Научные журналы
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


"LEX RUSSICA" № 2 за 2016 год


Статей в номере: 13

Самый читаемый автор номера: А. И. Ситникова

П. П. ГЕНЗЕЛЬ


М. В. Лушникова, А. М. Лушников

Аннотация:
Статья посвящена анализу научного наследия выдающегося представителя московской школы финансового права П. П. Гензеля. Его исследования не утратили актуаль- ности как в части содержания, так и методологии финансово-правовых исследований. Уче- ния П. П. Гензеля о коммунальном (местном) налогообложении, поземельном и подомовом налогах, коммунальных сборах, прогрессивном налоге с наследств представляют несомнен- ный интерес для наших современников. Дело в том, что правовые реформы отечественной налоговой системы вновь на повестку дня поставили вопросы местного реального налого- обложения, специальных местных сборов (парафискальных платежей), налога с наследств, весьма необоснованно и поспешно исключенного из нашей налоговой системы. П. П. Гензель, будучи приверженцем социологического направления финансовой науки, был далеко «некаби- нетным» ученым, а ученым, предпринимающим усилия по реализации своих идей в законот- ворческой практике. В статье также излагается биография ученого. Биографии видных отечественных юри- стов интересны и поучительны сами по себе. Они позволяют лучше понять и оценить научное наследие этих ученых.


Автор: М. В. Лушникова, А. М. Лушников


Рубрика:
Имя в науке


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья знакомит с основными понятиями системной теории Н. Лумана о праве, такими как коммуникация, аутопойесис, нормативное ожидание, код законное/ незаконное, парадокс правовой системы, формула неопределенности, а также содержит критический разбор положений системной теории с опорой на позиции В. С. Нерсесянца и Ю. Хабермаса. Рассмотрение Н. Луманом общественных отношений сквозь призму комму- никаций отражает подчинение человека бездушной логике социальных систем в современ- ном обществе. Подмеченный Н. Луманом основополагающий парадокс правовой системы оборачивается зависимостью права от политической власти, что свидетельствует об отказе от поиска внутреннего системообразующего фактора правовой системы. Пози- тивистский подход угрожает системности права. Предложенное системной теорией по- нимание справедливости не помогает саморазвитию правовой системы. Правовая систе- ма не имеет цели, права человека рассматриваются с инструментальной точки зрения как средство беспрепятственного самовоспроизводства социальных систем. В рамках этого подхода дальнейшее развитие прав человека ради обеспечения достойного уров- ня жизни видится нежелательным искажением. Правовые воззрения Н. Лумана выража- ют кризисные явления современного общества, где право постепенно утрачивает свою значимость для обыденной жизни людей. Основной недостаток системной теории Н. Лу- мана о праве состоит в сведении нормы к факту в социологическом ключе. Либертарно- юридическая теория В. С. Нерсесянца видится более последовательным приложением си- стемного подхода к изучению права, которое преодолевает парадокс правовой системы благодаря надлежащей трактовке нормативности права, тем самым решая проблему самообоснования права. Правовая норма не может быть фактом, потому что является теоретической моделью позитивного права. Либертарно-юридическая теория понимает правовую норму не в логическом смысле нормативного высказывания со связкой «должен», а в юридическом смысле особой формы долженствования, отличающейся структурой «если…, то…, иначе…» (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь позитивное право в целом осмысляется как одна правовая норма. Это позволяет придать системности права опре- деленность в качестве регулятивного идеала, раскрыв значение принципа формального равенства как внутреннего системообразующего фактора правовой системы.


Автор: В. А. Слыщенков


Рубрика:
История правовой мысли


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Предлагается анализ исторического развития форм участия потерпевшего (истца) и его представителя в отечественном уголовном судопроизводстве с древней- ших времен (от Русской Правды) и вплоть до Великой судебной реформы императора Алек- сандра II 1864 года. Исследование направлено на выявление тенденций, а также исто- рической преемственности в регламентации процессуального положения потерпевшего (истца) и его представителя, а также зависимости процессуального положения потер- певшего от принятой в тот или иной исторический период формы судопроизводства. Исследование проведено с использованием сравнительно-правового и исторического ме- тодов на основе анализа широкого круга исторических правовых актов — международно- правовых договоров Руси, Русской Правды, Судебников 1497 и 1550 годов, Соборного уложе- ния 1649 года, Свода законов Российской империи и других. Делается вывод, что на процессуальном положении потерпевшего в тот или иной период развития российского государства и права самым непосредственным образом сказыва- лась принятая форма судопроизводства, то есть в конечном счете соотношение част- ных и публичных начал при осуществлении правосудия. Если изначально от воли и усмо- трения потерпевшего (истца) в полной мере зависел весь ход процесса, то с укреплением государственности, которая в тот период неизбежно вела к усилению политического угнетения личности, возникает и развивается порядок сыскной (инквизиционный), при ко- тором потерпевший утрачивает какие-либо возможности влиять на ход дела.


