Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 2 за 2019 год


Статей в номере: 13

Самый читаемый автор номера: Гамбарян А. С.

Аннотация:
Авторы статьи делают попытку комплексного теоретического и историче- ского анализа факторов-угроз национальной безопасности России в информационном про- странстве. В рамках постановки проблемы обосновывается актуальность исследования вопросов национальной безопасности в рамках общей теории государства и права, раз- рабатываются признаки, образующие понятие фактора-угрозы национальной безопас- ности. Акцентируется внимание на роли пассионарных личностей в процессах дестаби- лизации общества. Выдвигается гипотеза о двухуровневой структуре информационного пространства как объекта информационной безопасности, включающей глубинный (иде- ология) и поверхностный уровни, моделируются связи между процессами, происходящими на этих уровнях. Анализируя периоды экстремальных трансформаций российской госу- дарственности (революций 1917 г. и перестройки), авторы обнаруживают связь между эффективностью регулирования политических процессов и наличием изменений в инфор- мационном пространстве. Формулируется предположение об устойчивой связи между правовым регулированием, научно-техническим прогрессом и состоянием защищенности национальных интересов. Возникновение или увеличение доступности для населения но- вых технических средств распространения информации неизбежно влечет отставание в регулировании соответствующих общественных отношений, что в сочетании с опре- деленными политико-социальными факторами ставит под угрозу национальную без- опасность. Дается прогноз развития ситуации в краткосрочной перспективе с учетом развития сети Интернет. В качестве вывода авторы предлагают сосредоточиться на разработке новой модели регулирования информационной безопасности, основанной на осознании утраты эффективности традиционных средств и методов правового регули- рования, которыми государство располагало ранее. Утратив монополию на контроль над поверхностным уровнем информационного пространства, государство может и должно обеспечить стабильность на уровне идеологии.


Автор: Погодин А. В., Путинцев А. В.


Рубрика:
ИСТОРИЯ ПРАВА / HISTORIA LEX


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.163-175


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье приводится анализ одного эпизода из жизни двух российских ученых, а именно дискуссии П. Новгородцева со своим учеником В. Савальским. Вся пикантность эпизода заключена в том, что оба оппонирующих друг другу отечественных мыслите- ля являлись последователями неокантианского направления в философии, отстаивали концепцию естественного права. Кроме того, приводится развернутая характеристика жизни и творчества малоизвестного философа права Василия Александровича Савальско- го. Отмечается, что в начале своего научного поиска он стал основным исследователем и критиком учений неокантианцев в России. Во время работы в Варшавском университе- те В. А. Савальский исследовал проблемы истории и теории государства и права, консти- туционного права


Автор: Белов В. Н.


Рубрика:
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / PHILOSOPHIA LEX


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.151-162


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В рамках анализа практик институционализации конституционно-правовых статусов территориальных автономий Боливии, Великобритании, Дании, Индии, Индоне- зии, Канады, КНР, Молдовы, Узбекистана, Финляндии по критериям оснований и способов их формирования указывается на наличие двух основных сценариев. Согласно первому тер- риториальные автономии образуются на основе международных и национальных право- вых актов. Второй сценарий предполагает формирование автономий на основе только национальных правовых актов. В структуре первого сценария обособлены территориальные автономии, сформированные по итогам переговоров между сторонами конфликта (конфронтационная модель) и в дирек- тивном порядке (директивная модель). В структуре второго сценария выделены территори- альные автономии, учрежденные по итогам переговоров на основе достижения компромисса мирным путем или вследствие конфронтации (консенсусная и конфронтационная модели), а также автономии, сформированные в одностороннем порядке (директивная модель). Концептуальными требованиями успешной институционализации территориальной автономии обозначены следующие: наличие укоренившихся в обществе и государстве традиций демократии и верховенства права; установление реального режима внутрен- него самоуправления; ограниченность материально-финансовых ресурсов и продуцируе- мая в связи с этим зависимость от государства; отсутствие споров о суверенитете; четкость формально-юридической конструкции конституционно-правового статуса; незначительная численность населения и территории автономии. При этом структура и содержание данных требований являются весьма подвижными, а потому могут комби- нироваться в различном соотношении с неодинаковым удельным весом. Характерными примерами наиболее стабильных территориальных автономий (с точки зрения территориальной целостности и единства государства), в которых указанные условия присутствуют в различных объемах, являются автономии Боливии, Аландские острова, Фарерские острова, Гонконг и Макао. К данной категории можно также отне- сти Каракалпакстан и Нунавут ввиду их тотальной зависимости от поддержки нацио- нальных правительств. В свою очередь, потенциал для развития сепаратистских тенденций сохраняется в Вели- кобритании (Шотландия, Северная Ирландия), Индии, Индонезии, КНР (Тибет), Молдове, на Филиппинах.


