Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 6 за 2018 год


Статей в номере: 11

Самый читаемый автор номера: Белов В. А.

Аннотация:
В статье определяется природа резерваций, рассмотрены особенности пра- вовых категорий «суверенитет» и «суверенные полномочия» индейских сообществ. Для выявления сходств и отличий между резервациями и территориальными автономия- ми предлагается рассматривать автономии комплексно в трех измерениях: как принцип, форма территориальной организации сообщества и правовой режим. Предлагаемые кри- терии определения автономии используются в качестве квалификаторов конституцион- но-правовой природы резерваций. Указывается, что сфера самоуправления индейских сообществ подвержена высоким ри- скам трансформации решениями федеральных властей при минимальных ресурсах конфи- гурирования собственных правовых порядков. Проведена аналогия с подходом к моделиро- ванию конституционно-правовых статусов неинкорпорированных территорий США. В заключение сформулирован вывод о том, что конституционно-правовой статус резер- ваций может быть охарактеризован с двух позиций. С учетом институционализации налоговых и финансовых преференций, особых прав в сфе- ре природопользования для индейских племен они обладают преимуществами по сравне- нию с населением штатов и муниципалитетами в определенных сферах жизнедеятельно- сти (игорный бизнес, розничная торговля, налоги, особые права пользования природными ресурсами). Указанные индикаторы в совокупности с национально-культурной идентич- ностью и возможностью формирования законодательных, исполнительных и судебных органов сближает резервации с институтом территориальной автономии. Другим аспектом их конституционно-правового статуса является перманентное со- стояние «подвешенности» и тотальной зависимости от федеральных властей, обуслов- ленное дефективностью гарантий самостоятельности в области внутреннего само- управления. Такой подход выступает характерным признаком государственной политики по сохранению в полном объеме на уровне федерации рычагов по управлению индейцами и территориями их проживания в своем ве́дении и контролю над ними. Указанные факторы характеризуют ограниченность ресурсов племен самостоятельно конфигурировать собственный правопорядок (по сравнению со штатами), что, в свою очередь, отделяет резервации от территориальных автономий. На этой основе кон- статируется, что резервации являются самостоятельными формами внутригосудар- ственных образований, которые тем не менее обладают признаками территориальной автономии.


Автор: Ирхин И. В.


Рубрика:
Зарубежное право


DOI: 10.17803/1729-5920.2018. 139.6.129-146


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена институту выдачи преступников в Российской империи во второй половине XIX — начале XX в., который к этому времени еще не нашел полного оформления в международном праве. Исследовано состояние российского законодатель- ства по вопросам, регламентировавшим порядок экстрадиции. Во второй половине XIX в. в России, в отличие от некоторых европейских стран, законодательство не располагало нормативными положениями, регламентировавшими порядок выдачи преступников. Толь- ко с принятием нового Уголовного уложения в 1903 г. в национальном законодательстве появились нормы, отчасти регламентировавшие эту процедуру. Изучены основные экс- традиционные договоры, заключенные Россией с европейскими странами во второй поло- вине XIX в. Начиная с 1866 г. российское правительство стало довольно активно заключать с европейскими странами специальные конвенции о выдаче преступников. Особое внима- ние уделено анализу порядка выдачи политических преступников. Отмечено, что принцип невыдачи политических преступников, хотя и являлся общепризнанным, представлялся весьма спорным и неоднозначным как для специалистов уголовного права, так и для юри- стов-международников, особенно в 70—90‑х гг. XIX в., когда многие цивилизованные страны столкнулись с проблемой противодействия терроризму. Законодательство практически всех европейских стран запрещало экстрадицию политических преступников, что находи- ло отражение в соответствующих международных договорах. Нередко ранее выдававшая политических преступников Россия лишь после 1866 г., а именно с момента заключения пер- вых картельных конвенций с европейскими странами, стала отказываться от экстради- ции за совершение политических преступлений. В рамках оценки антитеррористического потенциала экстрадиции в Российской империи делается вывод, что независимо от того, что во второй половине XIX в. получили однозначное оформление многие общепризнанные нормы международного права, в конвенциях хотя и нечасто, но продолжал прослеживаться индивидуальный подход к вопросу экстрадиции политических преступников.


Автор: Колотков М. Б.