Автор: С. В. Юношев


Рубрика:
История государства и права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье рассматривается история Дай-Цин-го (Империя Цин), Китайской Республики, возглавляемой Гоминьданом, и Китайской Народной Республики во главе с КПК в период от «опиумных войн» середины XIX века до наших дней. Показан долгий и мучи- тельный путь Поднебесной от политического и национального унижения к богатству и могуществу. С середины XIX в. великие державы путем «дипломатии канонерок» навязали Китаю полу- колониальный статус. Это подтолкнуло правящую династию Цин к «политике самоуси- ления» путем «усвоения западных дел», а затем вынудило к обещанию конституционной реформы. Неэффективность проводимых правительственных реформ обусловила радикализацию оппозиционного движения, превратившегося в революционное. Синьхайская революция 1911 г., свернув «иноплеменную» манчжурскую династию Цин, провозгласила восстанов- ление национальной китайской государственности и республиканскую форму правления. Ради общественного согласия первый Президент Китайской Республики Сунь Ятсен усту- пил свой пост генералу Юань Шикаю, поддерживаемому армейской элитой. Молодой Китайской Республике угрожали как реставрационные попытки сторонников Цинской династии, так и имперские амбиции Президента Юань Шикая, а затем самоуправ- ство генералов — «милитаристов», не считавшихся со слабой центральной властью. На защиту республики встала основанная Сунь Ятсеном партия Гоминьдан, создавшая временный «объединенный фронт» с Коммунистической партией Китая. Под влиянием советского опыта партийного строительства и ГМД, и КПК превратились в авторитар- ные партии, призванные руководить государством и военными силами. Созданная Сунь Ятсеном теория «политической опеки» вошла в идейный арсенал и практику Гоминьдана, а затем была негласно заимствована КПК. Успешное завершение «Северного похода» 1926–1928 гг. спасло Китайскую Республику и дало начало десятилетнему «партийному правлению» Гоминьдана. Политическая прак- тика «нанкинского десятилетия» привела к сращиванию партийного, военного и государ- ственного аппарата, характерному и для последующих периодов истории Китая. Разрыв Гоминьданом союза с КПК и репрессии против коммунистов положили начало гражданской войне 1927–1936 гг. Лишь война с Японией вынудила политических соперников к временно- му воссозданию «объединенного фронта».Возобновившаяся в 1946 г. гражданская война привела к победе КПК и созданию Китайской Народной Республики. В статье подробно анализируются основные этапы и важнейшие события политического развития КНР и их конституционного оформление.


