Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 1 за 2019 год


Статей в номере: 13

Самый читаемый автор номера: Спиридонов П. Е.

Аннотация:
В статье приводится анализ юридических технологий противодействия терроризму в России в 1906—1907 гг. Исследован комплекс специальных организационно- правовых мер, принятых российской властью в начале XX в. с целью противодействия тер- рористической угрозе. Особое внимание уделено как нормотворчеству, так и правопри- менительной деятельности Министерства внутренних дел, продолжавшего проводить планомерную работу по пресечению деятельности террористических групп. Предпринята попытка установления ключевых правовых препятствий и ограничений для выстраивания эффективного механизма борьбы с преступлениями террористической направленности. Отмечено, что к началу 1906 г. методика организации террористической деятельности революционных организаций претерпела существенные изменения: террор в России стал децентрализованным, изменился и порядок принятия решения о реализации очередного террористического акта. Политическая составляющая партийной деятельности ото- шла на второй план, поскольку массовый характер террористической практики револю- ционерами фактически никак не анализировался, а сам террор в большей мере стал но- сить конъюнктурный характер и соответствовать реалиям революционного времени. В этот период на территории России стали регистрироваться факты реализации тер- рористических актов в отношении членов проправительственных организаций и струк- тур патриотической направленности: участились случаи совершения террористических актов в отношении представителей «легализированных» политических обществ (пре- жде всего черносотенных организаций), что могло спровоцировать появление массовых межпартийных выступлений. При этом анализ революционной обстановки, сложившейся в России к этому времени, свидетельствовал о том, что большинство известных рево- люционных партий предпринимали попытки организовать массовое вооруженное восста- ние. Акцентировано внимание на появлении в террористической среде новой тактики ве- дения политической борьбы путем совершения терактов — организации партизанской войны. Особое внимание уделено исследованию проблемы эффективного руководства де- ятельностью секретной агентурой Департамента полиции.


Автор: Колотков М. Б.


Рубрика:
ИСТОРИЯ ПРАВА / HISTORIA LEX


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.159-173


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассматривается процесс смены дореволюционной системы пра- вовых отношений и институтов на новый правовой порядок, основной целью которого было закрепить новое состояние власти, установившееся в России после октября 1917 г. Главная исследовательская задача — выявить принципиальные, базовые закономерности развития права в период революций на основе российского опыта. Подчеркивается, что на начальном этапе революции происходило смешение старых пра- вовых форм с новыми, старое право продолжало существовать в юридической практике. Даже в условиях радикально быстрых изменений невозможно провести преобразования одномоментно и повсеместно. Какое-то время действует сила инерции, когда продолжа- ют действовать старые государственно-правовые формы. Обосновывается ряд основных концептуальных положений. Во-первых, законодательство на первом этапе революции отражает первостепенные политические устремления вла- сти на закрепление и легитимацию политического успеха, поэтому отличается скоро- течностью принятия, не обладает системностью и последовательностью, предназна- чено в основном для чрезвычайных органов, его исполняющих. Во-вторых, правовые нормы носят классовый характер, для них характерны классовый ригоризм и революционная це- лесообразность, синонимом которой выступает революционная законность. В-третьих, революционная целесообразность фатально приводит к чрезмерной роли и значимости чрезвычайных органов, что ведет к их произвольным действиям и массовым злоупотре- блениям правом на репрессию. В-четвертых, советская модель правосудия в определении ее задач, принципов судоустройства и функционирования, осуществления карательной политики соответствовала модели советского государства. Определяющей ее функци- ей в этой модели была функция реализации политической доктрины юридическими сред- ствами и охранительная функция системы. Все явления в правовой сфере России рассматриваются в период от октября 1917 г. до конца 1920 г.


Автор: Никулин В. В.


Рубрика:
ИСТОРИЯ ПРАВА / HISTORIA LEX


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.144-158


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена сложным и многоаспектным отношениям, возникающим в области государственного управления, символическим воплощением которых является «машина власти». Существует давняя традиция, в основе которой лежит аналогия между машинным механизмом и человеческими социальными структурами. С эпохи абсолютист- ских государств и промышленной революции эти аналогии были перенесены на особую соци- ально-организационную структуру, которой является «бюрократия». Особое место в ней занимают техника управления, технологии властвования и организационно-технические нормы, что придает бюрократии образ скорее технической конструкции, чем человеческого коллектива. Вместе с тем жесткая нормированность деятельности этой структуры, ос- нованная на системе норм, предписаний и кодификаций, делает бюрократическую структу- ру проницаемой для механизмов правового регулирования. В историческом плане «машина власти» демонстрирует свою приспосабливаемость к самым разным политическим, эко- номическим и правовым контекстам, демонстрируя свою техническую «нейтральность».


Автор: Исаев И. А.