Рубрика:
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ


DOI: 10.17803/1729-5920.2018. 139.6.117-128


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Исследование проблем определения понятия «трансграничный брак» в науке международного частного права является весьма сложным вследствие неопределенно- сти подходов к пониманию самого социально-правового явления «брак». Не все государ- ства пошли по пути законодательного закрепления данного термина. В юридической литературе многие авторы указывают и на невозможность, и на отсутствие необходи- мости унификации понятия «брак» вследствие больших различий исторических, правовых, семейных, религиозных традиций в области брачно-семейных отношений в государствах, принадлежащих к различных правовым системам. В российской юридической науке отсут- ствует единый подход к определению понятия «брак». Анализ юридической литературы позволил выявить несколько существенных подходов в решении указанного вопроса. Так, брак определяется как союз мужчины и женщины, как особый семейно-правовой договор, как гражданско-правовой договор. В науке международного частного права авторы ис- пользуют термины «международный брак», «трансграничный брак», «интернациональ- ный брак» как тождественные понятия, при этом термин «брак» не раскрывается. Автор предпринял попытку определения понятия «трансграничный брак» через соот- ношение понятий «международные отношения» и «трансграничные отношения». Тра- диционным является подход, согласно которому международные отношения возникают между государствами, между народами, носят общественно-политический характер и со- ставляют предмет правового регулирования международного публичного права. Термин «трансграничные отношения» рассматриваются как синоним термина «международные частноправовые отношения», которые возникают между физическими и юридическими лицами в частноправовой сфере — гражданско-правовые отношения, инвестиционные, торговые, трудовые и т.д. Поэтому, определяя понятие «брак» в международном част- ном праве, автор использует термин «трансграничный брак». Кроме того, автором выявлено отсутствие универсальных критериев (как признаков, оснований оценки явле- ния) отнесения отношений именно к трансграничным. Так, автором установлено, что к таким критериям в разных источниках относят субъектный состав правоотношений и их статус, политико-географическое местоположение и перемещение субъектов, на- личие иностранного элемента, связанность с различными правовыми системами либо иностранным правопорядком. По мнению автора, употребление термина «иностранный элемент» является наиболее удачным и обоснованным к характеристике трансгранич- ных отношений.


Автор: Савенко О. Е.


Рубрика:
Международное частное право


DOI: 10.17803/1729-5920.2018. 139.6.106-116


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Возрастающая угроза терроризма в современном мире заставляет миро- вое сообщество совершенствовать правовые основы борьбы с ним, в частности посред- ством расширения правовых возможностей государств по установлению уголовной юрис- дикции в отношении лиц, причастных к совершению соответствующих преступлений. Статья посвящена анализу установления универсальной уголовной юрисдикции в отно- шении преступлений террористической направленности сквозь призму выявления и ис- следования правовых оснований и правовой природы такой юрисдикции, а также условий правомерности ее установления. Результатом исследования становятся следующие выводы. Во-первых, принцип универсальной юрисдикции, будучи направленным на предот- вращение безнаказанности, занимает в системе принципов установления экстратер- риториальной уголовной юрисдикции особое место, обусловленное субсидиарным харак- тером универсальной юрисдикции. Во-вторых, установление универсальной юрисдикции в тех случаях, когда обязательство государства осуществить судебное преследование закреплено в международном обычном или договорном праве, является, с учетом ее суб- сидиарной природы, именно обязанностью, а не просто правом государства такую юрис- дикцию установить. В-третьих, наиболее оправданным в настоящее время выглядит такой подход к определению правовой природы универсальной уголовной юрисдикции, как признание ее условного или ограниченного характера, поскольку выработка и закрепле- ние в международном праве условий установления универсальной уголовной юрисдикции может способствовать нахождению должного баланса соответствующих интересов международного сообщества и снижению политической напряженности при применении принципа универсальной юрисдикции. В работе также обосновывается тезис о примени- мости принципа универсальной юрисдикции к установлению уголовной юрисдикции в от- ношении преступлений террористической направленности.


Автор: Липкина Н. Н.