Автор: Е. В. Поликарпова


Рубрика:
История государства и права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье говорится о том, что современный период характеризуется пере- устройством существующего миропорядка, очередной переоценкой ценностей и поиском смысла российского бытия. Этот смысл заложен в тайне рождения народа, он проявля- ется в особенностях его исторического развития. История отдельного, в частности, славяно-русского народа — это не все то, что было в его жизни, а то, что историзировано, отобрано, получило социальную оценку значимо- сти, что сохранено в качестве исторического опыта, способного влиять на последующие события, другие народы, на общую историю. В историзации видится основа именования, самоидентификации народа, определения и сохранения его судьбы. Это актуализируют дальнейшее, углубленное исследование вопросов возникновения и развития славяно-рус- ского народа. Этот народ, являющийся частью и основой общего исторического процесса, дал мировой культуре идеи духовности, православия, соборности, праведного правления, обязатель- ности труда, совести, ответственности, смысла бытия. Он дал русскую идею, основан- ную на специфическом мировоззрении, целостном религиозно-нравственном восприятии духовного и материального мира, характеризующимся единством знания и веры, чутьем правды, закрепленным в понятиях «государство правды», «закон правды». Отмечается, что обращение к вопросам возникновения славяно-русского народа связано с изменением территориальных, временных, иных условий жизни предшествующих этно- сов, народов, их названий. Оно актуализируется меняющимися соотношениями действу- ющих сил, субъективизмом, политизацией событий, имеющих значение для собственной и общей истории. Актуализация связана с заимствованием иностранного, с искажением в процессе исто- ризации отечественной истории, необъективным ее изложением зарубежными и отече- ственными авторами. Русскими мыслителями в этом виделась опасность для бытия на- рода. Она возникала на протяжении всей российской истории. В XX веке возникла дважды, в на- чале и в конце его, когда русский народ начинал утрачивать смысл бытия, свое самосо- знание и внутреннее содержание. Он пытался обрести их в условиях советской России. Осознавая нависшую опасность, пытается это делать сейчас. Обращение к истокам славяно-русского народа побуждают продолжающиеся оживленные дискуссии в научной среде, предметом которых были и остаются вопросы, касающиеся этнической принадлежности, времени, места, путей возникновения, стадий развития, родового имени, особенностей бытия и роли в историческом процессе.Ставится вопрос о том, что киевский период есть своеобразный и важный этап в раз- витии древнерусской народности, ее государственности, культуры. Но не с него они начинают свой исторический путь. Не в нем закладываются духовно-нравственные основы и национальные особенности своеобразного типа славяно-арийского, славяно- русского, русского, великорусского, российского народа и его государственно-правовой жизни.


Автор: Т. И. Демченко


Рубрика:
История государства и права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Первые криминалистические определения следственной группы были даны в середине ХХ века, и до настоящего времени они трансформировались незначительно. Вместе с тем на законодательном уровне этого определения не содержится. Расследова- ние уголовного дела несколькими следователями длительное время вообще не имело пра- вовой регламентации. Расследование преступлений группой следователей впервые было закреплено в ч. 3 ст. 129 УПК РСФСР в 1961 году. В УПК РФ расследование уголовного дела несколькими следователями регламентировано в ст. 163 УПК РФ. В статье показана дея- тельность следственной группы по расследованию уголовного дела на примере расследо- вания уголовного дела по факту аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Можно с уверенностью сказать, что производство расследования следственной группой — это тот же проект, только регламентированный рамками уголовно-процессуального законодательства. Ру- ководитель следственной группы как менеджер проекта, работая на заказчика — руково- дителя следственного органа, должен помнить, что его задача — начать расследование (проект) и делать то, что он считает нужным, чтобы направить уголовное дело в суд либо принять иное законное и обоснованное решение (завершить проект). Руководитель следственной группы отвечает не только за итоговый результат, не только за лично выполняемые следственные и иные процессуальные действия, но и за текущее расследование уголовного дела следователями. Для того чтобы успешно вы- полнять свои обязанности, необходимо быть в курсе всего, что происходит в ходе рас- следования. Часть сведений возможно получить от следователей лично, часть — из их отчетов. Полезно раз в неделю проводить небольшие совещания с членами следственной группы, во время которых необходимо остановиться на следующих вопросах: какую рабо- ту члены команды (следователи) выполнили за истекшую неделю, как идет выполнение плана; что следователи намерены выполнить на следующей неделе и насколько это от- вечает утвержденному плану; появились ли какие-либо новые проблемы или риски, нужно ли вносить изменения в план. Такую организационную форму расследования, как следственная группа целесообразно ис- пользовать при наличии обстоятельств, прямо указанных в ч. 1 ст. 163 УПК РФ — в случае сложности или большого объема. Криминалисты также выделяют определенные обстоя- тельства, когда можно рекомендовать производство предварительного следствия след- ственной бригадой, а именно: возникновение большого количества версий о лицах, совер- шивших преступление, и его обстоятельствах, проверку которых необходимо производить одновременно; поступление данных о сходных между собой преступлениях, имевших место на территории различных населенных пунктов, в связи с чем возникает срочная необходи- мость проверки версии о совершении их одними и теми же лицами; наличие в материалах дела большого количества связанных между собой эпизодов, раздельное расследованиекоторых невозможно; необходимость одновременного расследования преступлений, со- вершенных на ряде крупных объектов, при отсутствии возможности выделить самосто- ятельные уголовные дела; привлечение по уголовному делу большого количества обвиняе- мых, совместно совершивших одно или несколько преступлений; обширность территории, на которой приходится вести расследование, если невозможно ограничиться следственны- ми поручениями (отдельными требованиями); общественный резонанс, особая значимость расследуемого преступления; сокращения сроков расследования преступления. О несомненной эффективности расследования преступлений следственной группой сви- детельствует накопленный годами положительный опыт. К числу преимуществ, связан- ных с участием в расследовании нескольких следователей, могут быть отнесены: сокра- щение сроков расследования, что ведет к улучшению качества следствия; возможность эффективного решения тактических задач расследования в условиях, когда требуется одновременное производство большого количества различных по характеру и степени сложности следственных мероприятий.