Рубрика:
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / PHILOSOPHIA LEX


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.119-143


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В современном обществе активно развиваются методы идентификации лиц на основе их физических, биологических или поведенческих характеристик. Европейские страны находятся в процессе создания целостной доктрины по вопросу биометрического контроля и уточняют собственную позицию в отношении тех ситуаций, когда биоме- трические данные используются частными лицами. С позиции информационного права в статье представлен новый авторский подход к про- блеме обработки биометрических данных, а также генетической информации. Существу- ющее много лет деление биометрии на «следовую» и «неследовую» теряет свое значение. Предложена новая классификация биометрии на цифровую и аналоговую. Биометрический контроль доступа не должен становиться рутинным явлением в рамках организации, предприятия и без каких-либо оснований заменять другие существующие виды контроля. Заинтересованному лицу можно самостоятельно доверить хранение соб- ственных биометрических данных, чтобы уменьшить риски утечки и последствия воздей- ствия на них. Биометрические данные должны храниться на серверах компании в зашиф- рованной форме, что делает невозможным их использование при отсутствии согласия заинтересованного лица. Биометрические данные должны быть защищены специальным правовым режимом. Пред- принятый анализ европейского и российского законодательства позволил сделать следу- ющие выводы: биометрические данные являются особым видом персональных данных, для них должен быть установлен специальный правовой режим и регулирование; цифровая биометрия нуждается в особом правовом регулировании, так как она наиболее уязвима; генетическая информация в полной мере не соответствует понятию персональных дан- ных, так как может относиться к неограниченному кругу лиц. Это определяет необходи- мость разработки специального закона «О генетической информации».


Автор: Рассолов И. М., Чубукова С. Г., Микурова И. В.


Рубрика:
ГЕНОМ / GENOME


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.108-118


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Несмотря на важность для уголовного права, основание уголовной ответ- ственности остается в уголовно-правовой науке достаточно дискуссионным. При этом оно подвергалось исследованию в многочисленных источниках. Однако в них вместо того, чтобы анализировать уголовное законодательство, многие авторы считают своим дол- гом прежде всего поделиться собственными представлениями об основании уголовной ответственности, безотносительно действительного содержания закона. Настоящая статья построена по-другому. В ней сделана попытка понять, что́ имел в виду сам нормотворец при формулировании положений ст. 8 УК РФ. Для этого оказалось необходимым выделить и проанализировать признаки, введенные им в основание уголов- ной ответственности. Одновременно были критически рассмотрены существующие в теории уголовного права представления об основании уголовной ответственности, признана неудачность как их, так и формулировки ст. 8 УК РФ. При этом выражено со- гласие с логичностью введения законодателем двуединого основания уголовной ответ- ственности. На базе проведенного исследования предложено и обосновано новое решение, более отвечающее насущным потребностям практики применения уголовного закона.


Автор: Благов Е. В.


Рубрика:
НАУКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЦИКЛА / JUS CRIMINALE


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.097-107


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Без знания истории, без глубокого ретроспективного анализа любого право- вого института невозможно представить себе пути его дальнейшего совершенствова- ния. Это вполне относится и к институту убийства матерью своего новорожденного ребенка. В данной статье предпринята попытка исследовать эволюцию уголовной от- ветственности за убийство матерью новорожденного ребенка, установить отношение законодателя к данному виду преступления на разных фазах развития российского уголов- ного законодательства — со времен Древней Руси по настоящее время. В этих целях ана- лизируются основные исторические законодательные акты, посвященные регулированию уголовно-правовой борьбы с этим деянием. Проблема рассматриваемого вида убийства предельно актуальна. В российской доктрине уголовного права имеются две позиции относительно ст. 106 УК РФ, предусматривающей смягченную уголовную ответственность за это преступление. В соответствии с одной из них ее наличие целесообразно, но она требует совершенствования, а согласно другой — она подлежит исключению, и виновные в таком убийстве должны нести уголовную от- ветственность на общих основаниях за квалифицированное убийство. Автор статьи вы- сказывается в пользу последней точки зрения.


Автор: Хатуев В. Б.