Автор: Ирхин И. В.


Рубрика:
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / COMPARATIVE STUDIES


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.132-150


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В настоящее время проблема терроризма перестала быть для ЕС преиму- щественно внешней угрозой. В начале XXI в. существенно возросла частота, а также рас- ширилась география террористических атак. В этой связи борьба с терроризмом стала занимать особое место в политике ЕС. Несмотря на ограниченные полномочия в право- охранительной сфере, на уровне ЕС предпринимается немало усилий по формированию механизма противодействия террористической деятельности. Антитеррористическая политика включает в себя разнообразные средства, среди которых выделяются специ- альные правовые меры, разработка которых осуществлялась исключительно или преиму- щественно для целей борьбы с терроризмом. Настоящая работа направлена на иссле- дование специальных правовых средств по борьбе с терроризмом, которые формируют антитеррористическое законодательство ЕС. Антитеррористическое законодатель- ство является центральным компонентом в системе мер по предотвращению терро- ризма в ЕС, оно не подменяет собой соответствующие положения национального права стран ЕС. Его задача заключается в выработке общих стандартов по борьбе с террориз- мом, а также в том, чтобы обеспечить на территории ЕС единообразное применение международно-правовых средств антитеррористической деятельности. В настоящее время антитеррористическое законодательство ЕС состоит из двух ключевых компонен- тов: меры по гармонизации уголовных и уголовно-процессуальных норм, а также меры по борьбе с финансированием терроризма. Оба направления получили свое развитие в русле имплементации международных стандартов по борьбе с терроризмом, которые, в свою очередь, явились результатом реакции мирового сообщества на усиление терроризма в странах Запада. Главным импульсом для развития антитеррористического законода- тельства ЕС следует назвать события 11 сентября 2001 г. и усиление террористической активности в 2015—2016 гг. в странах ЕС.


Автор: Войников В. В.


Рубрика:
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / COMPARATIVE STUDIES


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.121-131


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Современные экономика и социум реконфигурируются в связи с появлением и развитием цифровых платформ, что образно именуется как «уберизация всего». Это стало возможным за счет развития информационно-коммуникационных технологий и формирования киберпространства. Ключевой проблемой для юристов является кон- струирование правовой надстройки киберпространства, что приводит к появлению целого ряда концептов: киберправа, «платформенного права», интернет-права и пр. Однако, пока наука пытается осмыслить соответствующие парадигмальные сдвиги, ко- лоссальный массив трансграничных сделок совершается потребителями с компаниями платформенного типа; трансграничные споры разрешаются посредством онлайн-урегу- лирования споров (ODR-процедур) в международных коммерческих арбитражах или судах; формируется правоприменительная практика, которая отвечает на вызовы киберсреды. И именно инструментарий международного частного права оказывается наиболее вос- требованным при регулировании соответствующих отношений. Что окажется более жизнеспособным в современных условиях: международное частное право или киберправо?


Автор: Мажорина М. В.


Рубрика:
КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.107-120


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена актуальным проблемам теории и практики познаватель- ной деятельности следователя в сфере досудебного уголовного производства. Высказан- ные авторами идеи, разработанные положения и рекомендации, характеристики, каса- ющиеся предмета, методов, средств и технологий познавательной миссии следователя базируются на эмпирически установленных закономерностях двух групп (категорий). Пер- вая — закономерности криминального и связанных с ним видов юридически значимого по- ведения (деятельности) и процесса его отражения. Вторая группа — закономерности организации и осуществления антикриминальной следственной деятельности в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Внимание уделено во- просам соотношения понятий следственного познания и распознавания, сущности и ме- ханизмов указанных форм (направлений) профессиональной деятельности следователя, а также проблеме формирования, взаимодействия и распознавания мысленных образов деяний с признаками преступлений. Наряду с этим, в статье нашли отражение сформу- лированные авторами определения понятий следственного познания и следственного распознавания.


Автор: Корма В. Д., Образцов В. А.