Автор: В. О. Захарова


Рубрика:
Следственная практика


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Конструкция правовой (юридической) оценки, имея широкое применение в контексте уголовного права, институционально мало исследована на уровне соот- ветствующей отрасли права. В данной статье анализируется понятие правовой (юри- дической) оценки, рассматриваются элементы ее структуры (объект, субъект, основа- ние и характер), специфика ее проявления. В статье исследуется процесс использования данной конструкции в рамках отрасли уголовного права, в частности, затрагивается вопрос о рассмотрении квалификации преступлений (уголовно-правовой квалификации) как разновидности правовой (юридической) оценки. Как показал анализ литературы, в доктрине уголовного права правовой (уголовно-правовой) оценке подвергались отдель- ные виды и разновидности преступлений, объекты преступного посягательства, от- дельные признаки объективной стороны преступления, действия, преступность кото- рых может исключаться, отдельные институты уголовного права, некоторые статьи УК РФ, отдельные уголовно-правовые категории. Автором обосновывается тезис о том, что конкретные уголовно-правовые запреты должны подлежать комплексной оценке. Уголовно-правовой запрет должен оцениваться: как нормативно-правовое предписание, законодательная юридическая конструкция, закрепляющая все возможные варианты (модели) преступного поведения, признаваемого в соответствии с уголовным законода- тельством противоправным в конкретно-исторический период; как формальное госу- дарственно-властное веление нормативного характера, содержащее обязанность лица не совершать (воздерживаться от совершения) общественно опасные деяния, призна- ваемые уголовным законом противоправными, интерпретирующее общественные от- ношения сквозь призму механизма уголовно-правового воздействия. Автор приходит к выводу о том, что применительно к конкретному уголовно-правовому запрету оценке подлежат его социальная обусловленность и обоснованность, а также смысловое содер- жание и форма его изложения как уголовно-правового предписания; одновременно — прак- тика реализации конкретного запрета, то есть его оценка как государственно-власт- ного веления нормативного характера. Правовая оценка уголовно-правового запрета, состоящая в установлении его существенных свойств и признаков, направленном на выявление его общественной ценности, обусловлена двойственностью его социально- правовой природы. Этим во многом обусловлены основания оценки соответствующего запрета, которые также зависят от выбора субъекта оценки. Комплексная правовая оценка конкретного уголовно-правового запрета, обладая объективно-субъективным ха- рактером, должна отражать в себе оценки его различных ипостасей, выступая мостом, соединяющем теорию и практику.