Рубрика:
Международное право


DOI: 10.17803/1729-5920.2018. 139.6.092-105


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье анализируются актуальные вопросы исполнения решений Евро- пейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) при пересмотре уголовных дел по новым об- стоятельствам. Приводятся обзор процессуальных моделей данной формы пересмотра окончательных судебных актов в зарубежных правовых системах, а также авторская классификация условий такого пересмотра в уголовном судопроизводстве РФ, выделя- ющая содержательные и формальные условия отмены или изменения вступивших в за- конную силу судебных решений. Исследуется феномен правовых позиций ЕСПЧ в качестве особой разновидности новых обстоятельств для пересмотра промежуточных и оконча- тельных судебных решений в российской юрисдикции, на основе анализа практики Верхов- ного Суда РФ выделяются проблемы эффективного исполнения решений ЕСПЧ при пересмо- тре дел по новым обстоятельствам, включая эффект «нуллификации правовых позиций» ЕСПЧ со стороны российских судебных инстанций. Причина данного явления может заклю- чаться как в отсутствии качественных переводов решений ЕСПЧ, так и в искаженном понимании отечественным правоприменителем сути доктрины «margin of appreciation», предоставляющей ему известную свободу усмотрения при оценке применимых способов исполнения решений ЕСПЧ. Предлагаются изменения закона, направленные на совершен- ствование процессуальной практики применения решений ЕСПЧ в российском уголовном судопроизводстве, в том числе за счет внедрения положений, создающих правовую основу для участия заинтересованных лиц в процедуре рассмотрения Президиумом Верховного Суда РФ вопроса о необходимости пересмотра приговора.


Автор: Осипов А. Л.


Рубрика:
Вопросы правоприменения


DOI: 10.17803/1729-5920.2018. 139.6.082-091


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Законодательству об административных правонарушениях уделяется при- стальное внимание, поскольку привлечение к юридической ответственности всегда связано с ограничением прав и свобод лиц, привлекаемых к ответственности. Законо- дательство об административных правонарушениях в Российской Федерации представ- лено на уровне федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. Субъекты РФ вправе устанавливать административную ответственность за нару- шение нормативных правовых актов субъектов Федерации и муниципальных правовых актов. Как в федеральном, так и в региональном законодательстве в полной мере долж- ны соблюдаться основные принципы права. Одним из них выступает принцип правовой определенности. Это неоднократно подчеркивал и Европейский Суд по правам челове- ка, и Конституционный Суд РФ. В статье проведен анализ правовых позиций Верховного Суда РФ, касающихся соблюдения принципа правовой определенности законодателями субъектов РФ при принятии законов об административной ответственности, выра- ботаны рекомендации, соблюдение которых позволит избежать нарушения принципа правовой определенности при принятии законов об административной ответствен- ности субъектами РФ. Также в статье проводится анализ действующего регионально- го законодательства на предмет его соответствия требованиям принципа правовой определенности. Большинство законов субъектов Федерации содержит нормы, не со- ответствующие принципу правовой определенности. На данный момент продолжают действовать нормы, сходные с теми или даже аналогичные тем, которые Верховный Суд РФ отменил как нарушающие принцип правовой определенности. В то же время, анализируя потребности и возможности регионального законодателя в защите норм субъектов Федерации и норм муниципальных правовых актов, можно прийти к выводу, что соблюдение принципа правовой определенности в некоторых сферах практически невозможно. В первую очередь это связано с необходимостью защиты муниципальных правовых актов, имеющих общую сферу регулирования, но различное содержание. Феде- ральный законодатель при установлении административной ответственности так- же не во всех случаях обеспечивает соблюдение данного принципа. Поэтому проблема соблюдения принципа правовой определенности при установлении административной ответственности на всех уровнях законодательства требует выработки общих под- ходов. Необходима разработка новых механизмов законотворческой техники, которые позволят соблюсти все требования принципов права.


Автор: Руденко А. В.