Рубрика:
НАУКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЦИКЛА / JUS CRIMINALE


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.092-106


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Актуальность статьи состоит в том, что в современном обществе обес- печение полноценной борьбы с преступностью предполагает в том числе решение раз- личных проблем в реализации прав и законных интересов лиц, в отношении которых со- вершается преступление. Например, в уголовно-процессуальной деятельности «лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о пре- ступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспе- чивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их ин- тересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установ- ленном гл. 16 УПК РФ». Но в правильной по содержанию норме отсутствует указание на определенных УПК РФ субъектов. Это приводит к тому, что правовые гарантии для лиц, не получивших статуса участника уголовного судопроизводства, остаются декларатив- ными. Анализ уголовных дел позволил выявить множество неточностей, законодатель- ных пробелов и противоречий, которые играют не последнюю роль в том, что физические или юридические лица, в отношении которых совершено преступление, в промежутке вре- мени до 30 суток не имеют процессуальных прав для защиты своих интересов. В статье поставлена цель с учетом определенного массива знаний по деятельности лиц, которые были вовлечены в уголовный процесс, разработать механизм их защиты с момента реги- страции сообщения о преступлении правоохранительными органами.


Автор: Желудков М. А.


Рубрика:
НАУКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЦИКЛА / JUS CRIMINALE


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.081-091


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы разграничения контрольно-надзор- ных и регуляторных (нормотворческих) функций между федеральными министерствами и федеральными службами. Анализируя логику разграничения указанных функций в рамках административной реформы, проведенной в России в 2004 г., автор отмечает уменьше- ние влияния коррупциогенных факторов на процесс ведомственного нормотворчества как положительный эффект реформы, с одной стороны, а также снижение оператив- ности в подготовке нормативных правовых актов, негативное влияние разногласий и противоречий между федеральными министерствами и федеральными службами на процесс и результаты нормотворчества — с другой. В статье предлагается ограничи- вать нормотворческие полномочия контрольно-надзорных органов в части принятия ими нормативных правовых актов, регулирующих внешневластные отношения, то есть деятельность подконтрольных объектов, а также регламентирующих процедуру кон- троля (надзора). При этом, по мнению автора, нерационально ограничивать полномочия федеральных служб по принятию нормативных правовых актов, имеющих внутриорга- низационный характер или направленных на регулирование кадровых вопросов и вопросов предоставления социальных гарантий работникам ведомств. Автором формулируется вывод о том, что совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти и разграничения функций между ними должно осуществляться на основе функ- циональных и процедурных реформ, предусматривающих принятие федеральных законов о нормативных правовых актах и о государственном контроле (надзоре). Целесообразно исключить нормотворчество из функций, являющихся основой для выделения типов фе- деральных органов исполнительной власти согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».


Автор: Перов С. В.


Рубрика:
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.069-080


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассматриваются различные подходы к понятию администра- тивной юрисдикции в современном российском правоведении, анализируются проблемы и противоречия в развитии теории административной юрисдикции в административно- правовой науке. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретические, общефилософские методы (диа- лектика, системный метод, анализ, синтез, дедукция), традиционные правовые методы (формально-логический). Обращаясь к вопросу о понятии административной юрисдикции, автор затрагивает проблему ее субъектного состава и приходит к выводу о признании судов в качестве субъ- ектов административной юрисдикции и о существовании административно-судебной юрисдикции в качестве одной из форм данного правового явления. В связи с этим автор обосновывает точку зрения о необходимости отказа от «узко-широкого» понимания ад- министративной юрисдикции, которое в работе рассматривается не иначе как следова- ние устаревшим стереотипам советской эпохи. Значительный интерес представляет также исследование предметной области адми- нистративной юрисдикции, которая связана с ситуацией правового конфликта. В данном контексте автор затрагивает вопрос о правовой природе деятельности суда по приме- нению мер административной ответственности, полагая, что, с одной стороны, это проявление деятельности, которая может рассматриваться как самостоятельная фор- ма административной юрисдикции. С другой стороны, указанная деятельность является правосудием, в рамках которого реализуется судебная власть. Исследовав административную юрисдикцию в качестве категории, позволяющей рас- крыть содержание и юридическое существо этого вида государственной деятельности, в работе дается определение административной юрисдикции в контексте ее соотноше- ния с судебной юрисдикцией и правосудием.


Автор: Панкова О. В.