Автор: С. А. Маркунцов


Рубрика:
Дискуссионная трибуна


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Институт соучастия в преступлении рассмотрен с позиций двухуровневой организации законодательного текста, наличие которой обусловливает законодатель- но-текстологическое исследование конструктивных особенностей института соучастия, его уголовно-правовых предписаний, а также концептуальных построений, которые наш- ли свое закрепление в нормативном тексте. Новеллы главы «Соучастие в преступлении» сформулированы в соответствии с авторской концепцией эквивалентной ответствен- ности соучастников и принципиальных положений законодательной текстологии, что по- зволило уточнить дефиницию соучастия; внести коррективы, касающиеся разновидностей организаторов; дополнить дефиницию подстрекателя указанием на широко распростра- ненные способы подстрекательства; сформулировать нормы о формах группового соуча- стия и дать определения понятий «группа лиц», «группа лиц по предварительному сговору», «организованная преступная группа», «преступное сообщество»; уточнить квалификацию действий организатора, подстрекателя и пособника при незавершенном характере дей- ствий исполнителя под воздействием не зависящих от него обстоятельств; предложить правила квалификации действий общего субъекта, принимавшего участие в преступлении совместно со специальным субъектом; сформулировать новые статьи об уголовной от- ветственности организаторов, руководителей и участников организованной преступной группы и преступного сообщества; перегруппировать и уточнить нормативный текст об эксцессе исполнителя; сформулировать новеллы о правовых последствиях добровольного отказа соучастников — в случае отказа исполнителя от доведения преступления до конца и в случае отказа со стороны организатора, подстрекателя и пособника. Теоретическая модель главы «Соучастие в преступлении» сформулирована в соответ- ствии с основными положениями уголовно-правовой текстологии: в частности, исходная статья о понятии соучастия дополнена юридически значимым признаком, согласно кото- рому соучастниками являются лица, подлежащие уголовной ответственности, а в при- мечании к данной статье указаны лица, совместная деятельность которых не образует соучастия; новелла об ответственности соучастников разукрупнена за счет абзацно- литерного членения проектируемых предписаний; логичным завершением главы о соуча- стии являются формулировки об ответственности соучастников при наличии в их дей- ствиях добровольного отказа от дальнейшего совершения преступления.


Автор: А. И. Ситникова


Рубрика:
Заочный круглый стол «Новый уголовный кодекс России: Концептуальные основы и теоретическая модель»


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена анализу международно-правовых аспектов охраны мор- ского биоразнообразия и его основного компонента — морских охраняемых районов (МОР). Предлагается международно-правовое определение понятия МОР. Анализируются содер- жащиеся в законодательстве государств определения МОР. Рассмотрены причины и осно- вания для установления таких районов. Подробно рассмотрены виды МОР. Отмечается, что в настоящее время можно выделить следующие виды: морские заповедные зоны; особо уязвимые морские районы; районы охра- ны всемирного культурного наследия; охраняемый район или район, в котором необходи- мо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия; непосред- ственно морские охраняемые районы. Анализируются положения международных договоров, а также актов рекомендательно- го характера, предусматривающих возможность и необходимость установления МОР. Значительное внимание уделено рассмотрению вклада ООН в развитие института МОР. Отмечена большая роль Генерального секретаря ООН в процессе определения роли МОР в деле сохранения морских живых ресурсов и биоразнообразия. Приведены и рассмотрены резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Отмечено, что особое внимание необходимо уде- лить принятой в 2015 г. Резолюции «Разработка на основе Конвенции ООН по морскому праву международного юридически обязательного документа о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции». В ходе разработки юридически обязательного документа бу- дут рассмотрены проблемы учреждения МОР. Помимо ООН, исследована деятельность других международных межправительственных организаций: ФАО, ЮНЕСКО, НЕАФК по различным проблемам МОР. Приведены примеры создания МОР в водах, находящихся под юрисдикцией ряда государств: Канады, США, Японии, Мексики и Кубы. Отмечены и проанализированы национальные нор- мативные правовые акты, в соответствии с которыми были установлены такие районы. Отдельное внимание уделено деятельности АНТКОМ по созданию МОР в зоне регулирова- ния Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. Отмечено, чтоэта организация активно принимает различные меры по установлению таких районов. Проведен анализ принятых АНТКОМ решений. По итогам рассмотрения указанных проблем авторами предложено разработать и при- нять на международном уровне кодекс о правовом положении МОР.


Автор: К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев


Рубрика:
Международное публичное право


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье исследуются перспективы социально-правового позиционирования гражданского судопроизводства в грядущих принципиально новых общественно-техноло- гических реалиях электронного сервисного государства. Автором обосновывается тезис, согласно которому в наступающую постиндустриальную эпоху электронного государ- ства, наряду с деятельностью других государственных органов, правосудие по граждан- ским (арбитражным) делам все в большей степени будет приобретать черты публично- правовой услуги, оказываемой государством в силу возложенной на него обязанности по защите нарушенных прав. Автор выявляет и систематизирует предпосылки восприятия гражданского судопро- изводства как публично-правовой услуги, оказываемой гражданами юридическим лицам (потребителям) государством в силу возложенной на него обязанности по защите на- рушенных прав. Дается общая характеристика социально-культурных, государствовед- ческих, методологических, организационных и теоретико-правовых предпосылок позицио- нирования гражданского судопроизводства как услуги в условиях электронного сервисного государства. Качественно новые свойства электронного государства рассматриваются как социально-культурная среда для возникновения и развития новой концепции граждан- ского судопроизводства, обусловленной реализацией современной научной методологии и правопонимания, пришедшего на смену позитивизму.