Рубрика:
Совершенствование законодательства


DOI: 10.17803/1729-5920.2018. 139.6.072-081


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена вопросам, связанным с полной и неполной апелляцией в теории процессуального права, каждая из которых имеет определенные характерные черты, позволяющие отграничивать одну от другой. Сравнительный анализ норм граж- данского процессуального и арбитражного процессуального права свидетельствует о наличии и сочетании отличительных признаков двух видов апелляции, что позволяет говорить о смешанной модели апелляции в отечественном цивилистическом процессе. Отмечается, что для судебного административного процесса также в большей мере ха- рактерна смешанная апелляция, вобравшая в себя признаки двух ее видов, но качественно отличающаяся от предыдущей в лучшую сторону в силу предпринятого законодателем положительного шага по наделению суда апелляционной инстанции полномочием отме- нять судебное решение и направлять административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в трех исчерпывающих случаях. Автор разделяет точку зрения относительно необходимости нормативного расширения числа оснований направления дела на новое рассмотрение судом апелляционной инстанции. Анализ двух видов апелля- ций позволяет автору прийти к выводу о приемлемости модели неполной апелляции для отечественного процессуального права в большей мере и, как следствие, о необходимости теоретической проработки и совершенствования законодательства в отношении российской смешанной модели апелляции в цивилистическом процессе. Необходимость внесения законодательных корректив продиктована тем, что нормативное установле- ние повторности рассмотрения дела судом второй инстанции приводит к потере смысла апелляции как проверочной инстанции, а легальное закрепление правомочия направления дела на новое рассмотрение просто очевидно. В свете предстоящего реформирования процессуального законодательства представляется, что отмеченные пробелы и недо- статки могут быть восполнены и скорректированы в новом едином кодифицированном акте путем наделения суда апелляционной инстанции полномочием отмены судебного акта и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в исчерпываю- щем перечне случаев, в том числе и при установлении факта нарушения подсудности, с учетом того, что на суд второй инстанции не должны возлагаться не свойственные ему функции по первичному рассмотрению дела.


Автор: Котлярова В. В.


Рубрика:
Совершенствование законодательства


DOI: 10.17803/1729-5920.2018. 139.6.063-071


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье анализируется уголовное законодательство государств, относя- щихся к англосаксонской, романо-германской и мусульманской правовым семьям, в части установления ответственности за преступления, связанные с сексуальной эксплуатаци- ей и сексуальными злоупотреблениями несовершеннолетних. Настоящий анализ направ- лен на совершенствование отечественного уголовного законодательства относительно противодействия анализируемым преступлениям с учетом позитивного опыта решения этих проблем в законодательстве зарубежных стран. Методологической основой явился диалектический метод как универсальный инструмент познания в сочетании с такими общенаучными и частнонаучными методами, как формально-логический, юридико-техни- ческий, сравнительно-правовой, системный, а также метод толкования. Сформулирова- ны выводы о том, что многие зарубежные страны характеризуются широкой конкрети- зацией составов преступлений, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальными злоупотреблениями несовершеннолетних, а также детально подходят к дифференци- ации уголовной ответственности за данные преступления. В результате сформулиро- ваны предложения, касающиеся криминализации в российском уголовном законе деяния, выражающегося в домогательстве в отношении несовершеннолетнего с сексуальными целями, а также представлена авторская редакция дефиниции «сексуальная цель», ко- торую предлагается закрепить в примечании к ст. 135.1. Кроме того, предложено до- полнить квалифицирующим видом деяния, предусмотренные ст. 131, 132, 134, 135, 240, 242.1, 242.2 УК РФ, в части их совершения близкими лицами и иными лицами, проживаю- щими в одной семье с несовершеннолетним и занимающиеся его воспитанием, а также лицами, обязанными осуществлять надзор за ним. Приведенное исследование позволило заключить, что внесенные изменения и дополнения в гл. 18 и 25 УК РФ обеспечат защиту прав и интересов детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, поскольку преждевременное начало сексуальной жизни наносит вред их нравственному, физическому и психическому развитию.


Автор: Донченко А. Г., Токарева А. А.


