европейской интеграции по-прежнему являются отношения между Россией и Европейским космическим агентством. Правовое регулирование отношений между Россией и Европейским Союзом в сфере исследования и использования космического простран- ства строится в рамках специфической международно-правовой базы, центральным звеном которой являются соглашения между Россией и Европейским космическим агентством. На- стоящая статья посвящена рассмотрению основ правового закрепления билатеральных отношений между Россией и европейскими структурами в области исследования и исполь- зования космического пространства в мирных целях, в частности правовому анализу соот- ветствующих положений базовых соглашений о сотрудничестве между Россией и Европей- ским Союзом и между Россией и Европейским космическим агентством на фоне изменения компетенции ЕС и развития европейской космической политики в условиях «замороженного» партнерства с Россией.


Автор: Калиниченко П. А., Митрохина А. Х.


Рубрика:
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.176-184


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье предпринята попытка провести сравнительный анализ двух инсти- тутов международного морского права — исключительной экономической и рыболовной зон. Считается, что провозглашение рыболовных зон государствами противоречит Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая предусматривает создание лишь исключительных экономических зон. Автор опровергает данный тезис путем обращения к современной прак- тике государств. В статье анализируются понятия исключительной экономической и ры- боловной зон, их историческое развитие, правовая природа и отличительные особенности, приводятся примеры международных договоров, национального законодательства, решений национальных судов, фактического поведения государств, обосновывающих существование рыболовных зон наряду с институтами Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. На основе проведенного сравнительно-правового анализа автором формулируются выводы и предло- жения. В частности, предлагается признать существование в международном праве рыбо- ловных зон в качестве партикулярного международно-правового обычая.


Автор: Андриянов Д. В.


Рубрика:
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.167-175


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Заключая договор, стороны учитывают различные обстоятельства, суще- ствующие в данное время. Не вызывает споров тот факт, что коренное изменение обсто- ятельств, существовавших при заключении договора и составлявших существенное основа- ние согласия участников на обязательность для них договора, может повлечь за собой пре- кращение или приостановление его действия. Такой подход, принятый теорией и практикой, получил нормативное закрепление в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Однако очень редки те случаи, когда государство, ссылаясь на коренное изменение обстоятельств как на основание прекращения (приостановления) договора, не встречает возражений другой стороны (сторон) прекратить или приостановить действие такого до- говора на этом основании. Объясняется это в первую очередь тем, что ст. 62 указанной Кон- венции, содержащая норму о влиянии коренного изменения обстоятельств на действие меж- дународных договоров, не предусматривает четких критериев, позволяющих определить, действительно ли обстоятельства, на изменение которых ссылается сторона договора, составляли «существенное основание согласия участников». Поэтому необходима выработ- ка таких критериев, с тем чтобы избежать возникновения споров, связанных с необоснован- ными ссылками на коренное изменение обстоятельств.


Автор: Ильинская О. И.


Рубрика:
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.155-166


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В ряде статей Особенной части Уголовного кодекса РФ фигурируют терми- ны «потенциально опасные психоактивные вещества», «экологически опасные вещества», «иные опасные химические и биологические вещества» и т.п., которые зачастую включены в специальные списки и перечни, обусловливающие опасность того или иного вещества. Об- щеизвестно, что при расследовании преступлений, связанных с данными веществами (все вышеперечисленные вещества автором объединены в одну группу — «опасные вещества»), последние, как правило, требуют криминалистического исследования. До сих пор в кримина- листике нет однозначного понимания понятия опасных веществ. Криминалистическое его обоснование должно быть сосредоточено на собственно криминалистических реалиях. Ре- шение криминалистических задач является не конечной, а промежуточной целью расследова- ния преступлений. В работе предложен вариант авторского определения понятия опасных веществ, рассмотрены их основные типологии и классификации.


Автор: Корма В. Д.