Автор: В.А. Пономаренко


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В статье исследуются вопросы толкования норм конституции органами ох- раны конституции на постсоветском пространстве на примере Беларуси, Казахстана и России. Определяются как схожие, так и отличительные черты обозначенных органов в разрешении рассматриваемых вопросов. Сходство реализуется в общих подходах толко- вания конституции органами конституционного контроля исследуемых государств. Кро- ме того, прослеживаются схожие черты в механизме обеспечения единства толкования норм конституции и правоприменения судами. Отличительные признаки заключаются в том, что специализированные органы охраны конституции в Беларуси и в России — это Конституционный Суд, а в Казахстане — Конституционный Совет. Отмечается, что объединение высших судов в Беларуси и Российской Федерации будет способствовать формированию единства правоприменения.


Автор: И. Ю. Остапович


Рубрика:
Теоретические проблемы отраслей права


Читать на сайте журнала

Аннотация:
В 1987 г. ныне упраздненная Комиссия по правам человека рассматривала жа- лобу И. Седерберг-Лаппалайнен против Швеции, в которой вопрос о существовании поли- тических прав ребенка впервые обсуждался на уровне международного органа по защите прав человека. В этом деле Комиссия высказала однозначное суждение о наличии у ребенка, достигшего определенного возраста психической зрелости, отдельных политических прав. Принятие Конвенции ООН о правах ребенка в 1989 г. ознаменовало зарождение нового международно-правового стандарта ограниченных прав несовершеннолетних лиц. Тем не менее ряд государств подписали эту Конвенцию с оговорками о непризнании тех ее положений, которые касаются политических прав. Несмотря на формирование нового стандарта международного права, на сегодняшний день как в юридической науке, так и в практике отдельных государств нет принципиального согласия по вопросу существова- ния у детей политических прав. Принимая во внимание мнения авторов, отрицающих возможность наделения ребенка политическими правами, наравне с мнением сторонников существования политических прав ребенка, настоящая статья отстаивает правомерность существования ограни- ченных политических прав несовершеннолетних. Концепция легитимности ограниченных политических прав несовершеннолетних апробируется на положениях действующего рос- сийского законодательства о правах ребенка.


Автор: М. А. Риэккинен


Рубрика:
Права человека


Читать на сайте журнала

Аннотация:
Статья посвящена проблеме обеспечения эффективной правовой реализа- ции законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Для российской политической действительности сделалось вполне традици- онным явлением принятие правомерных и целесообразных нормативных правовых актов, очевидная правовая ценность которых, однако, совершенно обесценивается необязатель- ностью их реализации. Такая ситуация всегда чревата развитием разнообразных дефор- маций правовой системы государства, а наиболее опасным последствием подобного рода деформаций следует считать возникновение правового режима аномии. Данное явление совершенно неприемлемо в условиях закладывания основ правового (и социального) госу- дарства в нашей стране, поскольку только точная и неуклонная реализация норм права является самой действенной юридической мерой, обусловливающей оптимальное право- вое регулирование в сфере прав и свобод человека и гражданина. Не следует забывать и о том, что главная задача правового государства быть самым деятельным гарантом и заступником естественных прав человека. Права и свободы человека выступают одно- временно и средством, и целью развития всякого цивилизованного общества, а значит, и его важнейшего политического, публично-властного института, то есть государства. Таким образом, права человека выступают тем реальным и эффективным социальным регулятором, который направляет и упорядочивает деятельность всех общественных и политических институтов, осуществляющих поддержку в жизненной и творческой реализации каждой человеческой личности. По нашему мнению, давно назрела насущная необходимость переноса центра тяжести с аналитического исследования нормативной базы, обеспечивающей соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, на рассмотрение институциональной составляющей этого обеспечения. Именно поэтому целью настоящей статьи стал поиск действенных способов обеспечения эффективной реализации уже существующих правовых норм, а также анализ деятельности институ- тов публичной власти, ответственных за точную и неуклонную реализацию законода- тельства в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека в Российской Федерации


Автор: И. В. Галкин


Рубрика:
Права человека


Читать на сайте журнала

Авторизация