Рубрика:
Совершенствование законодательства


DOI: 10.17803/1729-5920.2018. 139.6.054-062


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Данная статья посвящена правовому регулированию денежных отношений в Российской Федерации. В работе анализируются понятия, используемые в праве денеж- ного обращения, научные подходы к определению его элементов, система денежных от- ношений Российской Федерации. Предлагается авторский подход к содержанию денеж- ного права, выделяется дополнительный элемент денежных отношений, посвященный альтернативному денежному обращению. В настоящее время денежные отношения регулируются самыми разными отраслями права, такими как гражданское право (так как деньги являются обязательным элементом купли-продажи), уголовное право (деньги это собственность, которую это право призвано защищать) и т.д. Более того, в ста- тье ставится вопрос о необходимости научного обоснования отношений, возникающих при обращении денег, и вычленения из этих отношений тех, которые относятся непо- средственно к предмету финансового права. Предпринята попытка соотнесения поня- тий «денежное право» и «право денежного обращения». В этой связи определяется, что право денежного обращения регулирует процесс обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации, а денежное право выступает комплекс- ным правовым образованием, включающим в себя правовые механизмы обращения ва- лют и правовую природу не только денег, но и денежных суррогатов и альтернативных валют, обращение которых нормами российского финансового права не регулируется. В статье делается вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации до кон- ца не сформировался единый государственный подход к системе денежных отношений, а также ставится вопрос: сто́ит ли делать ставку на национальную валюту или продол- жать активно пользоваться мировыми резервными валютами для развития экономики. Также делается заключение, что требуется более детальная и качественная разработка денежного права в рамках науки финансового права, его содержания и состава элементов. Данная статья — это попытка сформулировать новый подход к денежному праву как раз- делу финансово-правовой науки, задать векторы его дальнейшего развития и определить новые направления совершенствования науки финансового права на современном этапе.


Автор: Лагутин И. Б.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2018. 139.6.045-053


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Настоящая статья посвящена вопросам сопоставления понятий «потреби- тель» и «слабая сторона» в обязательственных правоотношениях, а также определению идей и критериев использования соответствующего понятийного аппарата. При написании настоящей статьи были использованы такие частнонаучные методы по- знания, как формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, что позволило сформулировать следующие выводы относительно предмета исследования: потребитель — это лицо, приобретающее объект гражданского оборота для его ис- пользования в качестве конечного пользователя (end user); наличие у лица статуса «по- требителя» не делает его непрофессионалом в соответствующей сфере и изначально не наделяет его специальными правами, а контрагента — корреспондирующими обязан- ностями в целях восстановления нарушенных императивных начал гражданского зако- нодательства — принципа равенства; «слабая сторона» обязательственных отноше- ний — это лицо, которое в силу специфики фактически складывающихся правоотношений не может в полной мере оценить и осмыслено принять возможные негативные послед- ствия, возникающие в результате принятия и исполнения соответствующих обязан- ностей; наличие или отсутствие статуса предпринимателя (коммерсанта) не играет предопределяющего значения для квалификации лица в качества «слабой стороны» обя- зательственных правоотношений; в качестве признаков отношений, в которых одного из его участников допустимо квалифицировать в качестве «слабого» субъекта, можно выделить то, что контрагентом лица является предприниматель (коммерсант), для ко- торого осуществляемая деятельность является профессиональной и одним из основных способов приумножения прибыли; усматривается явная невозможность влияния на суще- ство договорных условий, т.е. наблюдается неравенство в переговорных возможностях, в том числе по причинам того, что лицо не обладает соответствующими знаниями и не может прогнозировать соответствующие риски; одним из ключевых факторов, влияю- щих на возможность использования свойственных «слабой стороне» обязательственных правоотношений арсенала прав и способов защиты, является проактивное поведение профессионального субъекта, которое заключается в информировании, а также получе- нии заверений от лица об осознании всей рискованности заключаемой сделки.


Автор: Белов В. А.


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


DOI: 10.17803/1729-5920.2018. 139.6.026-044


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена одной из важнейших проблем правовой теории — пробле- ме «справедливого права». Все великие революции ставили своей целью достижение соци- альной справедливости, которая ассоциировалась прежде всего с равенством всех перед законом. В значительной мере это объясняет удивительные совпадениях тех алгорит- мов, по которым развивались эти революции, проходя одни и те же этапы становления. В процессе революции идея равенства нередко подменяла собой идею свободы. Столкнове- ние старого уходящего правового порядка с новыми революционными нормами создавало специфическую ситуацию, чрезвычайное положение или аномию, в которой приостанавли- валось действие всякого закона, однако сама государственность, несмотря на изменение ее формы, продолжала существовать. Необходимость создания нового права требовала оформления нового правового порядка, итогом правового строительства становилось принятия конституирующих, нормативных актов, которые закрепляли установивший- ся порядок. Основное внимание автор статьи уделяет историческому опыту Английской и Французской революций, соотнося его с опытом других революций.


Автор: Исаев И. А.


Рубрика:
История государства и права


DOI: 10.17803/1729-5920.2018. 139.6.007-025


Читать на сайте журнала

Авторизация

  Информация для авторов

Уважаемые авторы!

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прекратил сотрудничество с издательской группой Nota Bene.

Читать полностью