Рубрика:
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.143-154


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В российских юридических исследованиях можно встретить две точки зрения: 1) амнистия бессрочна; 2) амнистия действует в пределах определенного срока. Цель насто- ящей статьи — проверить, какая из двух позиций соответствует свойствам современной российской амнистии. Анализ практики объявления амнистии и практики применения ее су- дами в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы. Срок исполнения ам- нистии не является сроком ее действия. Применение амнистии за пределами этого срока осуществляется без каких-либо дополнительных ограничений. Возможная продолжитель- ность разрыва между объявлением амнистии и ее применением не должна приводить к вы- воду о бессрочности амнистии. Амнистия распространятся лишь на деяния, совершенные до определенного момента (в течение определенного срока). Поэтому круг случаев, в которых должна быть применена амнистия, заведомо исчерпаем. Полное исполнение амнистии и яв- ляется моментом, когда прекращается действие амнистии во времени.


Автор: Кокотова Д. А.


Рубрика:
УГОЛОВНОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.136-142


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье представлен анализ особенностей проведения запроса котировок и запроса предложений как форм торгов. Автор рассматривает актуальные изменения Фе- дерального закона от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельны- ми видами юридических лиц» и доказывает, что основой комментируемых изменений послу- жило законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок. Исследуются вопросы правомерности отказа заказчиков от заключения договора с победителем запроса котиро- вок, запроса предложений, доказывается тезис о необходимости законодательного реше- ния проблемы изменения существенных условий сделки, заключенной по итогам торгов, на стадии ее исполнения. Отдельное внимание уделено новым правилам заключения договоров, заключенных по итогам конкурентных способов закупок. Критическому анализу подвергает- ся предусмотренная в Законе № 223‑ФЗ классификация закупок на конкурентные и неконку- рентные способы определения поставщика. Предлагается рассматривать изменения Закона № 223‑ФЗ как результат лоббирования интересов крупнейших корпоративных заказчиков.


Автор: Тасалов Ф. А.


Рубрика:
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.126-135


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена анализу законопроекта о внесении изменений в гл. 31 ГПК РФ относительно процедуры рассмотрения дел об ограничении в дееспособности граждан, ко- торые вследствие психического расстройства могут понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц. В марте 2015 г. в ГК РФ появилась возможность ограничения в дееспособности лиц, страдающих психическим расстройством, до этого мо- мента по российскому законодательству таких лиц могли признать только недееспособ- ными. Несмотря на уже существующую возможность ограничить в дееспособности граж- данина, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, процессуальный порядок рассмо- трения этой категории дел до сих пор не утвержден. В статье анализируются положения законопроекта и предлагается ви́дение автора по таким вопросам, как круг субъектов, вид назначаемой судебной экспертизы и возможность уточнения заявленных требований по этой категории дел.


Автор: Закаряева М. М


Рубрика:
ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.119-125


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье, рассматривается вопрос о возможном возвращении в действующее гражданское законодательство положений о семейной собственности. Установлено, что термин «семейная собственность» и ранее был известен российскому законодательству. Определено, что возрождение института семейной собственности в наибольшей степе- ни соответствует правовой природе нового для действующего законодательства поня- тия — «родовая усадьба». Анализируется возможность применить положения о семейной собственности к родовой усадьбе как объекту гражданских прав и разновидности единого недвижимого комплекса. Применительно к родовой усадьбе и как производное право от права собственности семейная собственность рассмотрена как в объективном, так и в субъек- тивном смысле. В результате анализа автор приходит к выводу, что право семейной соб- ственности на родовую усадьбу можно описать как право членов семьи по своему усмотре- нию владеть, пользоваться и распоряжаться вещами, составляющими родовую усадьбу, как единым целостным неделимым благом, без определения долей в праве на нее, исключительно в интересах семьи и только сообща.


Автор: Ягунова Е. Е.


Рубрика:
Гражданское и семейное право


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.112-118


Читать на сайте журнала

Статья ОТОЗВАНА (РЕТРАГИРОВАНА) 12.07.2018 г.
Основания освобождения от договорной ответственности в гражданском праве


Кархалев Д. Н.