Рубрика:
НАУКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЦИКЛА / JUS CRIMINALE


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.083-096


Читать на сайте журнала

Аннотация:
25 лет воздействия Конституции Российской Федерации на общественные отношения в нашем государстве коренным образом изменили представление о кон- ституции и о конституционном праве. Принятие обществом Конституции Российской Федерации обозначило формальное признание народом прописанных в ней социальных ценностей и общепризнанный международным правом характер правовых принципов, реализующих эти ценности. Основой для конституционного регулирования обществен- ных отношений стали система конституционных принципов, имеющих естественное происхождение. Под естественным происхождением правовых принципов понимается их появление в правовой реальности в результате рациональной деятельности человека, не только в плане легитимации естественных прав, присущих человеку от рождения, но и в рамках их корректирующего воздействия на государственные режимы на пути про- движения гражданских прав и свобод человека. Естественное происхождение конститу- ционных принципов придает объективный характер конституционному регулированию, а их предопределенность и верховенство по отношению к воздействию законодательной деятельности государственной власти позволяет создать конструктивную дихотомию конституционного и законодательного режимов. В теоретико-правовом смысле консти- туционные принципы как регуляторы общественных отношений составляют «право конституции». Его фундаментальную часть составляют базовые конституционные принципы, определяющие основы конституционного строя. В работе определен механизм воздействия конституционных принципов на общественные отношения, отличный от нормативного регулирования: конституционные принципы, в отличие от норм, действу- ющих в полном соответствии со своим содержанием, действуют в определяемой мере своего содержания. Правовое развитие конституционного регулирования возникает в ре- зультате толкования конституционных принципов Конституционным Судом РФ. Орган конституционной юстиции, разрешая дела о конституционности нормативных правовых актов, создает правовые позиции — новые конституционные регуляторы общественных отношений, которые не только корректируют конституционное развитие государства, но и являются правотворческой характеристикой принимаемых решений. Используя кон- струкцию конституционного регулирования, предлагается актуальное осмысление про- блемы конституционной идентичности.


Автор: Ливеровский А. А.


Рубрика:
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.070-082


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассматриваются конституционно-правовые основы определения системы парламентского права: предметное поле, методы, источники. Констатируют- ся, что правовые нормы, характеризующиеся общими признаками, внутренним единством и отличающиеся от норм других отраслей права, образуют самостоятельную отрасль (подотрасль конституционного) права. На сегодняшний день институты парламентско- го права изучаются в теории государства и права, конституционном (государственном) праве, отчасти в административном праве, выделяют и парламентское процессуальное право. В этой связи в статье отмечается, что развитие демократии и парламентариз- ма, возрастающее значение парламента при реализации принципа разделения властей неизменно ставят перед юридической доктриной задачу обособления парламентского права. Автором обосновывается вывод о том, что конституционное право, как ведущая отрасль публичного права, регулирует те общественные отношения, которые принято именовать базовыми (конституционными), иначе — основополагающими, в каждой из об- ластей жизни. В то время как парламентское право имеет теоретико-правовые предпо- сылки обособления в самостоятельную отрасль (подотрасль конституционного) права, не нарушая органического единства конституционного права. Таким образом, автор счи- тает, что на современном уровне развития демократии можно констатировать нали- чие предпосылок к формированию новой отрасли (подотрасли) права — парламентского права.


Автор: Кошель А. С.


Рубрика:
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.062-069


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассматривается роль некоммерческих организаций в системе государственного управления и уделяется внимание особенностям их административ- но-правового положения. Констатируется повышение роли некоммерческих организаций в системе государственного управления, так как это связано с эволюцией механизма го- сударственного управления, его децентрализации и попытками задействования механиз- мов самоорганизации. В связи с возможностью делегирования ряда публичных полномочий со стороны государства некоммерческим организациям делается вывод об изменении со- става участников, имеющих властные полномочия, в системе государственного управ- ления. Вовлекая в систему государственного управления некоммерческие организации, государство преследует цель снижения «видимой» роли государства в различных сферах экономики и политической сфере. По причине передачи отдельных публичных полномочий государства некоммерческим организациям такие организации будут совмещать в себе разные аспекты юридической природы организаций, в частности гражданско-правовой статус и административно-правовой, которые переплетаются между собой, так как используются одни и те же нормативные правовые акты без учета особенностей право- отношений, в которые вступают соответствующие виды некоммерческих организаций. Разница между правовым положением, правовым статусом некоммерческой организации как участника административных правоотношений и некоммерческой организации как участника гражданских правоотношений заключается в том, что в гражданском праве некоммерческая организация рассматривается как организационно-правовая форма юри- дического лица — участника гражданского оборота, а в административных, администра- тивно-процессуальных отношениях как форма реализации публичных прав граждан в сфе- ре государственного управления, отдельных публичных полномочий государства в сфере государственного управления. Обращается внимание на двойственность правового ста- туса некоммерческих организаций, которая связана в том числе и с разными моментами наступления их правосубъектности. Момент возникновения административной право- способности и дееспособности отличается от аналогичного момента у гражданской правоспособности и дееспособности.


Автор: Спиридонов П. Е.


