Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 8 за 2013 год


Статей в номере: 12

Самый читаемый автор номера: О.В. Хабибулина

Колонка редактора


Колонка редактора

Аннотация:


Автор: Колонка редактора


Рубрика:
Колонка редактора


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассматривается институт государственной службы РФ с позиции правового режима. Правовой режим государственной службы представляет собой установленную нормами права идеальную модель функционирования и развития общественных отношений, складывающихся на государственной службе, закрепленную и обеспеченную совокупностью правовых, организационных и материально-технических средств, определяющих меру возможного и должного поведения субъектов и придающих особую направленность регулированию. Особенностями правового режима государственной службы является дуалистический материально-процессуальный, комплексный, регулятивно-охранительный характер. Правовой режим государственной службы отличает: жесткость требований, предъявляемых к государственным служащим; детальная регламентация их поведения; установление для государственных служащих специфических обязанностей, ограничений; запретов; особый контроль за деятельностью государственных служащих (даже после увольнения со службы); закрепление специфических оснований и порядка применения мер государственного принуждения в случае нарушения установленных правил. Перечисленные правовые средства подчеркивают административно-правовую (публичную) природу правового режима государственной службы. Структура правового режима государственной службы включает следующие элементы: цели и задачи режима; объект — носитель режима; субъекты режима; режимные правовые средства; режимные правила; система гарантий. Правовые принципы не входят в структуру правового режима, а стоят над ней и составляют базу, основу режима.


Автор: О.В. Хабибулина


Рубрика:
Проблемы теории отраслей права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Определение критериев, которые можно было бы положить в основу применения надлежащего способа защиты вещных прав, не нарушив при этом права и законные интересы других участников гражданского оборота, является достаточно сложным. Об этом свидетельствует как практика Конституционного Суда РФ, так и судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Границы, позволяющие отграничить смежные способы защиты, очень подвижны, а разъяснения высших судебных инстанций носят неоднозначный характер, что допускает свободу вольного толкования их положений при применении нижестоящими судами. На основе практики применения положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. (в ред. от 7 мая 2013 г.) № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» излагаются основные тенденции в выборе надлежащего способа защиты вещного права. Признание зарегистрированного права отсутствующим есть способ защиты вещных прав на недвижимое имущество, выработанный юридической практикой и признанный надлежащим, основанным на законе. Правоприменитель наделил этот способ такими характеристиками, как самостоятельность и исключительность.


Автор: И.М. Морева


Рубрика:
Комментарий законодательства


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье анализируется усиливающаяся тенденция обеспечения прочной взаимосвязи государственного и муниципального уровня власти в современной России. Несмотря на то, что конституционная модель взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления не позволяет официально признать органы местного самоуправления продолжением государственной администрации, действующим российским законодательством закрепляется множество правовых возможностей для определения отношений субординации между государственными органами и муниципалитетами. Взаимоотношениям субординации между государственной властью и местным самоуправлением способствуют сложившиеся территориальная организация местного самоуправления, принципы разграничения компетенции между государством и муниципалитетом, отсутствие полноценной финансово-экономической основы местного самоуправления. Расхождение конституционной, законодательной и фактической модели взаимоотношений между государственным и муниципальным уровнем власти в настоящее время приобретает резкие, очевидные формы. Это нельзя не признать опасным. Во-первых, нарушаются положения Конституции РФ. Во-вторых, субординационные отношения между государством и муниципалитетами приводят к развитию муниципального иждивения власти «бедных» муниципалитетов или муниципального сепаратизма власти сравнительно «богатых» муниципальных образований. Субординационные отношения должны постепенно усилиями региональных и местных элит вытесняться отношениями взаимодействия, сотрудничества, координации. Однако такие способы взаимодействия тяжело усваиваются участниками властеотношений в России.


Автор: О.Е. Шишкина


Рубрика:
Проблемы теории отраслей права


Читать на сайте журнала

Юридическая школа Дальневосточного университета: история, опыт и планы инновационной деятельности