Аннотация:
В статье рассмотрены актуальные проблемы защиты гражданских прав и от- ветственности при реализации охранительной функции гражданского права в договорных и внедоговорных отношениях. Автор проанализировал основания освобождения от договор- ной ответственности. В статье предлагается различать категории освобождения и исклю- чения ответственности. Главным основанием освобождения от ответственности призна- ется непреодолимая сила. В статье раскрыты признаки непреодолимой силы — чрезвычай- ность и непредотвратимость. Обстоятельствами, освобождающими от ответственно- сти, являются также: вина потерпевшего (умысел или грубая неосторожность), действия третьих лиц, управомочие правонарушителя (например, лицо не возмещает вред, причинен- ный в состоянии необходимой обороны). По мнению автора, кредитор не лишен возможности отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением об- стоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы. Особенности освобождения от ответственности показаны на примере транспортных и подрядных отношений.


Автор: Кархалев Д. Н.


Рубрика:
Статьи без рубрики


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.105-111


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Субъективное право, выступая мерой возможного поведения управомоченного субъекта, наполняется в объективной действительности конкретным содержанием как известная часть системы иного порядка — правоотношения. В указанном аспекте всякое субъективное гражданское регулятивное право может иметь два качественных состоя- ния: первое существует с момента возникновения права, второе — с момента нарушения или оспаривания права. Сообразно с этим в субъективном гражданском регулятивном праве отчетливо выделяются обязательные (регулятивные) и факультативные (охранительные) правомочия. В то же время субъективное гражданское охранительное право, предназначен- ное для защиты другого, уже нарушенного права, изначально включает в свой состав только охранительные правомочия. Субъективному гражданскому праву корреспондирует граждан- ско-правовая обязанность. Оба названных явления в силу диалектического закона единства и борьбы противоположностей составляют неразрывное целое, образуя при этом содержа- ние юридической связи. В этой связи сущность гражданско-правовой обязанности выявляет- ся исходя из сущности субъективного гражданского права, которому противостоит иссле- дуемая обязанность.


Автор: Груздев В. В.


Рубрика:
Гражданское и семейное право


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.095-104


Читать на сайте журнала

Виды публичного аудита


Пономаренко К. С.

Аннотация:
Статья посвящена изучению особенностей правового регулирования публичного аудита, осуществляемого Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъек- тов РФ и муниципальных образований. Публичный аудит является фундаментом для госу- дарственного и муниципального финансового контроля. В статье отражаются ключевые подходы повышения эффективности системы публичного управления, основные формы пу- бличного аудита и их конкретное предназначение в целях развития государства, экономики, общества и конкретного человека. Отличия видов (форм) публичного аудита зависят от того, в отношении кого аудит осуществляется. В качестве субъектов могут выступать как публичные структуры (органы власти, бюджетные организации и т.д.), так и публич- но-частные образования (публично-правовые компании). В статье рассматриваются про- тиворечия отдельных нормативных правовых актов БК РФ, что указывает на отсутствие единой системы финансово-правового регулирования данной области. Приведенная в ста- тье классификация публичного аудита позволяет разграничить отдельные виды (формы) публичного аудита, увидеть их особенности реализации и задачи.


Автор: Пономаренко К. С.


Рубрика:
Финансовое право


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.089-094


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Актуальность статьи связана с формированием и развитием концепции «широкого» толкования права на частную жизнь, что находит свое выражение как в за- рубежном, так и в отечественном праве, влиянием указанной концепции на особенности современного правового регулирования частной жизни. Анализируя процессы становления и развития права на частную жизнь в России и зарубежных странах, опираясь на решения Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, автор приходит к выво- ду о наличии процессов конституциализации отечественного права на неприкосновенность частной жизни (как негативного права), эволюционировании указанного права в сложно- составное право (систему прав и правомочий), включающего как негативные, так и пози- тивные элементы, что в итоге приводит к существенному расширению области воздей- ствия права на частную жизнь. При этом выделяется особая роль в указанных процессах Конституционного Суда РФ, который выполняет роль генератора новых позитивных начал в области правового регулирования частной жизни, расширяя сферу воздействия права на частную жизнь.


Автор: Кротов А. В.


Рубрика:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.081-088


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье анализируется существующее правовое регулирование парламент- ских запросов палат Федерального Собрания РФ исходя из целей парламентского контроля, отраженных в федеральном законодательстве. Автором предложена типология парла- ментских запросов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ за период с 2000 по 2017 г., выявлены базовые типы парламентских запросов и выделены их признаки. По результатам исследования предложено внедрение в федеральное правовое ре- гулирование института интерпелляции.