Рубрика:
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.051-061


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Исследуются виды государственной регистрации, проводимой для обеспече- ния частноправовых и публичных потребностей, а также содержание соответствующих административных процедур. Обосновывается вывод о публичном предназначении госу- дарственной регистрации, отнесенной к ве́дению федеральных органов исполнительной власти и иных публичных органов. Особое внимание уделено государственной регистрации гражданско-правовых договоров и публичных сделок. Рассматривается административ- но-правовое содержание государственной регистрации, установленной применительно к объектам интеллектуальной собственности, владению, пользованию и распоряжению отдельными объектами недвижимости, а также движимыми вещами. Проанализирова- ны регистрационные отношения, обусловленные правоохранительными потребностями. Обоснована классификация видов государственной регистрации в зависимости от целе- полагания, существа регистрационных процедур, статуса регистрирующего органа. Подробно рассмотрено содержание административных процедур, возникающих в орди- нарных, или экстраординарных регистрационных отношениях. Особое внимание уделено деликтным отношениям в сфере публичной регистрационной деятельности, опосредованным нарушениями административных процедур органами ис- полнительной власти и уполномоченными ими должностными лицами — «государствен- ными регистраторами прав». Административные процедуры, отнесенные к ве́дению органа публичной регистрации, влекут за собой возникновение, изменение, приостановление или прекращение регистра- ционного отношения и обусловленного им цивилистического или публичного правомочия. Выявление признаков правонарушения, совершенного регистрирующим органом, влечет за собой возмещение им имущественного ущерба, морального или репутационного вреда. Объектом государственной регистрации может быть не только конкретная вещь с ее выраженными имущественными и товарными свойствами, но и нематериальная суб- станция, прежде всего объект интеллектуальной собственности. Публичное предназна- чение государственной регистрации обусловлено защитой непубличных прав и интересов субъекта предпринимательства либо участника некоммерческой деятельности. Подробно рассмотрено содержание административных процедур государственной реги- страции в сфере правоохранительной деятельности.


Автор: Агапов А. Б.


Рубрика:
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.040-050


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена одному из наиболее актуальных для российского право- порядка биоэтических вопросов — регулированию суррогатного материнства. Данная тема, к сожалению, недостаточно освещена в научно-юридической литературе в силу ее новизны и комплексного характера биоэтических проблем. В настоящей статье приведен обзор нормативных правовых актов, регулирующих сур- рогатное материнство, российской и международной правоприменительной практики в этой сфере, а также правовых подходов других правопорядков. Особое внимание уделе- но новейшим тенденциям и подходам, связанным с принятием постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 16 «О применении судами за- конодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения де- тей». При этом обращено внимание как на публично-правовые, так и на частноправовые аспекты исследуемого института.


Автор: Момотов В. В.


Рубрика:
ЧАСТНОЕ ПРАВО / JUS PRIVATUM


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.029-039


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье выделяются базовые линии, по которым советская юриспруденция становится все менее марксистской и все более неокантианской. Это логика и методология науки, онтология и аксиология. Сама структура построения теоретического знания — он- тология, гносеология (логика + методология), аксиология — неорганична ни для аутентично- го марксизма, ни для более позднего «ленинизма». Первой в этом ряду появилась логика, вслед за логикой с неизбежностью следовала неокантианская «метафизика», которая, правда, остается за кадром преподавания и не находит своего воплощения в научных исследованиях. В годы оттепели возник московский методологический кружок, реабилитировавший нео- кантианскую идею методологии как особого раздела теории познания. Немного иная судь- ба постигает онтологию права, которая за семь десятилетий претерпевает эволюцию от отрицания права (буржуазное право при социализме) и социалистического правопони- мания (право как социальный порядок, меновое отношение и совокупность приказов вла- сти) к «широкому» или «либертарному» подходу к праву (различению закона и права). Не- зависимо от логики, методологии и онтологии неокантианство проявляется и в этике, что терминологически фиксируется даже в самом термине «аксиология».


Автор: Пржиленский В. И.


Рубрика:
Теория права


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.020-028


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Решение проблем становления правового государства, совершенствования механизма правового регулирования во многом зависит от состояния юридической со- циально-профессиональной группы. Отсюда вытекает необходимость тщательного ис- следования профессиональной деятельности юристов, проблем, с которыми они сталки- ваются в своей повседневной работе. Необходимо иметь также четкое представление о состоянии удовлетворенности юристов своей работой. Этому могут помочь резуль- таты проведенного автором социологического исследования профессиональной культу- ры юристов. Согласно приводимым в статье данным, оценка юристами степени удовлетворенности своей работой в целом достаточно противоречива. Более половины ответивших отно- сят себя к не совсем удовлетворенным своей работой. На удовлетворенность юристов работой заметно влияет их профессиональная специализация, стаж работы, возраст, пол. Это подтверждается приводимыми в статье данными. Автором подчеркивается необходимость дальнейшего глубокого и всестороннего исследования рассматриваемой проблемы с использованием возможностей социологической науки.


Автор: Соколов Н. Я.


Рубрика:
Теория права


DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.009-019


Читать на сайте журнала

Авторизация