В.И. Курилов, Т.М. Самусенко, В.В. Сонин, Н.Г. Присекина, А.Г. Фалалеев

Аннотация:
Статья посвящена Дальневосточному федеральному университету — его истории, опыту и дальнейшим планам инновационной деятельности. История юридического образования на Дальнем Востоке восходит к 1899 г., когда во Владивостоке был основан Восточный институт (ныне ДВФУ) — первое высшее учебное заведение к востоку от Байкала. Учебная программа института включала курсы юридического профиля. После восстановления в 1956 г. Дальневосточного государственного университета (ДВГУ) Минвуз СССР в сентябре 1958 г. принял решение о возвращении юриспруденции в стены университета и об открытии специальности «правоведение» при историко-филологическом факультете. В 1959 г. был образован историко-правовой факультет ДВГУ, создана кафедра (впоследствии отделение правоведения), которую возглавил, как вскоре и весь историко-правовой факультет, кандидат юридических наук Н.И. Овчинников. Реформа юридического образования ДВГУ 1980-х гг., уникальная для советской эпохи, опиралась на плеяду блестящих юристов-исследователей. В тот же период вышла на новый уровень научно-исследовательская работа преподавателей факультета. Общесоюзное и международное признание получила научно-образовательная школа уголовного права юридического факультета ДВГУ. В июле 1992 г. по инициативе ректора ДВГУ во Владивостоке на базе юридического факультета была проведена первая международная научная конференция, посвященная сравнительному анализу правовых систем России и Южной Кореи. Вскоре после образования в октябре 2010 г. на базе ДВГУ Дальневосточного федерального университета, присоединения к нему в 2011 г. других вузов была проведена реструктуризация всех академических подразделений университета, ликвидировавшая систему факультетов и институтов. Вместо них были созданы 9 крупных «центров компетенции» по наиболее конкурентоспособным на мировом уровне научно-образовательным направлениям университета, на основе которых созданы 9 школ. Юридический институт ДВФУ был преобразован в Юридическую школу ДВФУ.


Автор: В.И. Курилов, Т.М. Самусенко, В.В. Сонин, Н.Г. Присекина, А.Г. Фалалеев


Рубрика:
Визитная карточка


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье обосновывается система правовых актов РФ как их комплексная классификация. Критически рассматривая различные классификации правовых актов, автор доказывает их неполноту и предлагает вариант систематизации правовых актов. Выделен особый критерий классификации: юридическая природа акта. Охарактеризованы особенности юридической природы правовых актов различных видов. Большое число актов неопределенной или смешанной юридической природы порождают юридические коллизии и затрудняют правореализационную практику. Многие очерченные вопросы могут быть разрешены исключительно законодательным путем. Законодатель в этой сфере должен приоритетным образом решить две проблемы: во-первых, уточнить правомочия отдельных субъектов на издание тех или иных правовых актов, параллельно четко сформулировав требования юридической техники в отношении документов различных видов; во-вторых, ввести ограничения на издание уполномоченными субъектами актов, не предусмотренных законодательством, т.е. актов и документов неопределенной правовой природы, в отношении которых затруднительно определить их юридические последствия и степень обязательности.


Автор: Я.В. Гайворонская


Рубрика:
Теория права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассматриваются принцип справедливости и институт вины в уголовном праве, их закрепление, наравне с принципом гуманизма, в уголовном праве как основополагающих принципов, которые провозглашают исходные начала уголовно-правового регулирования. Автором затрагиваются такие моменты, как реализация принципа справедливости в уголовном праве, насколько реально он воплощается в жизни уголовным законодательством. Исследуются теоретические вопросы о понятии справедливости вообще и в уголовном праве в частности. Проводится анализ норм Общей и Особенности частей УК РФ на предмет их соответствия принципу справедливости. В статье анализируется и другой важный институт в уголовном праве — вина. Рассматриваются понятие и содержание вины, ее основные формы, реализация данного института на практике, а также такие спорные моменты, как двойная (или сложная) форма вины, а также кризисное положение института вины в уголовном праве, которое обусловлено накоплением противоречий в правовых нормах и потребностях их развития, практике применения уголовного закона и теоретических работах, посвященных проблеме вины.


Автор: И.Я. Гонтарь


Рубрика:
Полемические заметки


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о теоретической модели корпоративной (коллективной) уголовной ответственности. Автор определяет факторы, социально обусловливающие корпоративную (коллективную) уголовную ответственность, проводит соотношение коллективной гражданской, административной и уголовной ответственности, анализирует механизм преступной деятельности корпоративных (коллективных) образований. В работе делается вывод о том, что корпоративная (коллективная) уголовная ответственность должна осуществляться только в тех случаях, когда иные меры (гражданско-правового, административного характера), применяемые к коллективным образованиям, не способны восстановить социальную справедливость и предотвратить совершение новых деяний, причиняющих или способных причинить ущерб (вред) общественным отношениям, охраняемым уголовным законодательством. Механизм противоправной деятельности корпоративных (коллективных) образований порождается преступной корпоративной культурой, под которой предлагается понимать политику, способ правления, курс деятельности или практику корпоративного (коллективного) образования в целом или в его структурных подразделениях, в процессе которых незаконная деятельность от имени и (или) в интересах корпоративного (коллективного) образования допускается, поощряется либо является результатом попустительства лиц, осуществляющих функции его управления. Кроме того, в статье определяются условия корпоративной (коллективной) уголовной ответственности, обстоятельства, исключающие преступность деятельности юридических лиц и иных коллективных образований, наказания и иные меры уголовно-правового характера, которые могут применяться к коллективному субъекту.