Автор: Зубарев А. С.


Рубрика:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.065-080


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье раскрываются особенности содержания и гарантий принципа доступ- ности конституционного правосудия, являющегося одним из основных начал деятельности Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. В общем плане данный принцип предполагает создание организационных, институциональ- ных и нормативно-правовых условий, обеспечивающих реальную возможность не только обращения управомоченных субъектов в орган конституционного правосудия, но и квалифи- цированного рассмотрения и разрешения соответствующего дела с целью эффективного восстановления нарушенных прав. Проанализированы основные гарантии принципа доступ- ности конституционного правосудия, касающиеся установления в законе ясных и четких правил подведомственности соответствующих дел; отсутствия излишних организацион- ных и фискальных обременений, связанных с обращением в органы конституционного право- судия; обеспечения возможности использования удобного для заявителя способа обращения, в том числе на основе современных информационных технологий; свободного доступа к ин- формации о деятельности органов конституционного правосудия и др. Показаны основные проблемы, касающиеся законодательного обеспечения этих гарантий.


Автор: Брежнев О. В.


Рубрика:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.057-064


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Рассмотрены основные направления осуществления конституционализации правопорядка в условиях выявления, минимизации и устранения конституционных рисков и потенциальных угроз. На основе анализа нормативных и доктринальных источников, су- дебной практики выявлены и показаны первостепенное значение и роль Конституции РФ, реализации ее положений в конструкции конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка. Сформулировано понятие и выявлены основные конституционные риски, их разновидности, разработаны основные направления реализации конституционализации правопорядка. Оcвещены проблемы обеспечения верховенства и прямого действия Консти- туции России при проведении конституционных преобразований, обращено внимание на не- обходимость вдумчивого и последовательного их проведения, при этом такие преобразова- ния небезосновательно рассматриваются в правовой доктрине как конституционный риск. Резюмируется, что конституционализация правопорядка должна осуществляться в услови- ях своевременного выявления и эффективного устранения (минимизации) конституционных рисков. Минимизация конституционных рисков и нейтрализация потенциальных угроз пре- допределяют реальные возможности качественного воплощения идеи конституционализа- ции правопорядка в целом.


Автор: Безруков А. В.


Рубрика:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.044-056


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Данная статья подготовлена в рамках Международной научно-практической конференции «Нравственное измерение и человеческий потенциал права», состоявшейся 21—22, 26 апреля 2017 г. в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в связи с 15-летием философско-правового клуба «Нравственное измерение права». В статье рассматривается один из основополагающих вопросов профессиональной этики субъектов судебно-экспертной деятельности в России — направления совершенствования основных этических начал (принципов) экспертной деятельности. В ходе анализа законо- дательства, регулирующего судебно-экспертную деятельность, выявлены принципы, име- ющие, по мнению автора, нравственно-этическую сущность: принципы объективности и независимости. Кроме того, дополнительно предложены не нашедшие отражения в нор- мативных правовых актах, но не менее значимые для субъектов судебно-экспертной дея- тельности основные этические начала — конфиденциальность, беспристрастность, до- бросовестность, организованность, компетентность, неподкупность, честность. Вывод о значимости именно таких принципов сделан исходя из исследования уже существующих кодексов этики, в частности, Кодекса судейской этики, Кодекса профессиональной этики ад- воката, а также на основании положений судебной экспертологии и потребностей эксперт- ной практики. В качестве формы закрепления указанных принципов предлагается кодекс профессиональной экспертной этики. Идея о создании этического кодекса поддерживается многими исследователями, однако механизм разработки его проекта практически отсут- ствует, поскольку данный процесс представляется весьма трудоемким, требующим особой тщательности и последовательности.


Автор: Колесникова Н. С.