Рубрика:
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.057-068


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье анализируется понятие и правовая природа переводного (транс- ферабельного) аккредитива в сравнительно-правовом аспекте. Автор сравнивает право- вую конструкцию трансферабельного аккредитива по ГК РФ с правовым регулированием трансферабельного аккредитива в соответствии с Унифицированными правилами и обы- чаями для документарных аккредитивов (редакция 2007 г., публикация ICC № 600). Под переводными, или трансферабельными, аккредитивами законодательство понимает такие аккредитивы, которые плательщик (приказодатель) и/или банк-эмитент дозво- лил перевести на вторых бенефициаров. Перевод аккредитива оформляется двумя сделками. Во-первых, первый бенефициар совершает одностороннее волеизъявление, адресованное переводящему банку, в котором первый бенефициар предлагает этому банку изменить субъектный состав возможных бенефициаров аккредитива. Волеизъявление первого бе- нефициара следует квалифицировать как одностороннюю сделку первого бенефициара о полном или частичном освобождении банка-эмитента (подтверждающего банка) от первоначально сделанной им оферты (открытие аккредитива), если перевод аккредити- ва на вторых бенефициаров будет совершен. Во-вторых, переводящий банк совершает одностороннюю сделку по переводу аккреди- тива на вторых бенефициаров. Эту сделку переводящий банк совершает от имени, за счет и в интересах банка-эмитента (подтверждающего банка) на основании полномо- чия, содержащегося в условиях аккредитива. Односторонняя сделка переводящего банка по переводу аккредитива является офертой, совершенной им от имени банка-эмитента (подтверждающего банка), доведенной до сведения вторых (второго) бенефициаров (бе- нефициара), с предложением заключить договор о совершении платежа (акцепта и пла- тежа переводного векселя) против соответствующих финансовых и/или коммерческих документов. Одновременно перевод аккредитива приводит к изменению первоначальной оферты об открытии аккредитива на первого бенефициара в части субъектного состава возмож- ных будущих акцептантов.


Автор: Ефимова Л. Г.


Рубрика:
ЧАСТНОЕ ПРАВО / JUS PRIVATUM


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.048-056


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье отмечается, что при рассмотрении судами споров о воспитании де- тей органы опеки и попечительства могут выступать в качестве процессуального истца, а также государственного органа, компетентного давать заключение по существу спора. В случаях, предусмотренных законом, органы опеки и попечительства вправе исполнять функции юрисдикционного органа, а также участвовать в процессе в качестве ответчика.


Автор: Богданова Е. Е.


Рубрика:
ЧАСТНОЕ ПРАВО / JUS PRIVATUM


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.041-047


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье обсуждается вопрос: возможна ли реализация субъективного права бездействием или это отказ от субъективного права? Автор предлагает различить реа- лизацию субъективного права и реализацию свободы совершения деяния, не запрещенного законом (право на свободу действий). Кроме того, при реализации субъективного права в форме использования лицо преследует конкретный правовой интерес, лицо имеет цель приобрести определенные материальные или нематериальные блага. Если лицо в целях использования конкретного субъективного права не совершает активных действий, то это означает, что оно, отказываясь от права, преследует иной интерес, отличающийся от результатов реализации конкретного субъективного права.


Автор: Гамбарян А. С.


Рубрика:
Теория права


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.029-040


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье дается общая характеристика беспилотных транспортных средств, разрабатываемых в России и за рубежом для использования в воздушном про- странстве, на суше и под землей, на воде и под водой, как в военных целях, так и для ис- пользования в народном хозяйстве. В общих чертах показаны принципы их функционирова- ния и степень автономности. Особое внимание уделено создаваемой ими опасности для личности, собственности и т.д. в связи с возникающими транспортными происшествия- ми и вытекающими отсюда нравственно-правовыми проблемами (соответственно «ка- зусу вагонетки» и крайней необходимости, часто встречающейся в практике использова- ния, например, автодорожного транспорта). Предложена дорожная карта, во-первых, по устранению пробелов в законодательстве (например, имеющихся в гражданском и адми- нистративном праве), во-вторых, по разработке правил безопасности движения и экс- плуатации беспилотных транспортных средств, в-третьих, по конструированию уголов- но-правовой нормы об ответственности за вред, причиненный беспилотником. Указаны основные подходы к определению указанного уголовно-правового запрета и выделены наи- более важные алгоритмы криминализации рассматриваемого деяния.


Автор: Коробеев А. И., Чучаев А. И.


Рубрика:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / NOVUS LEX


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.147.2.009-028


Читать на сайте журнала

Авторизация