Автор: Е.Ю. Антонова


Рубрика:
Дискуссионная трибуна


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена анализу деятельности форума «АСЕАН плюс Три» (АПТ) как специфической формы сотрудничества государств Восточной Азии. Она содержит краткий исторический обзор истории создания АПТ и раскрывает содержание основных стадий сотрудничества ее государств-членов. На примерах инстуционального и нормотворческого механизмов, функционирующих в рамках АПТ, показаны основные отличия данного объединения от международных межправительственных организаций, обладающих международной правосубъектностью. Анализ этих особенностей свидетельствует, что их государства-члены в настоящее время не готовы к созданию разветвленной сети международных договоров по основным направлениям своего сотрудничества. Форум функционирует посредством организации деятельности различного рода встреч и рабочих групп, принимающих в качестве своих итоговых документов юридически необязательные декларации и демонстрируя тем самым достаточно низкий уровень легализации отношений своих стран-членов. Форум «АСЕАН плюс три» как международное объединение обладает существенными особенностями по сравнению с «классическими» международными организациями. Среди основных из них можно выделить: отсутствие международной правосубъектности; многоуровневый и координационный характер деятельности институциональных подразделений, которые не предполагают возможности принятия решений, юридически обязательных для государств-членов; наличие основанного на консенсусе нормотворческого механизма, который в целом ориентирован на выработку и принятие документов политического характера.


Автор: В.В. Гаврилов


Рубрика:
Международное публичное право


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена анализу двух направлений процесса зарождения отечественного парламента: предпарламентским органам государственной власти, их структуре, формам деятельности и проектам создания парламента в царской России. Многоэтапный, противоречивый процесс становления отечественного парламента охватывает создание, организацию работы предпарламентских органов государственной власти и зарождение, развитие идей парламентаризма. Русское (Киевское) государство, образованное в IX в., относится к типу раннефеодальной монархии, оно сохраняет в составе органов государственной власти народное собрание (вече). Вече — собрание полноправных жителей города мужского пола — считалось юридически высшим органом власти в Новгороде, осуществляло законодательные, управленческие и судебные функции; от Новгородского веча принимали полномочия и были подотчетны другие носители власти: князь, владыка, посадник и тысяцкий. Для исследования первых признаков зарождения представительных (законодательных) органов власти в России большой интерес представляет Боярская дума. С середины XVI до середины XVII вв. деятельность Боярской думы дополнялась Земскими соборами. С начала эпохи «просвещенного абсолютизма» императрицы Екатерины II в Россию с Запада проникают либеральные идеи, теории разделения властей, естественного права, общественного договора и др. Органы государственной власти, предпарламентские формы работы, идеи учреждения парламента в России были теми родниками, ручейками, истоками, слияние которых в результате многовековой эволюции привело к созданию парламента РФ, становлению российского парламентаризма.


Автор: В.А. Шеховцов


Рубрика:
Из истории государства и права


Читать на сайте журнала

Дагель


А.И. Коробеев

Аннотация:
Данная персоналия посвящена памяти доктора юридический наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Плехана Сергеевича Дагеля. В ней представлены этапы (пути) становления П.С. Дагеля как ученого и педагога, обозначены наиболее значимые научные труды, их место в науке как советского, так и современного российского уголовного права, криминологии, криминалистики, уголовно-исполнительного и процессуального права, а также в смежных с ними науках: философии, социологии, этики и генетики, права и медицины. Прослеживается работа и существенный вклад в изучение таких проблем в советском уголовном праве и криминологии, как учение о вине, личности преступника, а также комплексное исследование актуальных проблем виктимологии, неосторожной преступности, уголовной политики, нравственно-этических, философско-психологических, социально-политических проблем юридической теории и практики. Обозначены фундаментальные работы: «Модель юриста», «Проблемы вины в советском уголовном праве», «Учение о личности преступника в советском уголовном праве», «Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы», «Проблемы советской уголовной политики». Показана не только научно-исследовательская, но и учебно-воспитательная работа П.С. Дагеля. В частности, им были разработаны курсы лекций по уголовному праву и по советской уголовной политике.


Автор: А.И. Коробеев


Рубрика:
Имя в науке


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся правовой природы, условий применения и порядка определения размера компенсации за нарушение исключительных интеллектуальных прав; проанализированы признаки, характеризующие компенсацию как самостоятельную меру гражданско-правовой ответственности. Подробно исследованы критерии, учитываемые при определении размера компенсации от 10 тыс. до 5 млн руб. (характер допущенного нарушения; срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации; степень вины нарушителя; наличие ранее совершенных ответчиком нарушений исключительного права данного правообладателя; соразмерность компенсации последствиям нарушения и др.), а также особенности их применения в российской судебной практике. Кроме того, в статье анализируются проблемы, возникающие при расчете компенсации за нарушение исключительного права в двукратном размере стоимости экземпляров произведения, фонограмм, товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или наименование места происхождения товара, или двукратном размере стоимости права использования произведения, объекта смежных прав, товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование объекта.


Автор: А.П. Рабец


Рубрика:
Проблемы теории отраслей права


Читать на сайте журнала

Авторизация