Рубрика:
ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПРАВА


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.036-043


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье формулируется проблема права как этико-антропологического кон- цепта. Прослеживаются смыслообразующие истоки концепта в философском учении Э. Гус- серля о «поле значений чистого сознания», отмечается эволюция этого понятия в смысло- вом поле (смысловом ядре и смысловой периферии) гуманитарных явлений, частным случаем которого является смысловое поле права. Утверждается, что каждый концепт обладает собственным смысловым полем, состоящим из одного смыслового центра (моноцентри- ческий) или нескольких центров (полицентрический), и предлагается модель права как ду- ального этико-антропологического концепта, включающего в себя два смысловых центра: «человек» и «нравственность». Отмечается многомерный характер человеческой природы (биопсихический, социальный и культурный), но смысл конструкта «человек» в простран- стве морали и права определен в большей мере социальными и культурными предпосылка- ми. Смысл конструкта «нравственность», составляющего второй центр концепта права, анализируется автором в рамках русской религиозной философии права. Рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия морали и права в человеческом измерении: насилия и ненасилия, коммуникативной направленности, нормативной регуляции и мотивации мо- рального поведения. В заключение делается вывод, что поиск интегральных понятий, синте- зирующих крайности моральных оппозиций, и выработка этических норм как фундаменталь- ных смысловых оснований права в обществе могут совмещаться в представлении о праве как этико-антропологическом концепте.


Автор: Гаврилова Ю. А.


Рубрика:
ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПРАВА


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.027-035


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Комплексное изучение телеологических аспектов правового регулирования предполагает познание целеполагания, осуществляемого различными субъектами права на разных уровнях праворегулятивной деятельности, в частности на уровне договорного пра- вового регулирования общественных отношений. Телеологические аспекты договорно-регу- лятивной деятельности проявляются при определении конечных и промежуточных целей правового регулирования, целеполагании и согласовании воли субъектов договорного регу- лирования, а также в ходе телеологического толкования договорных норм. В основе уста- новления цели правового регулирования лежат социальные предпосылки появления права как регулятора общественных отношений, призванного ослабить (разрешить) конфликтную напряженность между претендующими на ограниченные блага участниками социальных взаимодействий. Следовательно, правовое регулирование направлено на предотвращение или разрешение социальных конфликтов, а упорядочение общественных отношений высту- пает промежуточной целью правового регулирования. Существование двух альтернатив- ных стратегий социального поведения (соперничество и сотрудничество) объективно тре- бует применения различных принципов, методов и средств правовой регламентации. В этой связи существование договорного регулирования объективно обусловлено наличием в соци- альной практике специфических общественных отношений, упорядочение которых предпо- лагает скоординированное, совместное волеизъявление участников. Делается вывод, что исследование телеологических аспектов договорного правового регулирования способству- ет выявлению системных свойств правового регулирования, его «механической» стороны и эффективности праворегулятивных средств, а в методологическом плане — пониманию целостности объекта государственно-правовой действительности.


Автор: Бакулина Л. Т.


Рубрика:
Теория права


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.019-026


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье исследуется процесс совершенствования механизма борьбы с терро- ром в Российской империи. Особое внимание уделено анализу нормативных правовых актов, регламентировавших работу органов политического сыска в России и за рубежом. Изучен про- цесс появления нового органа Департамента полиции — Заграничной охранки. Уделено боль- шое внимание такому виду оперативно-розыскных мероприятий, как наружное наблюдение: именно в конце XIX в. руководство Департамента полиции занялось укреплением и центра- лизацией системы наружного наблюдения с целью повышения качества ее функционирования и устранения отдельных элементов разобщенности. Отмечено, что антитеррористиче- ский потенциал российских органов политического сыска на рубеже XIX—XX вв. не был реали- зован полностью. При организации борьбы с террором помимо имевшихся успехов обращено внимание на факты, вызывавшие у правительства обеспокоенность: административное руководство на местах небезосновательно уделяло большое внимание качеству работы органов правопорядка всех уровней подчиненности. Сложившаяся революционная ситуация требовала от российского правительства продолжения реформаторского курса и поиска но- вых организационно-правовых решений в сфере борьбы с террором, часть которых в конце XIX в. все-таки была найдена.


Автор: Колотков М. Б.


Рубрика:
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.011-018


Читать на сайте журнала

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью